Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста

Мурзова Маргарита Сергеевна
Вакуленко Татьяна Сергеевна

Воспитатель, МБДОУ детский сад № 47, г. Белгород, Белгородская область
Воспитатель, МБДОУ детский сад № 47, г. Белгород, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мурзова М.С., Вакуленко Т.С. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста // Совушка. 2024. №3 (37). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/37/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2296351


 

В младшем дошкольном возрасте формируются основы здорового образа жизни, поэтому правильно организованная физическая активность может оказать положительное влияние на детей на протяжении всей их жизни. Однако, организация такой работы требует особого подхода к индивидуальным особенностям каждого ребенка, а также пристального внимание к данному направлению. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста, а также представим методики и рекомендации для педагогов и родителей, чтобы помочь детям развиваться физически, эмоционально и социально.

Физические упражнения помогают детям развить координацию, гибкость, силу и выносливость. Они активно воздействуют на развитие мышц, костей и сердечно-сосудистой системы ребенка, что очень важно для его полноценного роста и развития. Поэтому, в своей работе мы особое внимание уделяем физкультурно-оздоровительной работе с детьми, так как она является ключевым этапом в формировании здорового образа жизни среди маленьких детей. Этот процесс предполагает не только развитие физических навыков, но и формирование осознанного отношения к здоровью.

Любая работа в образовательном учреждении строится на принципах гуманизации, индивидуальности, системности, последовательности, доступности, комплексности, взаимодействии, сотрудничестве, успешности. Теоретические основы физического воспитания в детском саду являются фундаментальным элементом разработки программы физкультурно-оздоровительной работы. Они включают в себя изучение основных принципов физической культуры, возрастных и индивидуальных особенностей детей, психофизиологии развития ребенка. Поэтому, при планировании занятий по оздоровлению малышей в дошкольном учреждении, педагоги должны обязательно учитывать данные аспекты. Не менее важным аспектом является подбор методик и форм организации занятий, учитывающих возрастные особенности детей и способствующих разностороннему развитию их физических качеств. Также необходимо учитывать технологические аспекты проведения занятий, подготовка оборудования, создание безопасной среды для занятий, а также контроль за эффективностью проводимых мероприятий. Все эти этапы относятся к организационному этапу физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

При подготовке оздоровительных занятий в первой младшей группе детского сада № 47 г. Белгород, мы придерживаемся следующих принципов:

1. Игровая форма занятий. Основной принцип организации занятий физкультурой для младших дошкольников − это игровая форма. Игровая форма занятий физкультурой в дошкольном учреждении является одним из самых эффективных способов мотивировать детей к физической активности и заботе о своем здоровье. Вот несколько идей, как организовать игровые занятия физкультурой в детском саду: «Звериная ферма»: дети могут превратиться в различных зверей и выполнять соответствующие движения (тигр – прыжки, обезьяна – подъемы, слон – приседания и т.д.); «Танцевальный карнавал»: организуйте музыкальные занятия, где дети будут танцевать под разные музыкальные ритмы, развивая координацию и равновесие; «Спортивные эстафеты»: проводите соревнования на ловкость, скорость и гибкость, где дети соревнуются в командной игровой форме; «Школа волшебников»: дети могут выполнять физические упражнения, соответствующие заклинаниям из мира волшебства («стой на одной ноге как фея», «прыжок на метле как ведьма»).

Игровая форма занятий физкультурой помогает детям не только развивать физические навыки, но и воспитывает интерес к здоровому образу жизни и физической активности с самого малого возраста.

2. Разнообразие упражнений. В младшей группе детского сада важно проводить легкие и разнообразные упражнения по физкультуре, которые будут способствовать развитию моторики, координации и общей физической подготовки детей. Вот несколько примеров упражнений, которые можно проводить в младшей группе:

  • Растяжка: разминайте руки, ноги, шею и спину детей, проводя легкие растяжочные упражнения, такие как пригибания, повороты и наклоны.
  • Прыжки: позвольте детям прыгать на месте, выполнять различные прыжки (кенгуру, лягушка, звезда), что развивает силу ног и равновесие.
  • Бег: организуйте бег по месту или небольшие дистанции, чтобы улучшить выносливость и координацию движений.
  • Игры с мячом: проводите упражнения с мячом (кидания, ловли, отбивания), которые развивают навыки метания и ловли, а также координацию движений.
  • Орнамент: придумайте комплексы движений, включающие элементы плавной гимнастики, что поможет развить гибкость и координацию.

Важно, чтобы упражнения были доступны и интересны для детей, а также безопасны для их здоровья и развития.

3. Безопасность. Важно обеспечить безопасность каждого упражнения и контролировать детей во время занятий, чтобы избежать травм.

4. Положительное подкрепление. Поощрение и похвала играют важную роль в процессе обучения. Дети стараются лучше, когда их усилия замечают и поощряют.

Работа по оздоровлению детей должна быть включена во все виды деятельности ДОУ - режимные моменты, игры, непосредственно-образовательную деятельность, взаимодействие с семьёй. Поэтому в нашем детском саду очень часто проводятся спортивные мероприятия и праздники, организована работа кружков, таких как хореография, футбол, есть занятия по ЛФК. Особое внимание уделяется режиму дня и традиционным формам оздоровления с элементами закаливания, например: ходьба босиком по траве, воздушные ванны в тёплое время года, купание в открытом бассейне. Так же, в нашем дошкольном учреждении используются нетрадиционные методы оздоровления детей, такие как: «Тропа здоровья», «Пальчиковая гимнастика», «Музыкотерапия», «Релаксация», «Ароматерапия». Они помогают улучшить самочувствие детей, снять напряжение, активизировать защитные силы организма

В настоящее время физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях играет важную роль в формировании здорового образа жизни у детей. Однако, для дальнейшего развития данной работы необходимо уделить внимание определенным перспективам. В частности, следует активно внедрять инновационные технологии и методики, направленные на повышение эффективности занятий по физкультуре и оздоровлению. Также важно разрабатывать и внедрять дополнительные программы с учетом специфики каждого дошкольного учреждения. Кроме того, необходимо обеспечить системное обучение педагогических кадров новым методикам и подходам для более эффективной работы с детьми. Все это позволит создать благоприятные условия для полноценного физического и психологического развития дошкольников.

 

 Литература:

  1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века / Ю.Е., М.Н. Кузнецова и др. М., 2000.
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие / Л.В. Гаврючина. М.: ТЦ Сфера, 2007. 160 с.
  3. Горькова Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ: основные виды, сценарии занятий / Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. М.: 5 за знания, 2005. 112с.
  4. Вареник Е.Н. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет: планирование и конспекты / Е.Н. Вареник, С.Г. Кудрявцева, Н.Н. Сергиенко. М.: ТЦ Сфера, 2007. 208 с.