Период адаптации детей к детскому саду

Дзядевич Светлана Михайловна

Воспитатель, МБОУ СОШ п. Тимирязевский (дошкольное отделение), Приморский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Дзядевич С.М. Период адаптации детей к детскому саду // Совушка. 2024. №3 (37). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/37/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2292269


 

Адаптация – это процесс вступления в новую среду, возможность ребенка привыкнуть к новым условиям. Повышение адаптивных возможностей ребенка, обогащение его социальных контактов очень существенны для развития и формирования личности ребенка. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным или негативным результатам.

Детский сад – это новая ступень в жизни детей, это первый опыт коллективного общения. Незнакомые лица, новая обстановка и правила – все это вызывает у детей определенные эмоции и реакции. Вследствие этого период адаптации у каждого происходит по-разному. Некоторые дети могут испытывать сильный стресс в период адаптации.

Адаптация ребенка к условиям детского сада включает: физиологическую адаптацию, психологическую и социальную (личностную) адаптацию.

Все эти составляющие взаимосвязаны между собой, то есть, каждый вид адаптации ребенка сказывается на его поведении, самочувствии, настроении и здоровье ребенка.

Адаптация имеет три степени тяжести:

  • Легкая (кратковременная) – от двух до четырех недель
  • Средняя – от четырех до шести недель.
  • Тяжелая (долговременная) – более шести недель, может продолжаться и до шести-девяти месяцев.

В возрасте 1-3-х лет ребенок имеет ряд возрастных особенностей. Этот период характеризуется: чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.

Поэтому поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в кардинально меняется не только режим дня, но и окружающая ребенка среда. Появляется большое количество незнакомых людей. Стресс всегда тормозит развитие, как в физиологическом, так и в психологическом плане. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьезных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела, давления;
  • снижение иммунитета;
  • изменения характера стула;
  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.).

У ребенка возникает страх, горе, гнев, слезы, которые являются причинами неврологических проблем – неврозов, депрессий, которые в дальнейшем могут остаться, а во взрослом возрасте вылиться в ряд фобий и комплексов. Поэтому очень важно, чтобы адаптационный период проходил плавно: начиная с 2-3 часов, увеличиваясь до «целого» дня.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо подготавливать ребенка, как на физиологическом уровне, так и на психологическом. Адаптационный период может длиться от 3-4 недель до 6-9 месяцев. Родители, отдавая ребенка в детский сад должны учитывать это.

На уровень адаптации так же влияет общее физиологическое состояние ребенка (здоровья, иммунитета, от образа жизни, предпочтений в питании).

Малышу предстоит привыкнуть к:

  1. Невозможности уединения:
  2. Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам;
  3. Новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять требования взрослых)
  4. Необходимости самоограничений;
  5. Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;
  6. Необходимости отстаивать свое личное пространство;
  7. К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы);
  8. Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами.

Приспособление организма ребенка к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

Течение адаптации зависит от следующих факторов:

  • возраст ребенка;
  • состояние здоровья;
  • уровень здоровья;
  • умение общаться со сверстниками;
  • сформированность предметной и игровой деятельности;
  • приближенность домашнего режима к режиму ДОУ.

По характеру поведения при поступлении в детский садик детей условно можно разделить на 4 группы.

Первая группа. Основная часть детей негативно и сильно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, кусаются, и т. п. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери. Дети этой группы привыкают к детскому саду в течение 20-30 дней.

Вторая группа – немногочисленная, 2-3 воспитанника, которые после расставания со своей мамой бывают крайне насторожены, напряжены, замыкаются в себе. Эти дети, находясь в сильном напряжении, еле сдерживают свои слезы, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваются ни к еде, ни к игрушкам. Они не реагируют ни на одно предложение старшего, отворачиваются в сторону при попытке воспитателя вступить с ними в общении, молчат. Адаптация этих малышей проходит около 2-3 месяцев и протекает очень сложно.

Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Робкие, застенчивые, замкнутые, они довольно трудно и болезненно переносят разлуку с мамой, привыкают более длительное время, чаще болеют.

В третью группу выделяют коммуникабельных и общительных детей. Впервые переступив порог сада, эти дети вовсе не испытывают робость, они улыбаются и активно берет инициативу общения в свои руки. Вся их энергичность направлена на презентацию своей личности. Они спешат сообщить, какие у них животные, книги, какие дома красивые игрушки, какие есть игры и т. д.

В четвертую группу выделяются дети, которые адаптировались с первого дня и посещают детский сад с большим удовольствием и по сей день.

Первыми признаками того, что ребенок адаптировался являются:

  • хороший аппетит;
  • спокойный сон;
  • охотное общение с другими детьми;
  • адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
  • нормальное эмоциональное состояние.

Сколько по времени будет длиться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к детскому саду — это так же и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Советы родителям:

  • Больше всего родитель и ребенок расстраиваются утром при расставании. Долгие прощания и уговоры с обеспокоенным выражением лица вызовут у ребенка тревогу. Дети успокаиваются чаще всего сразу после того, как родители исчезают из поля зрения.
  • Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова.
  • Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
  • Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы.
  • Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.
  • Обязательно скажите, что вы придете и обозначьте когда.
  • Ни в коем случае нельзя пугать детским садом («Вот будешь баловаться, отведу в садик, и будешь там один жить!»).
  • Не обманывайте ребенка, пообещали забрать пораньше, выполните свое обещание.
  • После детского сада проводите больше времени с ребенком, расспрашивайте, как прошел день, что он делал в детском саду.

 

Литература:

  1. Кабанова Л.Н. Период адаптации в детском саду // Дом знания: образовательный портал для детей и взрослых. URL: https://domznaniya.ru (дата обращения: 01.07.2024).
  2. Вахрушева К.В. Период адаптации детей к детскому саду // Инфоурок. URL: https://infourok.ru (дата обращения: 01.07.2024).