Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью кинезиологических упражнений и пальчиковой гимнастики в ДОУ

Мирземагамедова Рима Радимовна

Воспитатель, МБДОУ«Д/с № 37 «Золотой ключик», г. Каспийск, Республика Дагестан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мирземагамедова Р.Р. Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью кинезиологических упражнений и пальчиковой гимнастики в ДОУ // Совушка. 2024. №3 (37). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/37/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2296342


 

На современном этапе развития системы образования запросы общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и стараться стать успешным. Одним из важных условий обновления современного образования является использование новых информационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность образовательного процесса, с другой применить индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания. Также в настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а умение учиться, развивать личность через формирование универсальных учебных действий.

Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования по направлению «Речевое развитие», одной из важнейших задач является овладение воспитанниками речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

В работе по развитию речи детей дошкольного возраста я использую два метода работы - кинезиологические упражнения и пальчиковую гимнастику.

1. Пальчиковая гимнастика – это эффективный способ развития мелкой моторики. Польза пальчиковых игр заключается в следующем:

  • развитие моторики рук и пальцев. У детей, особенно младшего возраста, формируются движения, необходимые для письма, рисования, вырезания, складывания. Пальчиковые игры для малышей позволяют усовершенствовать эти движения и влияют на развитие мелкой моторики. Пальцы рук − это наиболее точный и чувствительный инструмент ребенка. Занятия помогают развить способность координации мелких движений рук и пальцев;
  • улучшение концентрации и внимательности. При выполнении пальчиковых упражнений, у детей улучшается концентрация внимания на задаче и развивается умение удерживать внимание в течение продолжительного времени;
  • развитие речи и языковых способностей. При выполнении некоторых упражнений дети могут повторять слова и звуки, что положительно влияет на развитие речи и языковых способностей.

Поэтому, пальчиковая гимнастика для дошкольников – это важный элемент раннего детского развития и влияет на развитие многих аспектов. Для того, чтобы дети могли с интересом и увлеченностью выполнять пальчиковую гимнастику, мной было создано дидактическое пособие «Пальчиковые дорожки».

Цель: создание условий для развития речи детей, через развитие мелкой моторики пальцев рук.

Описание пособия: Многофункциональное дидактическое пособие «Пальчиковые дорожки» изготовлено из фетра разных цветов (основные - желтый, фиолетовый, оранжевый, розовый). Также в пособии использовались: кнопки пришивные разных размеров, стразы самоклеящиеся, шнурок, пуговицы деревянные, шарики тканевые. Материал для пособия был выбран не случайно. Фетр не вызывает аллергии, не крошится, легко обрабатывается (чистится). Использование фетра в изготовлении пособия делает его эстетичным, безопасным, оригинальным, практичным и лёгким в использовании.

Инструкция к работе с пособием:

Первый этап: знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения.

Второй этап: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы он может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта − «шаги» указательным и средним пальцами. Усложнение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности: указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец и мизинец; безымянный и мизинец.

Третий этап: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой − «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой − большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений, воспитывает у ребенка сосредоточенность.

2. Второй метод работы – это кинезиологические упражнения. Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение, т.е. наука о развитии умственных способностей через специально организованные двигательные упражнения. То есть, осуществляет развитие по принципу от движения к интеллекту. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина), а также зарубежными и советскими учеными была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Основным требованием является точность выполнения специальных движений и приемов. При этом их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Проводя кинезиологическую гимнастику, использую картотеку. Основные упражнения можно проводить с проговариванием подобранных стишков.

«Колечко»

Образуют кольцо из большого и поочередно всеми другими пальцами. Пальцы перебираются многократно в прямом и обратном порядке. Начинающие выполняют такую тренировку отдельно правой и левой, а после – обеими руками сразу.

«Ладонь-ребро-кулак»

Упражнение, при котором ребенок должен последовательно сменять три указанных положения руки на поверхности парты или стола. В «разложенном» положении руку кладут на стол ладонью на парту, на ребро и в кулак она ставится так, чтобы мизинец находился внизу. Выполнять тренировку нужно сначала каждой рукой поочередно, затем обеими руками одновременно. Полный цикл смены положений нужно повторить 8-10 раз.

«Зайчик-колечко-цепочка»

Зайчик: указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Прыгнул заинька с крылечка и в траве нашел колечко. А колечко не простое – блестит, словно золотое. Колечко: указательный и большой пальцы соединяются. Средний, безымянный, мизинец вытянуты вперед. Цепочка: поочередно соединяем большой палец с указательным, со средним и т.д. и через них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков другой руки.

«Зайчик-коза-вилка»

Зайчик: указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Зайка серый скачет ловко. В лапке у него морковка.

Коза: указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный - прижать большим пальцем к ладони.

Вилка: указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.

«Ухо-нос»

Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».

«Зеркальное рисование»

Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (рисовать можно как на бумаге, так и в воздухе). При выполнении этого упражнения ребенок чувствует, как расслабляются глаза и руки. Для зеркального рисования также использую готовые трафареты.

Упражнения необходимо проводить ежедневно. Сначала начинают с пальчиковых игр. После того, как ребёнок научился выполнять пальчиковые игры, далее даётся комплекс кинезиологических упражнений. Ребёнок выполняет их вместе со взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.

Очень важно создавать условия для развития речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. В процессе формирования речевой активности, умения правильно и грамотно излагать свои мысли, иметь широкий словарный запас формируются основы функциональной грамотности дошкольников, а именно коммуникативная компетентность.

  

Литература:

  1. Верхозина А.Н. Методическая разработка «Использование кинезиологических упражнений в речевом развитии дошкольников». Дата публикации:23.06.2020 / nsportal – образовательная социальная сеть. URL: https://nsportal.ru (дата обращения: 02.08.2024).
  2. Деннисон П. Гимнастика мозга: книга для учителей и родителей. СПб.: Весь, 2021. 320 с.
  3. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера, 2003.
  4. Кузнецова Д.Е. Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью кинезиологических упражнений. Дата публикации: 25.07.2024 // 1 сентября. URL: https://1-sept.ru (дата обращения: 02.08.2024).
  5. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: учебно-методическое пособие. РГПУ: Рязань, 2012. 48 с.
  6. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. СПб: Корона-Век, 2007. 32 с. URL: https://docs.yandex.ru/docs/ (дата обращения: 02.08.2024).