Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика (из опыта работы)

Масальцева Инна Александровна

Учитель начальных классов, ГОУ ТО "Донская школа № 1", г. Донской, Тульская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Масальцева И.А. Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика (из опыта работы) // Совушка. 2024. №3 (37). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/37/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2296238


 

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Так о роли классного руководителя в становлении классного коллектива говорит Интернет, об этом может прочитать любой желающий, набрав в поисковике фразу «Классный руководитель».

Я понимаю это понятие так: классный руководитель – это мама, которая не только помогает и поддерживает своих детей, но и владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах. А еще хорошо знает инфраструктуру города, в котором живет и работает, что очень помогает при организации внеклассной работы.

Классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

В своей работе, как классный руководитель, я использую такие воспитательные технологии, как:

  • Диалоговые технологии. Посредством бесед, ролевых игр, на классных часах стараюсь учить детей правилам поведения в общественных местах, общению со сверстниками и взрослыми, при переходе улиц и дорог: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Можно и не ссориться», «Клуб внимательных пешеходов», «Как вести себя в библиотеке, музее»;
  • Технология Проектирования позволяет ребятам формировать мировоззрение, устанавливать способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Мы с ребятами и, конечно, при активной поддержке родителей, в течение года попробовали свои силы в проектах «Мои домашние питомцы», «Мир нужен нам всегда», «Для любимой мамы». Стараюсь построить работу над проектом так, чтобы начав, выполнять задания вместе со мной в классе, ребята заканчивали свои работы дома, вместе с родителями или наоборот, чтобы приходило понимание связи ребенка и взрослого;

  • «Информационное зеркало»: различные формы настенных объявлений, стенды, поздравления с праздниками, демонстрация личных и классных достижений;
  • Здоровье-сберегающие технологии. Ребята с удовольствием выполняют задания на тематических классных часах «Будь здоров!», «Чистые ладони» с использованием материалов сайта «Учи.ру», видеороликов из цикла «Советы тетушки Совы», «Смешарики», во время прогулок на свежем воздухе;
  • Ситуативные технологии я применяю в связи с определенными обстоятельствами: например, когда в классе возникают ссоры между детьми, а чаще всего данную технологию использую на часах общения нравственной направленности: мы разбираем ситуацию, оспариваем ее, стараясь доказать суждение.
  • Ну, и конечно, технологии Сотрудничества, Личностно-ориентированная, Создание ситуации успеха. Например, в декабре мы с ребятами, совместно с музеем «Бобрики», приняли участие в акции «Покормите птиц зимой», где дети учились чувству ответственности за тех, кто нуждается в помощи. На уровне класса мы проводим различные классные тематические викторины и олимпиады. При их подготовке и проведении я использую материалы семи сайтов: «Инфоурок», «Учи.ру», «Совушка», «Умназия», «Рыжий кот», «Рыжий лис», «Изумрудный город». Так, к концу каждого учебного года у каждого ученика класса формируется свое Портфолио достижений.

Сложно определить, какие технологии и формы, в представлении каждого классного руководителя, «новые», а какие «старые», какие более или менее эффективные и результативные. Я думаю, что каждый педагог, так же, как и я, выбирает то или иное направление, рассматривая его с точки зрения результативности в каждом конкретном случае. Остановлюсь чуть поподробнее на нескольких направлениях своей классной работы.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Не скажу ничего нового, когда скажу, что залогом успешной работы классного руководителя, кроме умения общаться с детьми, понимания ребенка, способности помочь ученику, как в учебной деятельности, так и в решении его проблем, является умение наладить контакт с родителями.

Принимая детей, обозначаю для себя основные этапы педагогических отношений с родителями:

  • Изучение состава класса, уровня подготовленности детей к школе;
  • Анкетирование родителей;
  • Посещение детей на дому;
  • Педагогическое сопровождение. В социальных сетях создана группа класса, где мы обсуждаем общие вопросы воспитания детей, получаем и передаем какую-либо информацию, я регулярно знакомлю родителей с классной жизнью детей через фото- и видеоотчеты.

В своей работе выделяю следующие формы педагогического просвещения:

  • Беседы, индивидуальные консультации, родительские собрания, которые условно я разделяю на два вида: коллективные для всего класса и групповые, когда нужно обсудить ту или иную проблему с некоторыми родителями, объединенными одной проблемой. Стараюсь планировать встречу с родителями так, чтобы повестка каждого собрания обязательно включала беседу, подведение итогов своей классной работы, представление творческих работ учащихся. В этом учебном году мы дистанционно обсудили такие темы, как «Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья», «Поощрение и наказание», «Вредные привычки»;
  • Дни открытых дверей. При планировании своей работы, я надеялась регулярно, 1 раз в 2 месяца приглашать родителей на наши уроки и внеклассные мероприятия. К сожалению, родители смогли только дважды прийти к нам в гости, на уроки математики и русского языка в первом классе. На одно из таких занятий я приглашала представителей школьной социальной службы, где родители могли задать интересующие их вопросы специалистам. Во втором классе, в режиме изоляции, я дважды приглашала родителей увидеть наши занятия в режиме Онлайн. В течение семи дней подряд все желающие могли посетить любые уроки и занятия класса. Вечером в контактной группе, мы вместе обсуждали и анализировали увиденное.

Еще одно направление работы с классом, о котором хочу рассказать, я называю так: «Домашние чтения». Не будет ошибкой сказать, что домашнее, семейное чтение, а свой класс я так и принимаю – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает детей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, людей разных поколений и разного жизненного опыта.

Регулярно, как только появляется свободное время, я читаю ребятам русские народные сказки, сказки и рассказы детских писателей, знакомлю с интересными и доступными для ребят фактами биографий. Удивительно, но факт: даже при просмотре мультфильма по читаемым сказкам и рассказам нет такой тишины и внимания в классе, как при живом чтении. Стараюсь не только читать сама, но и активно вовлекаю в коллективное чтение всех ребят. Так, сказки К.И. Чуковского мы с удовольствием читали хором, народные сказки читали по ролям.

В работе с произведениями особое внимание я уделяю творческой работе. Через собственные вопросы, творческие ответы, через игры, сочинения, рисунки, а не только через собственно чтение ребенок глубже постигает суть произведений. Так, читая сказки Владимира Сутеева, мы учились с ними рисовать кошку по эскизам этого писателя и художника в сказке «Мышонок и карандаш», в сказке «Петух и краски» помогали раскрасить петуха. Благодаря нашим старшеклассницам, которые соглашаются быть ведущими, мы с ребятами участвовали в классных творческих литературных испытаниях «Что за чудо эти сказки!», «Дорогою добра». Активно вовлекаю в «Классные Домашние чтения» и родителей. Ребята вместе с родителями готовят странички Классного Читательского дневника, а уже в классе мы обсуждаем и рассматриваем все работы, которые и образуют странички нашего дневника.

Конечно, есть дети, которые, несмотря на все старания педагогов, не будут ничего читать. Более того, из всех книг, что я читаю ребятам, скорее всего, они запомнят всего две-три. Но даже если им запомнится одна - все равно я буду считать это своей победой.

С детства любила не только читать, но и смотреть. Считаю, что экскурсионные поездки играют большую роль не только в воспитательном процессе личности, но и, что на мой взгляд, немаловажно, в воспитании человека, легко адаптирующегося в любой обстановке и с разными людьми.

Для меня главной задачей становится воспитание коллектива-команды. В ходе экскурсий и поездок, надеюсь на формирование или хотя бы зарождение у своих ребят удивления и гордости за свою «малую» Родину. После поездки мы проводим классный час и делимся впечатлениями. А значит, есть и коллективная работа!

После поездки в Новомосковский драматический театр, мы смотрели мультфильмы про человечков Цветочного города, устроили шуточную викторину «Узнай героя». Благодаря экскурсиям в музей «Бобрики», музей купеческого быта пос. Епифань, ребята узнали о народных праздниках «Встреча весны», «Рождество», «Масленица». Экскурсоводы вовлекали ребят в разговор, отыгрывали с ними разные жизненные ситуации, характерные для этих праздников. После экскурсии по нашему городу ребята узнали, почему памятник Шахтеру считается символом города. Для нашего класса уже стало традицией посещение 1 сентября и в преддверии Дня Победы Братской могилы с обязательным возложением цветов. Мы учим с ребятами стихи, учимся вести себя у Вечного огня, при Минуте молчания. Доказательством того, что такая работа нужна, послужила викторина «День Победы» на сайте «Инфоурок», в которой мы с ребятами приняли участие. Совсем недавно мы побывали на интерактивной исторической игре «Один в поле не воин!» в новом музейном комплексе на Куликовом поле. Так вот, один из вопросов о Великой Отечественной войне в викторине был: «Какой битвы не было во время войны? Битвы под Сталинградом, Курском, Москвой, Куликовской битвы?» Испытала некоторую гордость за ребят, когда все безошибочно отвечали, что не было Куликовской битвы, потому что «она была очень давно, одежда и оружие у воинов были древние».

И еще одно любимое занятие в нашем классе – учебно-исследовательская деятельность. Стремление ребенка к самостоятельному исследованию предопределено генетически. Ребенок, склонный к исследовательскому поведению, начинает изучать окружающий мир, приобретая с новой информацией неоценимый опыт.

В классе мы создали свою «Мини-научную лабораторию», где сначала ребята только с интересом, удовольствием и немного со страхом наблюдали за процессом соединения и реакции различных веществ, свойствами воды, ростом кристаллов. А сейчас уже сами просят быть активными участниками исследования. Для опытов мы используем детские наборы «Юный химик, физик, эколог». Они безопасны для работы с детьми, но, всегда, перед началом исследования, мы внимательно читаем правила безопасности и строго их придерживаемся. После проведения исследования или опыта я обязательно объясняю ребятам, почему так происходит, использую различные учебные ролики и презентации для детей по теме. Такие опыты занимают совсем немного времени, но удовольствие от процесса ребята получают огромное! Результат последнего опыта мы с нетерпением ждем уже вторую неделю – ребята сами посадили семена Граната. Надеемся, что хотя бы одно семечко подарит нам свой росток!

Праздники, тематические вечера, игры-путешествия, классные часы, соревнования, экскурсии, познавательные игры, беседы и многие другие классные мероприятия создают особую воспитательную среду. Это и отдых, и свободное общение со сверстниками, и развитие способностей и интересов, укрепление межличностных связей. Таким образом, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива. Надеюсь, что наши совместные дела приносят ребятам радость, создают настроение и останутся в памяти хотя бы некоторых из них.