Трудовые поручения для детей

Тимофеева Яна Георгиевна
Автандилян Сона Оганесовна
Созарукова Ольга Васильевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 10 "Хуторок", г. Пятигорск, Ставропольский край
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 10 "Хуторок", г. Пятигорск, Ставропольский край
Заведующий, МБДОУ "Детский сад № 10 "Хуторок", г. Пятигорск, Ставропольский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Тимофеева Я.Г., Автандилян С.О., Созарукова О.В. Трудовые поручения для детей // Совушка. 2024. №3 (37). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/37/ (дата обращения: 16.07.2024).

Заказ № 2291710


 

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

В.А. Сухомлинский

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание — одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
  • развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

С младшего дошкольного возраста ребенок начинает знакомиться с миром взрослых, и главная задача воспитателя – помочь ему в этом. Но это не значит, что нужно сделать что-то вместо малыша. Он должен сам научиться простым действиям. Как выработать навыки и умения у дошколят и какую роль в этом играет трудовое воспитание? Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться нравственные качества. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, формирует положительные взаимоотношения между детьми. Все это способствует формированию трудолюбия, готовит ребенка к жизни в нашем обществе, где труд – первейшая и почетная обязанность каждого гражданина нашей страны.

Трудовое поручение – это конкретное задание, которое должно выполняться одним или несколькими детьми (индивидуальные и коллективные поручения).

В разновозрастной группе трудовые поручения могут иметь место в течение всего дня. Одни из них вызываются повседневной жизненной необходимостью связанной с выполнением режима дня (подготовка к занятиям, еде, сну, уходу за животными и растениями, уборка групповой комнаты); другие специально организуются воспитателем в целях формирования или закрепления у детей тех или иных нравственно –волевых качеств взаимоотношений, умения сотрудничать и имеют вполне определённую педагогическую направленность( как часть индивидуальной работы с тем или иным ребёнком ,у которого нет усидчивости, отсутствуют какие-то навыки, умения себя знать и т.п.)

Поручения следует давать всем детям, но, конечно, с учётом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей. Поскольку содержание труда в детском саду для детей четырёх-шести лет почти одинаково (за исключением ручного труда для старших дошкольников), важно определить долю участия каждого ребёнка в выполнении общего задания, помочь ему проявить самостоятельность в совместной деятельности с другими детьми.

Педагог, прежде чем поручить ребёнку ту или иную работу, должен хорошо взвесить его возможности, уровень самостоятельности и желание трудиться. Воспитателю следует тщательно продумать и определить конкретное содержание всех возможных заданий детям данной группы, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, условия сезона, возрастное содержание.

Если в группе преобладают дети среднего дошкольного возраста, а в старших –лишь несколько человек, большинство трудовых заданий будет связано с хозяйственно-бытовым трудом, меньшая часть- с трудом в природе и совсем немного заданий будет по ручному для самых старших детей.

Если же в группе больше старших детей, трудовые задания в равной степени должны быть связаны со всеми видами труда. В этом случая дети среднего возраста дошкольного возраста приобщаются к совместной деятельности со старшими, выполняя посильную часть общего дела.

Чтобы трудовая нагрузка была у всех детей равномерной, не следует привлекать дежурных к выполнению трудовых поручений, так как в день дежурства они и так достаточно заняты. Каждому ребёнку воспитатель может найти полезное дело и придумать ему общественную значимость. Любое задание, выполняемое ребёнком, должно быть и воспитывающим.

Независимо от возраста в течение дня каждый ребёнок должен выполнять какое-то поручение: положить на место забытую вещь, игрушку; поставить стул, убрать, подвинуть; подать нужный предмет; закрыть шкаф, дверь; закрыть кран с водой и др. Содержание таких индивидуальных заданий, необходимость их выполнения по инициативе взрослых связаны с недостаточно прочным усвоением некоторыми детьми навыков самообслуживания. Подобные им поручения доступны для детей всех возрастов, они различаются лишь требованиями к качеству, а также к степени самостоятельности и темпу при их выполнении-чем старше ребёнок, тем выше требования.

Утром и в первой половине дня целесообразно давать поручения тем детям, которым необходима какая-то помощь взрослого. Например, ребёнок долго отсутствовал, утерял некоторые навыки или недостаточно хорошо овладел ими, и педагог ставит своей целью чему-то научить воспитанника, закрепить имеющиеся у него знания и умения.

Наряду с индивидуальными поручениями в группе детей четырёх-шести лет должны систематический иметь место не менее двух- трёх коллективных поручений. Организовать их удобнее всего во второй половине дня, во время самостоятельной деятельности детей.

В теплое время года, когда дошкольники большую часть времени находятся на воздухе, коллективный труд небольшой подгруппы можно организовать в утренние часы. Это работа в цветнике, на огороде. На участке у самых маленьких, на спортивной площадке. Например, в цветнике могут работать четверо детей (двое среднего дошкольного возраста, двое старших): младшие поливают цветы, старшие убирают сор, сухие листья, срезают цветы для букета. Утром можно также поручить двум-трём детям протереть лавочки после дождя, собрать песок в песочницу, подмести веранду, часть участка, помыть игрушки (выносной материал) и т.п.

В зимние время также даются задания, связанные с уборкой участка и игрового оборудования, оформлением участка разнообразными снежными постройками, льдинками, лабиринтами из снега, которые впоследствии будут использованы для игр. К числу трудовых поручений относится и систематическая подкормка птиц, помощь дворнику И ДР.

Коллективный труд детей разного возраста организуют и в помещении. Прежде всего, это хозяйственно- бытовой труд: приведение в порядок игрушек, пособий, строительного материала; уход за комнатными растениями; стирка кукольного белья, починка кукольной одежды; подготовка материалов к занятиям; уборка шкафов для одежды и игровых материалов и т.п. Поручая воспитанникам такие дела, педагог преследует цель пробудить чувство ответственности за общее дело.

Накопление детьми опыта совместной деятельности подгруппами из трёх-четырёх человек, облегчит возможность организации коллективного труда всей группой (группу при этом делят на небольшие звенья).

Организация поручений.

При организации поручений воспитателю нужно стараться равномерно распределять нагрузку между всеми детьми, так как каждый ребёнок должен овладеть необходимыми трудовыми навыками и у каждого должно быть выработано положительное отношение к труду.

Наиболее эффективной в воспитательном отношении формой привлечения детей к труду является просьба или предложение, причем непременно с обоснованием, зачем нужно это делать.

Иногда педагог мотивирует необходимость помощи отсутствием помощника воспитателя или же тем, что младших товарищей надо научить тому, что сами старшие уже умеют делать быстро и легко.

Предложение, просьба сделать что-либо помогут воспитателю увидеть истинное отношение детей к работе, к совместной деятельности. При этом ребёнок ставится перед необходимостью самостоятельно принять решение: он может согласиться выполнять просьбу взрослого, а может и отказаться. При отказе воспитателю придётся искать другие методы и приёмы включения ребёнка в труд: разъяснение, убеждение, требование. К требованию желательно прибегать в том случае, когда все остальные методы и приёмы окажутся неэффективными.

Иногда, делая коллективное поручение, целесообразно объединять детей одного возраста (например, если ставится задача обучения новому навыку, его заключения или когда надо познакомить дошкольников с новым видом труда, с определенным способом выполнения какой-то работы).

Воспитатель должен быть особенно внимателен при организации коллективных поручений, связанных с ручным трудом. Обычно эти поручения бывают адресованы старшим детям. Педагог должен непременно предупредить воспитанников том, что надо быть осторожными при использовании иглой, ножницами и другими колющими и режущими инструментами, опасными при неправильном, неосторожном обращении с ними.

Периодически воспитатель дает коллективные поручения старшим детям с целью обучения их навыкам совместного труда «цепочкой». Приобретение трудовых навыков при такой организации работы совмещается с активным усвоением определённых навыков взаимоотношений, без которых труд «в цепочке» не получается. Это умения подождать товарища, критически отнестись к качеству промежуточного результата, убедить сверстника переделать плохо выполненную работу, испытать чувство обеспокоенности, ответственности за конечный результат.

Дружная работа старших служит для младших хорошим образцом поведения в труде. Они усваивают, что трудиться вместе надо дружно, не ссорясь, помогая друг другу.

Дайте детям радость труда». Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой   работы, возможность доставлять радость другим.

В.А. Сухомлинский

Литература:

  1. Буре Р.С. Теория и методика трудового воспитания. Дошкольник и труд. М.: Мозаика- Синтез, 2011. 136 с.
  2. Мащенко А.А. Воспитание у дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений: курсовая работа // Образовательная социальная сеть nsportal. Дата публикации: 03.04.2023. URL: https://nsportal.ru (дата обращения: 17.06.2024).
  3. Трудовое воспитание в детском саду // Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет: Мозаика-Синтез; М.; 2009.
  4. Трудовое воспитание дошкольников: методическое пособие для воспитателя / Н.В. Лабутина, А.А. Иванова, Н. П. Гусева. М.:2016 (Тропинка).
  5. ФГОС ДО.
  6. Шатова А.Д. Трудовое воспитание: пособие для воспитателей дет. сада / под ред. М.А. Васильевой. 1988.