Дзядевич Светлана Михайловна
Воспитатель, МБОУ СОШ п. Тимирязевский (дошкольное отделение), Приморский край
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Дзядевич С.М. Период адаптации детей к детскому саду // Совушка. 2024. №3 (37). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/37/ (дата обращения: 22.12.2024).
Заказ № 2292269
Адаптация – это процесс вступления в новую среду, возможность ребенка привыкнуть к новым условиям. Повышение адаптивных возможностей ребенка, обогащение его социальных контактов очень существенны для развития и формирования личности ребенка. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным или негативным результатам.
Детский сад – это новая ступень в жизни детей, это первый опыт коллективного общения. Незнакомые лица, новая обстановка и правила – все это вызывает у детей определенные эмоции и реакции. Вследствие этого период адаптации у каждого происходит по-разному. Некоторые дети могут испытывать сильный стресс в период адаптации.
Адаптация ребенка к условиям детского сада включает: физиологическую адаптацию, психологическую и социальную (личностную) адаптацию.
Все эти составляющие взаимосвязаны между собой, то есть, каждый вид адаптации ребенка сказывается на его поведении, самочувствии, настроении и здоровье ребенка.
Адаптация имеет три степени тяжести:
В возрасте 1-3-х лет ребенок имеет ряд возрастных особенностей. Этот период характеризуется: чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.
Поэтому поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в кардинально меняется не только режим дня, но и окружающая ребенка среда. Появляется большое количество незнакомых людей. Стресс всегда тормозит развитие, как в физиологическом, так и в психологическом плане. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьезных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
У ребенка возникает страх, горе, гнев, слезы, которые являются причинами неврологических проблем – неврозов, депрессий, которые в дальнейшем могут остаться, а во взрослом возрасте вылиться в ряд фобий и комплексов. Поэтому очень важно, чтобы адаптационный период проходил плавно: начиная с 2-3 часов, увеличиваясь до «целого» дня.
Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо подготавливать ребенка, как на физиологическом уровне, так и на психологическом. Адаптационный период может длиться от 3-4 недель до 6-9 месяцев. Родители, отдавая ребенка в детский сад должны учитывать это.
На уровень адаптации так же влияет общее физиологическое состояние ребенка (здоровья, иммунитета, от образа жизни, предпочтений в питании).
Малышу предстоит привыкнуть к:
Приспособление организма ребенка к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.
Течение адаптации зависит от следующих факторов:
По характеру поведения при поступлении в детский садик детей условно можно разделить на 4 группы.
Первая группа. Основная часть детей негативно и сильно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, кусаются, и т. п. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери. Дети этой группы привыкают к детскому саду в течение 20-30 дней.
Вторая группа – немногочисленная, 2-3 воспитанника, которые после расставания со своей мамой бывают крайне насторожены, напряжены, замыкаются в себе. Эти дети, находясь в сильном напряжении, еле сдерживают свои слезы, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваются ни к еде, ни к игрушкам. Они не реагируют ни на одно предложение старшего, отворачиваются в сторону при попытке воспитателя вступить с ними в общении, молчат. Адаптация этих малышей проходит около 2-3 месяцев и протекает очень сложно.
Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Робкие, застенчивые, замкнутые, они довольно трудно и болезненно переносят разлуку с мамой, привыкают более длительное время, чаще болеют.
В третью группу выделяют коммуникабельных и общительных детей. Впервые переступив порог сада, эти дети вовсе не испытывают робость, они улыбаются и активно берет инициативу общения в свои руки. Вся их энергичность направлена на презентацию своей личности. Они спешат сообщить, какие у них животные, книги, какие дома красивые игрушки, какие есть игры и т. д.
В четвертую группу выделяются дети, которые адаптировались с первого дня и посещают детский сад с большим удовольствием и по сей день.
Первыми признаками того, что ребенок адаптировался являются:
Сколько по времени будет длиться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к детскому саду — это так же и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
Советы родителям:
Литература: