Организации учебного процесса и досуга детей начальной школы в России и в англоязычных странах

Доронина Илона Михайловна

Учитель начальных классов, МАОУ СОШ №3 имени героя России Сергея Ромашина, г. Южно-Сахалинск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Доронина И.М. Организации учебного процесса и досуга детей начальной школы в России и в англоязычных странах // Совушка. 2024. N2 (36). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/36/ (дата обращения: 16.07.2024).

Заказ № 2285358


 

Аннотация: в данной статье говорится об организации учебного процесса и досуга детей начальной школы в России и в англоязычных странах, о системе развития мотивации, при которой ребенок видит перспективы своих занятий в спортивных мероприятиях.

Ключевые слова: досуг, учебный процесс, здоровье, система начального образования, англоязычные страны.

 

Abstract: This article deals with the organization of the educational process and leisure of primary school children in Russia and in English-speaking countries, the system of motivation development, in which the child can see the prospects of his/her activities in sports events.

Keywords: leisure, educational process, health, primary education system, English-speaking countries.

 

В связи с влиянием информационных технологий и пандемии дети стали чаще проводить свободное время и досуг за игровой техникой и телефонами. Но такой образ жизни может привести к различным проблемам со здоровьем: ухудшение зрения, искривление позвоночника, гиподинамии, избыточный вес и другие заболевания, уже начиная с начальной школы. Поэтому следует задуматься о правильной организации учебного процесса и досуга детей начальной школы и изучить опыт других стран.

Цель данной статьи рассмотреть и сравнить подходы организации учебного процесса и досуга детей начальной школы в России и в англоязычных странах, на примере Великобритании, США, Канады.

Прежде всего, рассмотрим организацию учебной деятельности и досуга в России. В школу дети идут с 6,6 лет. Начальная школа длится 4 года. Уроки начинаются в 8:30. Первый год обучения, все предметы ведёт классный руководитель, урок длится 35 минут для того, чтобы ребёнок смог быстрее адаптироваться. Со второго класса в учебную программу вводят иностранный язык, который ведёт другой преподаватель. Физкультура ведётся 3 раза в неделю, музыка и изобразительное искусство 1 раз. Урок длится 45 минут.

В школе есть группа продлённого дня, где дети учат уроки, играют, гуляют и посещают всевозможные кружки. Несколько раз в год бывают поездки в другие населённые пункты по достопримечательностям и музеям. Также при школе организуется летний лагерь, где дети ездят на различные экскурсии, посещают бассейны или выезжают на море.

Система российского образования предусматривает сильный акцент на академической подготовке, и досуг часто связан с учебными занятиями. Однако важно отметить, что в школьной системе существуют и возможности для развития творческих способностей и физической активности через кружки, секции и экскурсии.

Следующая страна, которую мы рассмотрим, Великобритания. В Великобритании начальное образование начинается в 5 лет и длится до 11 лет. Этот этап школьного обучения называется Prep School (Preparatory School), что означает «подготовительная школа». В Британии принято считать, что «настоящее» образование начинается в 11 лет со средней школы, а все, что до этого, - подготовка.

В отличие от российской системы, в Великобритании обязательное образование начинается с пяти лет, поскольку детский сад является частью школы. Многие дети могут пойти в школу даже в 4 года.

В начальной школе в Великобритании не практикуют строгую дисциплину. Дети учатся играть, рисовать, вырезать и петь песни, например, «Head, Shoulders, Knees and Toes» («Голова, плечи, колени, ступни»). Первый учебный год называется «приемным годом» вместо «первого класса».

Начальное образование ведется одним учителем по всем предметам, но со второй ступени появляются учителя математики, природоведения и физкультуры. Занятия начинаются в 9:10 утра.

В младшей школе учащиеся ставят в год три концерта, три дискотеки, 2-3 поездки на экскурсию. Существует школьный лагерь, где занимаются разными экстремальными видами спорта. В Великобритании спорт является местом воспитания будущих спортивных звёзд, людей, способных брать на себя ответственность, работать на результат и добиваться успеха. Имея все вышеперечисленные возможности, ученики будут стремиться заниматься физкультурой, чтобы в будущем добиться желаемых высот.

Рассмотрим организацию учебной деятельности и досуга на примере Соединённых Штатов Америки. Система школьного образования в Америке является трёхступенчатой: начальная школа, средняя школа и старшая.

Приём детей в школу начинается с 6 лет. Начальные классы считаются с 1 по 5. Есть ещё подготовительный класс. Он может быть как в школе, так и в детском саду. Занятия, как правило, ведёт один учитель, но часто есть помощники. Основные предметы: математика, английский, естественные науки, общественные науки, спорт. Время начала и окончания учебного года в разных школах не совпадает. Уроки начинаются в 8 часов утра. Большая часть школ – государственные.

Американские школы прекрасно оборудованы. Спортивные залы с бассейнами и гимнастическими площадками практически во всех школах. Спорт очень популярен в Америке. Первое место занимает бейсбол. Каждый уважающий себя родитель старается записать ребёнка в бейсбольную команду. Удовольствие это не бесплатное. Как правило, дети занимаются 2-3 раза в неделю по два часа. Бейсбол в Штатах – король командных игр. Здесь это просто национальный культ.

Еще одно популярное увлечение в среде американских детей и их родителей – скаутское движение. В Америке быть скаутом – дело почетное, но не бесплатное. Цены никого не останавливают, и на занятия, и в походы иногда приходят целыми семьями и даже династиями.

В США наблюдается сильная ориентация на внеклассные занятия, которые часто становятся более важными, чем формальное образование. Спортивные секции и скаутское движение занимают важное место в жизни детей, формируя их характер и способствуя развитию лидерских качеств.

Последняя страна, которую мы рассмотрим, Канада. В канадской школе распространено несколько ступеней, по которым двигаются ученики. «Дошкольная школа», называемая Kindergarden. Детей принимают в возрасте 4-5 лет и обучают два года, после чего они идут в первый класс. В этот период активно используется «игровое обучение».

Начальная школа включает в себя с 1 по 6 класс. Занятия начинаются в 9:10 утра. В школу учеников запускают только по звонку. С собой в класс ученик начальной школы берет только дневник, иногда любимую игрушку. В классе размещён различный обучающий материал: плакаты, рисунки, наглядные пособия.

Главной задачей канадской школы на этом этапе является получение учеником общих знаний, умение налаживать отношения в коллективе, развитие творческих способностей и формирование личности. Такой ритм учебы предохраняет детей от нервных перегрузок и стрессов, переутомления, а также оставляет много времени для внешкольных занятий в различных кружках, студиях и секциях.

В канадских школах хорошо развит спорт. Спортивные занятия – 3-4 дня в неделю. Это и традиционная физкультура, и разнообразные спортивные игры: за один только год ученик может попробовать себя, например, в бадминтоне, футболе, бейсболе, теннисе и танцах.

Проведенное сравнение систем начального образования в России и англоязычных странах (Великобритания, США, Канада) демонстрирует, что, несмотря на различия в подходах к организации учебного процесса и досуга, в каждой из них ставится задача формирования гармонично развитой личности ребенка, включая физическое и психическое здоровье.

В англоязычных странах наблюдается более активная интеграция физической активности в учебный процесс, особенно в США и Канаде. Развитая система мотивации, предусматривающая получение стипендий и реализацию спортивного потенциала в будущем, способствует привлечению детей к занятиям спортом.

В России, несмотря на наличие кружков и секций, досуг детей зачастую ограничивается компьютерными играми и гаджетами. Поэтому важно усилить внимание к организации здорового досуга, стимулировать интерес к физической активности, занимаясь активной пропагандой спорта и здорового образа жизни. Необходимо создавать условия для развития спортивных секторов, увеличивать доступность спортивных площадок и финансирование спортивных клубов, чтобы уже в начальной школе привить детям любовь к спорту и заложить фундамент здоровой жизни.

В данной работе было проведено сравнение систем начального образования России, Англии, США и Канады.

Выявленные черты сходства и различия проведены в таблице:

Россия

Англия

Канада

США

1.Возраст продолжительность обучения

6,6 лет

4 года

8:30

4 года

7 лет

8.00

5 лет

6 лет

9.10

6 лет

5-6 лет

8.00

2.Школьные предметы

Стандарт

Игры

Стандарт

Игры

Творчество

Творчество

3.Наличие домашнего задания

Устное, письменное

Устное

Устное в виде игры

Творческие проекты

4.Учителя

Один классный руководитель

Один классный руководитель +2 помощника

Разные

Каждый год новый классный руководитель

 

Литература:

  1. Шапошникова Т.Д. Начальная школа разных стран в наднациональном образовании: сходство и различие / Начальная школа: плюс до и после. 2009. № 8. с. 47.
  2. Начальное образование в Англии // СтудентИнфо. URL: https://www.studentinfo.net/nachalnoe-obrazovanie-v-anglii (дата обращения: 10.04.2024).
  3. Канада: образование для детей // Abroadz. URL: https://abroadz.com/kanada-obrazovanie-dlya-detej/ (дата обращения: 10.04.2024).
  4. Система школьного образования Канады // Русский Торонто. URL: http://www.russiantoronto.com/education/eduinfo-01.asp (дата обращения: 12.04.2024).
  5. Захарьин А.С. Популяризация здорового образа жизни среди молодежи через развитие физкультуры и спорта в англоязычных странах // Развитие северо-арктического региона в гуманитарной сфере: локальное и глобальное. Архангельск: САФУ, 2020. С. 65-70.