Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр

Стародумова Ольга Сергеевна

Воспитатель, МБДОУ Детский сад № 2, г. Воткинск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Стародумова О.С. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр // Совушка. 2024. N2 (36). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/36/ (дата обращения: 16.07.2024).

Заказ № 2283564


 

Аннотация. В статье раскрываются психолого-педагогические основы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр. Рассматривается польза дополнительных занятий, например, создание предметно - развивающей среды группы детского сада, как части игрового замысла для работы со старшими дошкольниками и совместная обучающая игра педагога с детьми. Формирование познавательной активности наблюдается на примере двух групп: экспериментальной и контрольной. Делаются обоснованные выводы о значении сюжетно – ролевых игр в развитии познавательной активности у старших дошкольников. Предлагается программа занятий для работы со старшими дошкольниками. Предоставляются результаты исследований, доказывающие эффективность применения сюжетно – ролевых игр в формировании познавательной активности у старших дошкольников.

 

Ключевые слова: старшие дошкольники, сюжетно - ролевая игра, развитие познавательной активности.

 

Введение. Зачастую в семейном воспитании не задумываются, что если много игрушек – не значит, у ребенка развиты игровые навыки, а важно, как он в них играет. Одним из методов познавательной активности является сюжетно-ролевая игра, которая улучшает продуктивность деятельности и повышает общительность в семье и в обществе. Таким образом, актуальность исследования объясняется тем, что формирование познавательной активности, обладающей способностью оперативно и своеобразно решать жизненные проблемы в сюжетно-ролевой игре, реализуются в дошкольном возрасте, и является условием последующего развития личности человека, его успешной деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития познавательной активности подрастающего поколения.

Основная часть. Дошкольный возраст самый подходящий в развитии познавательной активности: у ребенка ещё не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг него происходит, зато степень принятия чрезвычайно высока. Ученые считают, что чем раньше ребенка обучают чему-либо, тем эффективнее оказываются результаты. Одним из методов развития познавательной активности у детей дошкольного возраста может быть игра. Дошкольник живет в мире фантазий. В его сознании переплетаются действительное и вымышленное, жизнь и сказка. Воображение проявляется во всех видах деятельности ребенка. Слабая критичность мышления определяет видимое богатство воображения детей. И уже в самом раннем возрасте мы наблюдаем у детей конфликтные ситуации, которые всегда лучше выражаются в играх.

Объект исследования: познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – сюжетно-ролевые игры.

Основная цель работы – разработка мероприятий по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр.

Целью исследования является разработка мероприятий по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр, и показать эффективность мероприятий.

Гипотеза исследования: предполагается, что процесс сюжетно-ролевых игр со старшими дошкольниками будет познавательным и активным при соблюдении условий в реализации разработанных мероприятий:

  1. Обогащение жизненного опыта детей через ознакомление с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства на предварительном этапе.
  2. Использование предметно – развивающей среды группы детского сада как части игрового замысла.
  3. Совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на построение ролевого диалога и сюжетосложения у дошкольников.
  4. Поощрение инициативности и самостоятельности детей в игре.
  5. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье и детском саду.

Теоретической основой работы, по изучению развития познавательной активности у старших дошкольников, послужили труды таких известных ученых как: А. М. Матюшкин, Н. И. Рейнвальд, В. А. Крутецкий, В. С. Юркевич, С. Л. Рубинштейн, Д. Е. Берлайн, А. И. Крупнов, Г. И. Щукина.

Результаты исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ №2 и МБДОУ № 6 города Воткинска. Возраст детей 6-7 лет.

  • констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня развития познавательной активности в сюжетно-ролевой игре старших дошкольников;
  • формирующий эксперимент, в ходе которого осуществлялась разработка и внедрение мероприятий по развитию познавательной активности детей 6-7 лет в сюжетно-ролевой игре;
  • контрольный эксперимент, направленный на получение итоговых данных после проведения сюжетно-ролевых игр.

Целью является проведение и выявление уровня развития познавательной активности детей. Наблюдая за детьми заметно, что они затрудняются аргументировать свои мысли, делать выводы. Ребята не могут внести дополнения к предложенному заданию. Им привычно выполнять поручения, поэтому нужно делать выводы о том, как ребенок должен захотеть развиться в поиске интересов. Следовательно, в познавательной активности.

Дети старшей группы, которые имеют развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, и у них хорошо развито произвольное внимание, логическое мышление, речь, воображение, значит, развивается уровень познавательного развития. Именно внутри ролевой игры происходит глубокое развитие познавательной сферы ребенка, важно не упустить этот вид деятельности дошкольников.

Мероприятия включали в себя:

  1. Работа по обогащению игрового познания, дети получали новую информацию, через книги, фильмы.
  2. Создание игрового центра в группе.
  3. Совместные обучающие игры педагога с детьми.
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье и детском саду.

Цель формирующего эксперимента: создать доступность атрибутов в группе по развитию познавательной активности детей в сюжетно-ролевой игре.

Эксперимент проходил в дошкольном образовательном учреждении в группе в привычных условиях. В комплексе мероприятий прилагаются три занятия по 45 минут. Занятия проводились два раза в неделю. Эксперимент проводился с ноября 2020 по январь 2021 года в экспериментальной группе.

Цель контрольного этапа эксперимента: проверка развития познавательной активности у детей 6-7 лет, используя сюжетно-ролевую игру и подтверждение выдвинутой гипотезы.

Задачи контрольного этапа эксперимента:

  • провести повторную диагностику уровня познавательной активности в сюжетно-ролевой игре у детей экспериментальной и контрольной групп.
  • по результатам диагностики выявить эффективность использования игры посредством познавательной активности у детей 6-7 лет.
  • проверить правильность выдвинутой гипотезы.

Методики исследования:

  1. Методика «Древо желаний», автор В.С. Юркевич.
  2. Методика «Вопрошайка», автор М.Б. Шумакова.
  3. Методика «Столкновение интересов», автор Н.И. Гуткина.

Результаты свидетельствуют о том, что после формирующего этапа эксперимента детей с низким уровнем познавательной активности в экспериментальной группе выявлен только один ребенок. Значительно увеличилось число детей с высоким уровнем познавательной активности в экспериментальной группе.

Количество детей с высоким уровнем познавательной активности в экспериментальной группе в несколько раз превышает количество детей в контрольной группе, хотя на констатирующем этапе эксперимента статистически значимых различий между ними не было.

 

 

Рисунок 1 - Сравнительная диаграмма уровней познавательной активности у детей ЭГ и КГ на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (в %)

 

Полученные результаты в ходе контрольного этапа эксперимента и их сравнительный анализ с данными констатирующего этапа эксперимента дают основание выделить положительную динамику изменений в уровне познавательной активности у детей экспериментальной группы. Это свидетельствует об эффективности проведенной работы на формирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе по проведению уровня развития сюжетно-ролевой игры и определения познавательной активности детей.

Результаты экспериментального исследования показали, что старшего дошкольника больше всего волнуют вопросы личностных взаимоотношений, связей и процессов в мире не вещей, а людей. Естественно, что у детей складывается новое отношение к взрослому как к особой личности с богатыми и разнообразными свойствами, часто никак не связанными с сиюминутными интересами взаимодействия с ним детей. Собственные личностные качества также выдвигаются на первый план в представлении детей о себе, а суждение о них и о всех других своих способностях приобретает у детей наибольшую за все предшествующее время точность и четкость. В старшем возрасте многие дошкольники переоценивают себя. Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, были решены, цель достигнута.

 

Литература:

  1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия», 2009. 208 с.
  2. Андреева А.Д., Воронова А.Д. Я работаю психологом... Опыт, размышления, советы / под ред. И.В. Дубровиной. М.: Сфера, 1999. 256 с.
  3. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994. 193 с.
  4. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 273 с.
  5. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте: хронологические исследования. М.: Питер, 2008. 464 с.
  6. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Просвещение, 1986. 174 с.
  7. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: сборник научных трудов / под ред. А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. М. 1987. 193 с.
  8. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей // Дошкольное воспитание. 2005. № 5.
  9. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. М., 1994.
  10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2001.