Масальцева Инна Александровна
Учитель начальных классов, ГОУ ТО "Донская школа № 1", г. Донской, Тульская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Масальцева И.А. Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика (из опыта работы) // Совушка. 2024. №3 (37). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/37/ (дата обращения: 22.12.2024).
Заказ № 2296238
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Так о роли классного руководителя в становлении классного коллектива говорит Интернет, об этом может прочитать любой желающий, набрав в поисковике фразу «Классный руководитель».
Я понимаю это понятие так: классный руководитель – это мама, которая не только помогает и поддерживает своих детей, но и владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах. А еще хорошо знает инфраструктуру города, в котором живет и работает, что очень помогает при организации внеклассной работы.
Классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.
В своей работе, как классный руководитель, я использую такие воспитательные технологии, как:
Мы с ребятами и, конечно, при активной поддержке родителей, в течение года попробовали свои силы в проектах «Мои домашние питомцы», «Мир нужен нам всегда», «Для любимой мамы». Стараюсь построить работу над проектом так, чтобы начав, выполнять задания вместе со мной в классе, ребята заканчивали свои работы дома, вместе с родителями или наоборот, чтобы приходило понимание связи ребенка и взрослого;
Сложно определить, какие технологии и формы, в представлении каждого классного руководителя, «новые», а какие «старые», какие более или менее эффективные и результативные. Я думаю, что каждый педагог, так же, как и я, выбирает то или иное направление, рассматривая его с точки зрения результативности в каждом конкретном случае. Остановлюсь чуть поподробнее на нескольких направлениях своей классной работы.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Не скажу ничего нового, когда скажу, что залогом успешной работы классного руководителя, кроме умения общаться с детьми, понимания ребенка, способности помочь ученику, как в учебной деятельности, так и в решении его проблем, является умение наладить контакт с родителями.
Принимая детей, обозначаю для себя основные этапы педагогических отношений с родителями:
В своей работе выделяю следующие формы педагогического просвещения:
Еще одно направление работы с классом, о котором хочу рассказать, я называю так: «Домашние чтения». Не будет ошибкой сказать, что домашнее, семейное чтение, а свой класс я так и принимаю – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает детей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, людей разных поколений и разного жизненного опыта.
Регулярно, как только появляется свободное время, я читаю ребятам русские народные сказки, сказки и рассказы детских писателей, знакомлю с интересными и доступными для ребят фактами биографий. Удивительно, но факт: даже при просмотре мультфильма по читаемым сказкам и рассказам нет такой тишины и внимания в классе, как при живом чтении. Стараюсь не только читать сама, но и активно вовлекаю в коллективное чтение всех ребят. Так, сказки К.И. Чуковского мы с удовольствием читали хором, народные сказки читали по ролям.
В работе с произведениями особое внимание я уделяю творческой работе. Через собственные вопросы, творческие ответы, через игры, сочинения, рисунки, а не только через собственно чтение ребенок глубже постигает суть произведений. Так, читая сказки Владимира Сутеева, мы учились с ними рисовать кошку по эскизам этого писателя и художника в сказке «Мышонок и карандаш», в сказке «Петух и краски» помогали раскрасить петуха. Благодаря нашим старшеклассницам, которые соглашаются быть ведущими, мы с ребятами участвовали в классных творческих литературных испытаниях «Что за чудо эти сказки!», «Дорогою добра». Активно вовлекаю в «Классные Домашние чтения» и родителей. Ребята вместе с родителями готовят странички Классного Читательского дневника, а уже в классе мы обсуждаем и рассматриваем все работы, которые и образуют странички нашего дневника.
Конечно, есть дети, которые, несмотря на все старания педагогов, не будут ничего читать. Более того, из всех книг, что я читаю ребятам, скорее всего, они запомнят всего две-три. Но даже если им запомнится одна - все равно я буду считать это своей победой.
С детства любила не только читать, но и смотреть. Считаю, что экскурсионные поездки играют большую роль не только в воспитательном процессе личности, но и, что на мой взгляд, немаловажно, в воспитании человека, легко адаптирующегося в любой обстановке и с разными людьми.
Для меня главной задачей становится воспитание коллектива-команды. В ходе экскурсий и поездок, надеюсь на формирование или хотя бы зарождение у своих ребят удивления и гордости за свою «малую» Родину. После поездки мы проводим классный час и делимся впечатлениями. А значит, есть и коллективная работа!
После поездки в Новомосковский драматический театр, мы смотрели мультфильмы про человечков Цветочного города, устроили шуточную викторину «Узнай героя». Благодаря экскурсиям в музей «Бобрики», музей купеческого быта пос. Епифань, ребята узнали о народных праздниках «Встреча весны», «Рождество», «Масленица». Экскурсоводы вовлекали ребят в разговор, отыгрывали с ними разные жизненные ситуации, характерные для этих праздников. После экскурсии по нашему городу ребята узнали, почему памятник Шахтеру считается символом города. Для нашего класса уже стало традицией посещение 1 сентября и в преддверии Дня Победы Братской могилы с обязательным возложением цветов. Мы учим с ребятами стихи, учимся вести себя у Вечного огня, при Минуте молчания. Доказательством того, что такая работа нужна, послужила викторина «День Победы» на сайте «Инфоурок», в которой мы с ребятами приняли участие. Совсем недавно мы побывали на интерактивной исторической игре «Один в поле не воин!» в новом музейном комплексе на Куликовом поле. Так вот, один из вопросов о Великой Отечественной войне в викторине был: «Какой битвы не было во время войны? Битвы под Сталинградом, Курском, Москвой, Куликовской битвы?» Испытала некоторую гордость за ребят, когда все безошибочно отвечали, что не было Куликовской битвы, потому что «она была очень давно, одежда и оружие у воинов были древние».
И еще одно любимое занятие в нашем классе – учебно-исследовательская деятельность. Стремление ребенка к самостоятельному исследованию предопределено генетически. Ребенок, склонный к исследовательскому поведению, начинает изучать окружающий мир, приобретая с новой информацией неоценимый опыт.
В классе мы создали свою «Мини-научную лабораторию», где сначала ребята только с интересом, удовольствием и немного со страхом наблюдали за процессом соединения и реакции различных веществ, свойствами воды, ростом кристаллов. А сейчас уже сами просят быть активными участниками исследования. Для опытов мы используем детские наборы «Юный химик, физик, эколог». Они безопасны для работы с детьми, но, всегда, перед началом исследования, мы внимательно читаем правила безопасности и строго их придерживаемся. После проведения исследования или опыта я обязательно объясняю ребятам, почему так происходит, использую различные учебные ролики и презентации для детей по теме. Такие опыты занимают совсем немного времени, но удовольствие от процесса ребята получают огромное! Результат последнего опыта мы с нетерпением ждем уже вторую неделю – ребята сами посадили семена Граната. Надеемся, что хотя бы одно семечко подарит нам свой росток!
Праздники, тематические вечера, игры-путешествия, классные часы, соревнования, экскурсии, познавательные игры, беседы и многие другие классные мероприятия создают особую воспитательную среду. Это и отдых, и свободное общение со сверстниками, и развитие способностей и интересов, укрепление межличностных связей. Таким образом, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива. Надеюсь, что наши совместные дела приносят ребятам радость, создают настроение и останутся в памяти хотя бы некоторых из них.