Ершова Ольга Георгиевна
Педагог-психолог, МБДОУ "Детский сад № 410", г. Нижний Новгород
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Ершова О.Г. Психологическая поддержка воспитанников ДОО как актуальная тенденция развития современного дошкольного образования // Совушка. 2024. №3 (37). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/37/ (дата обращения: 22.12.2024).
Заказ № 2291930
Аннотация: в данной статье повествуется об особенностях психологической поддержки воспитанников. Психологическая поддержка способствует сохранению, укреплению эмоционального здоровья воспитанников, их саморазвитию, самореализации. Иначе говоря, психологическая поддержка является фактором повышения социализации дошкольников. Статья предназначена к изучению работниками дошкольного образования, проводящими образовательную деятельность с детьми.
Ключевые слова: психологическая поддержка воспитанников, благоприятная атмосфера, эмоциональные ситуации, эмоциональный интеллект, атмосфера взаимопонимания и уважения, индивидуальные потребности.
Психологическая поддержка воспитанников детского сада приобретает особую актуальность, так как обеспечение психологической безопасности дошкольного детства составляет одну из задач организаций дошкольного образования. Между тем дети в современном мире сталкиваются с рядом изменений и стрессовых ситуаций, которые могут негативно сказываться на их психическом состоянии. Знание психологических особенностей детей дошкольного возраста поможет воспитателю правильно выстроить работу с ними. У детей дошкольного возраста возникают новообразования, меняется их отношение к окружающим, формируется самооценка, однако эти изменения могут вызывать неуверенность, страх, тревогу [1, с. 123].
Поддержка педагога-психолога и воспитателя поможет им справиться с этими эмоциями, разобраться в своих чувствах и научиться эффективно справляться с проблемами. Одной из основных задач психологической поддержки воспитанников детского сада является создание благоприятной атмосферы, где дети ощущают себя защищенными и комфортно. Педагоги должны уметь распознавать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние детей, помогать им справляться с трудностями и стрессами.
Психологическая поддержка может включать в себя такие меры, как проведение индивидуальных бесед с детьми, игровые занятия, групповые психологические тренинги, создание специальных режимов работы для детей с особыми потребностями, консультирование родителей.
Важно также учитывать психологические особенности детей дошкольного возраста. В этом возрасте дети еще только начинают формировать свое личностное «Я», поэтому особенно важно уделять внимание их эмоциональной и социальной сферам. Дети могут переживать эмоциональные ситуации гораздо интенсивнее, чем взрослые, и им может быть трудно справиться с негативными эмоциями. Воспитателям следует учить детей выражать свои чувства, развивать их эмоциональный интеллект [2, с. 63].
Знание психологических особенностей детей поможет воспитателям и педагогам более глубоко понять их потребности и проблемы. Это позволит им более эффективно вести работу с воспитанниками и обеспечивать им психологическую безопасность, что, в свою очередь, содействует их полноценному развитию и дальнейшей успешной адаптации в обществе. Очень важно создавать положительный эмоциональный климат в группе детского сада. Это достигается такими приемами, как доброжелательное отношение ко все детям, поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, использование похвалы и поощрений детей, смена видов детской деятельности, проведение физкультминуток на занятиях, использование психогимнастики.
Такие приемы, как доброжелательное отношение ко всем детям, позволяют создать атмосферу взаимопонимания и уважения в группе. Важно проявлять интерес к каждому ребенку, быть внимательным к его потребностям и достижениям. Через похвалу и поощрение детей можно усилить их мотивацию к познанию и саморазвитию. Проведение физкультминуток позволяет детям размяться, активизироваться и отдохнуть от учебной нагрузки. Психогимнастика, в свою очередь, помогает улучшить эмоциональное состояние детей, снять стресс и напряжение. Все эти приемы в совокупности способствуют формированию положительного эмоционального климата в группе детского сада, что важно для успешного развития каждого ребенка.
Также педагоги должны создавать условия для развития позитивного самоощущения у детей, поощрять их достижения, поддерживать дружелюбные отношения между ребятами. Они должны быть готовы к общению с детьми, слушать их и быть открытыми для выражения эмоций и переживаний.
Важно помнить, что каждый ребенок уникален и может иметь свои индивидуальные потребности. Педагоги должны быть готовы адаптировать свои методики и подходы к каждому ребенку, чтобы создать ему благоприятную обстановку.
Современный педагог должен использовать личностно-ориентированное обучение, стремится к развитию личности ребенка, раскрытию его возможностей, талантов, способствуя становлению самосознания, развитию его эмоционально-волевой сферы.
Находясь рядом с детьми, педагог создает условия для налаживания положительных взаимоотношений между всеми одногруппниками, а именно: своим поведением демонстрирует уважительное отношение к ним; привлекает внимание к ощущению настроения друг друга, собственным примером и предложениями побуждает детей к проявлению сочувствия, сострадания, эмпатии, чувства радости за другого.
Также педагог стимулирует развитие эмоционального интеллекта и социальных навыков: сотрудничества, коллективного решения проблем, адаптации к новым условиям, общения и эмоциональной саморегуляции.
Современный педагог активно использует интерактивные методы обучения, которые способствуют активной и непосредственной вовлеченности детей в образовательный процесс. Он создает ситуации, где ребенок может самостоятельно искать решения, совершать ошибки и из них учиться.
Важным аспектом современного педагога является развитие творческих способностей ребенка. Он предлагает различные виды деятельности, где дети могут проявить свою индивидуальность и воображение. Педагог создает условия для развития творческого мышления, самостоятельности и инициативы у детей.
Современный педагог также учитывает различия в индивидуальных образовательных потребностях детей. Он адаптирует программу обучения и методы работы, чтобы каждый ребенок мог получить максимальную пользу от образовательного процесса.
Воспитатель должен создать условия для психологической безопасности и разностороннего развития личности ребенка, в то же время способствуя его самореализации и успешной адаптации в нынешнем обществе.
Психологическая поддержка также должна включать сотрудничество с родителями. Педагоги могут проводить консультации для родителей, участвовать в совместных родительских собраниях и встречах. Они должны быть готовы слушать родительскую точку зрения и сотрудничать с ними для достижения общих целей в воспитании и развитии ребенка. Все эти меры направлены на создание безопасной и благоприятной атмосферы, где дети могут найти понимание, поддержку и помощь в преодолении трудностей. Психологическая поддержка, влияя на полноценное и гармоничное развитие детей, является важной частью организации эффективного образовательного процесса в детском саду.
Психологическая поддержка также важна для воспитателей и педагогов, которые могут сталкиваться с проблемами взаимодействия с детьми, поддержкой их эмоционального состояния и решением конфликтов. Психологические консультации и тренинги помогут им развивать эмоционально-волевые качества и улучшить свои навыки в работе с детьми.
Завершая повествование, отмечу, что всё это позволяет создать благоприятную, а значит поддерживающую атмосферу для развития детей и помогает им стать эмоционально устойчивыми, самостоятельными и успешными в будущем. Поэтому, психологическая поддержка воспитанников детского сада становится неотъемлемой частью организации образовательного процесса в детском саду, что будет являться показателем его качества.
Литература: