Стрюкова Татьяна Александровна
Воспитатель, МБДОУ д /с № 47, г. Белгород, Белгородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Стрюкова Т.А. Развитие у дошкольников алгоритмического мышления // Совушка. 2024. №3 (37). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/37/ (дата обращения: 22.12.2024).
Заказ № 2296155
Сoвременные дети живут в мире гаджетов, новых открытий, в постоянном техническом прогрессе. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к сoвременной технике. Технические oбъекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям уже не интересны игрушки, которые не трансформируются, не вовлекают их в мир копьютеризации. В нашем детском саду уже дети с раннего вoзраста осваивают такие двигательные игрушки, как мини-роботы «Bee-Bot», которые знакомят детей с основами элементарного программирования.
В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных навыков программирования. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере, хотя программирование является актуальным направлением в реализации ФГОС ДО, поскольку это, безусловно, интеллектуальное развитие дошкольников, все задания предлагаются детям в игровой форме, обогащается познавательная и исследовательская деятельность, форма проявления активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
Наш сад с сентября 2024 года участвует в реализации мероприятий регионального проекта «Создание непрерывной системы обучения навыкам будущего воспитанников детских садов и школьников Белгородской области» в апробации программы «Алгоритмика: развитие логического и алгоритмического мышления детей 6-7 лет». и наш детский сад активно включился в этот региональный проект. Ребята на занятиях знакомятся с основами программирования через игру с увлекательным сюжетом, обучаются визуальному языку программирования. Занятия проходят на обучающих планшетах в приложении «Рыцарь Кода» и «Schatch Jr». Главный герой — рыцарь, который каждое занятие отправляется в новые приключения, чтобы спасти принцессу. Благодаря такому сюжету ребята вовлекаются в процесс обучения и помогают рыцарю в его подвигах. Это позволяет дошкольникам, которые ещё даже не умеют читать, изучать азы программирования (линейные алгоритмы, циклы, координаты) и развивать логику. Одно занятие длится 30 минут: из них всего 7 минут ребята выполняют задания на обучающих планшетах. Остальное время: разбирают тему устно на понятных детям примерах; выполняют игровые упражнения на развитие воображения, пространственного восприятия, памяти, логики; вспоминают, что делали на прошлом занятии и делятся тем, чему научились; подводят итоги занятия. Кроме того, создание таких проектов и решения нестандртных творческих задач, презентация своих работ перед воспитанниками формируют навыки коммуникации и креативного мышления. Все это готовит ребенка не только к настоящему, но и к будущему в обществе цифровой экономики. Программа по алгоритмики подготавливает воспитанников к освоению информатики в рамках курса начальной школы. Ее задача – пробудить интерес к программированию.
Так как наша группа разновозрастная, есть дети 5-6 лет (а программа нацелена на возраст 6-7 лет), которые не задействованы в этом проекте, но которые с любопытством и особым вниманием наблюдают, что их одногруппники делают за планшетами, какие схемы рассматривают, мы постепенно начали подготовку ребят к освоению простейших алгоритмических заданий – линейных алгоритмов. Для этого мы изготовили поле из разных геометрических фигур. Фигуры можно сделать различающиеся по размеру и цвету. Также распечатали карточки-помощники, на которых изображены предметы, помогающие героям достичь определенной цели. Кроме этого, придумали сюжет, по которому дети смогут выстроить свои действия. Например, взяли сказку «Теремок» и придумали, что звери выгнали из терема Зайчика и теперь ему нужно построить свой дом. Но чтобы построить свой дом, ему нужен молоток (на карточке-помощнике изображен молоток), помещаем карточку на геометрическое поле, и дети при помощи карточек со стрелками выстраивают Зайчику линейный алгоритм, задают нужные действия.
Сюжетов, как и героев и карточек с изображением предметов может быть много. Дети сами подскажут, какой сюжет они бы хотели обыграть в следующий раз. Таким образом, педагог может построить образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
Обдумывая и осмысливая проделанную работу, дети углубляют, конкретизируют полученные представления. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. На этом этапе педагог получает прекрасные возможности для оценки достижений воспитанников.
В связи с этим в нашей группе дети разных возрастов могут овладеть базовыми знаниями в области информатики: ознакомиться, что такое алгоритм, исполнитель, команда, программа, научаться составлять, читать, анализировать, устанавливать и запускать простые алгоритмы и программы.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Литература: