Костенко Ирина Александрова
Учитель-логопед, ГБУСОН РО СРЦ Миллеровского района для несовершеннолетних, г. Миллерово, Ростовская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Костенко И.А. Взаимодействие семьи и специалиста в коррекции речевого развития ребенка - будущего первоклассника // Совушка. 2024. №3 (37). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/37/ (дата обращения: 22.12.2024).
Заказ № 229208
Если ваш ребенок занимается с логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей. Для достижения наиболее эффективного результата необходимы ежедневные логопедические занятия, поэтому логопеду очень важна работа, которая ведется в семье.
У многих родителей часто возникает вопрос: как долго будет проходить коррекционная работа с детьми, и когда она закончится? Здесь следует отметить, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от следующих факторов:
После каждого занятия с ребенком логопед записывает в специальную тетрадь домашние задания, которые рекомендует выполнять ежедневно. Это далеко не просто. Ведь нужно выкроить время, чтобы сесть рядом с ребенком за стол, проговорить устные задания и нарисовать или наклеить в тетрадь соответствующие теме картинки. Кроме этого, логопед дает задания по автоматизации звуков: пересказ, проговаривание слов и предложений. Один ребенок, какой бы он ни был самостоятельный, не сможет хорошо справиться с домашними заданиями. Поэтому, очень важно выполнять эти задания вместе с ребенком. Это полезно для закрепления знаний по развитию речи, а также для правильного произношения.
Более того, ребенок привыкает к систематическим заданиям, и в школе не придется силой усаживать его за уроки.
У ребенка не всегда может все получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание на том, что у ребенка не получается. Надо подбодрить его, вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Ребенку необходимо внушить веру в успех, сказать, что все у него обязательно получится. Стоит присмотреться к своему малышу и его интересам. И, проводя занятия в виде игры, попытаться вовлечь его в этот процесс.
Доводы родителей, что «с нами столько никто не возился, и ничего, выросли», сейчас неуместны. Объем требований к детям, поступающим в школу, вырос. У ребенка должна быть сформирована речь. Он должен быть уже читающим, пишущим, владеть учебными навыками. Поэтому работать нужно начинать уже сейчас.
Исправление звуков проводится поэтапно:
1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);
2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);
3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);
4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).
Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.
Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!
Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.
Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, определите место звука в слове (начало, середина, конец слова), составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, обязательно следите за поставленными звуками в повседневной речи.
Чтобы занятия с ребенком были успешными необходимо:
Следует знать, что ожидаемый результат достигается только в результате систематической, длительной работы с ребенком. Главное – помнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а преодолеть недостатки предпочтительнее в детском возрасте - всему свое время.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома:
Литература: