Даутова Лейла Гаруновна
Учитель начальных классов, МКОУ "Прогимназия №10 "Сказка", г. Хасавюрт, Дагестан
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Даутова Л.Г. Ремёсла Дагестана: классный час // Совушка. 2024. №3 (37). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/37/ (дата обращения: 22.12.2024).
Заказ № 2285474
Задачи:
Материалы и оборудование: интерактивная доска, иллюстрации с обучающимися материалами., презентация по теме занятия станок, нитки, кувшины, изделия умельцев Дагестана
Ход занятия
Ассаламуалейкум! Дорогие друзья!
Ассаламуалейкум! Добрые гости!
Да будет мир над вами! Только мирные люди могут жить рядом, крепко дружить, красиво трудиться, радоваться успехам и делать добро.
Мы горды тем, что родились и выросли в прекрасном крае, в Дагестане.
Оглянись, ты видишь горы,
А вдали сверкает море
Это – Дагестан.
Здесь аварцы есть и кумыки
И лезгины и чеченцы
Все живут одной семьёй.
Любим мы свой край родной.
Вот он лежит мой край!
Смотри каким он стал
Друг, непременно приезжай
В цветущий Дагестан.
Мой Дагестан неописуем
Как ты прекрасен, словно Рай!
О, Дагестан, ты словно сказка
Чудесный, горный, милый край.
- Народы Дагестана имеют удивительно богатую культуру, которая учит жить и трудиться, соблюдать добрые традиции дагестанского гостеприимства, воспитывает уважение и почитание старших.
Видеоролик о Дагестане
1. Аул Балхар – гончарным мастерством (видеоролик)
Гончарные вещи делали во многих дагестанских сёлах, но далеко не каждая становилась столь популярной и любимой всеми многочисленными здешними народностями. Первое документальное упоминание балхарских керамических вещиц относится к 13 веку. Но и археологические изыскания и даже характер орнамента, отсылает нас в куда более древние эпохи.
Самые прекрасные кувшины
Делают из обычной глины,
Так же, как прекрасный стих
Создают из слов простых.
О Балхар, дарящий мне чашу,
Сотворенную из моей же отчей земли,
Твое глубинное, как родник, наречие,
Из горестей вызволяет мой ум..
Балхар на окраине Лакии -
Образец чести аулам иным.
Наши дети знают легенду о первом гончаре. Хотите послушать?
Да, с большим удовольствием.
Жил был в бедном ауле, умный, трудолюбивый, веселый Калькуччи. Задумался он как помочь родному аулу выйти из бедности и придумал: «Глина! Глина на нашем озере! Обрадовался Калькуччи, вспомнил как в детстве играли на берегу и лепили зверей, человечков, а девочки посуду для игр. Вот что нам поможет. Из красной глины будем лепить посуду, а белой глиной ее расписывать».
Сделал Калькуччи гончарный круг «жюлла» на котором лепили кувшины и придумал печь «чара» где их обжигают для прочности. Калькучи обучил гончарному делу односельчан, но почему-то именно у женщин получались самые красивые и изящные сосуды, а мужчины заготавливали хворост для обжига и торговали готовой посудой.
Молодец. Да ребята жители нашего села еще в далеком прошлом занимались керамикой, т.е. из глины они делали, делают и сегодня замечательные кувшины. Вот так стал аул Балхар знаменитым аулом гончаров
Демонстрация презентации «Простое балхарское чудо».
КУБАЧИ(Видеоролик)
Тайну кубачинского изделия не ищите в нитках серебра.
Носят тайну этого искусства в сердце кубачинцы – мастера.
Так говорил дагестанский поэт Расул Гамзатов о кубачинских мастерах.
Более всего прославило народное искусство Дагестана во всем мире небольшое село Кубачи, оно является уникальным центром культуры. Здесь зародился знаменитый промысел ювелирной обработки металлов. Кубачинские мастера научились превращать золото и серебро в изысканные предметы, необычайной работы с причудливым узором. Кинжалы, сабли, женские украшения, предметы сервировки стола, письменные приборы и другие изделия.
В каждой семье села Кубачи хранили свой узор. Кубачинский орнамент имеет изначально растительную основу, а это значит, узор напоминает изогнутые стебли, листья и цветы.
Один кубачинец сказал: «Золото или серебро сами по себе еще ничего не значат. Нужно, чтобы у мастера были золотые руки».
Демонстрация презентации «Кубачинское искусство».
У кубачинцев нынешней весною
Я наблюдал, как тонко и хитро
Вплетает мастер кружево резное
В черненое литое серебро.
Стекло очков вооружает зренье,
Нетороплива чуткая рука.
В глазах – любовь, а в сердце – вдохновенье,
Крылатое, как в небе облака.
Придя к нему, вы увидали б сами,
Что мастер верен до конца себе.
Спины не разгибает он часами,
Чтоб новый знак родиться мог в резьбе.
А если ошибется ненароком
И знак резцом неверный нанесет,
То загрустит в молчании глубоком
И всю работу сызнова начнет.
И, славы кубачинцев не нарушив,
Он вновь блеснет высоким мастерством,
Которое волнует наши души
И кажется порою волшебством.
КОВРОТКАЧЕСТВО(Видеоролик)
Демонстрация презентации «Табасаранские ковры – гордость народа».
Культура Дагестана – это искусство народных умельцев, одним из которых является изделия ручного ковроткачества.
Ручное ковроткачество – это наиболее распространенный и один из древнейших видов декоративно – прикладного искусства Дагестана. Красотой узоров и цветовых сочетаний, прославились особенно табасаранские ковры. Все эти узоры – язык коврового искусства, отражающие окружающий мир, природу и настроение.
Мастерство и секреты ручного ковроткачества вот уже много веков передаются от матери к дочери. За много лет композиции орнамента только совершенствовались, а навыки постепенно оттачивались. Испокон веков ковер, сделанный вручную, был самой ценной вещью в любой дагестанской семье.
Вершина далекая кажется близкою,
С подножья посмотришь – рукою подать,
Но снегом глубоким, тропой каменистою
Идешь и идешь, а конца не видать.
Демонстрация презентации «Унцукульское ремесло».
Ведущий: Горцы говорят: «Не вынимай кинжал без надобности».
Надпись на кинжале:
Две песни, два лезвия, две стороны:
О смерти врагов, о свободе страны.
Если вдруг я металлом стану,
Не чеканьте из меня монет.
Не хочу бренчать ни в чьих карманах,
Зажигать в глазах недобрый свет.
Если суждено мне стать металлом,
Выкуйте оружье из меня,
Чтобы мне клинком или кинжалом
В ножнах спать и в бой лететь, звеня.
В Дагестане издавна развита художественная обработка дерева. Особенно славен данным промыслом аул Унцукуль. Где мы с вами сейчас остановимся. Мастера украшают деревянные изделия металической насечкой, затем шлифуют и покрывают лаком. Изделия унцукульских мастеров известны не только в нашей стране, но и за рубежом.
Самобытный промысел унцукульцев начался с палочки – волжанки. В окрестностях аула на берегу Аварского Койсу рос тростник – волжанка. Из стебля мастера делали трости, кнутовища, которые украшались медью, серебром. Так зародилось в Унцукуле искусство насечки по дереву. Убедившись в том, что тростниковые изделия не долговечны, унцукульцы стали искать более крепкий, прочный материал – абрикос, кизил.
Унцукульцы гордятся своим аулом. Почти каждый из них мастер и хранитель легенд. О таких мастерах Фазу Алиева написала замечательное стихотворение «Старый мастер». Которое нам прочтет ….
«Старый мастер»
Кто знает, сколько таких корявых
Морщинистых, сучковатых палок
Этот морщинистый, старый мастер
За долгую жизнь свою обстругал?
Гляжу я на крепкие, цепкие руки
Старого мастера из Унцукуля:
Не меньше на них царапин и трещин,
Чем на мозолистом этом суку.
И скоро в руках старика-умельца
Этот корявый сук превратится
В отполированную красавицу
- Стройную, в тонких узорах трость
Литература: