Сохранение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста с ОВЗ через игры с водой и песком

Митрофанова Екатерина Владимировна
Агафонова Наталия Юрьевна

Учитель - логопед, МОУ школа - интернат № 8, г. Копейск, Челябинская область
Учитель начальных классов, МОУ школа - интернат № 8, г. Копейск, Челябинская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Митрофанова Е.В., Агафонова Н.Ю. Сохранение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста с ОВЗ через игры с водой и песком // Совушка. 2024. N2 (36). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/36/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2283440


 

На каждом историческом этапе развития человечества существовали разные ценности, но, единственной поистине вечной ценностью оставалось здоровье. Простые люди и великие учёные задавались одним и тем же вопросом: «Как сохранить и укрепить здоровье?». Актуален этот вопрос и по сей день. В нашем дошкольном отделении «Сказка» воспитываются дети с ОВЗ, имеющими 3-4 группу здоровья, поэтому приоритетным направлением деятельности нашего учреждения является: сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольника.

Для детей с ОВЗ характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психолого-педагогической работы с детьми – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции. Сохранение эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста с ОВЗ в нашем учреждении решается в центре «Песок-вода» при помощи различных игр и манипуляций с песком, водой.

Цель проведения коррекционно-развивающих игр с песком и водой – это обеспечение эмоциональной релаксации, снятия напряжения, развитие положительных эмоций при помощи различных игр и манипуляций с песком, водой. Мы ставили перед собой следующие задачи:

Образовательные: учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета; обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера; обучить специальным движениям и их выполнение детьми; учить выстраивать композиции на песке по образцу; закрепить представления об окружающем мире.

Развивающие: развивать психические процессы (внимание, память), логическое мышление, тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику; умение действовать по инструкции.

Воспитательные: вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности; воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.

Природные материалы (песок, вода) регулярно используются как на индивидуальных, так и подгрупповых развивающих игровых сеансах. «В природе нет ничего лишнего» - писал философ Мишель Монтень. К.Д. Ушинский призывал «ввести детей в природу».

Наши воспитанники - «особые», с ограниченными интеллектуальными и физическими возможностями - с удовольствием играют с водой, песком.  Такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Это дает ему приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Ребенок, тем более с ОВЗ, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с водой и песком. Работа с песком и водой позволяет легко создавать новые образы и не требует каких-либо умений. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, ребенок освобождается от напряжения, застенчивости, страхов, конфликтности в общении и многих других проблем, создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

Первые контакты ребенка с песком и водой происходят на ежедневных прогулках, он обращает внимание на то, что из влажного песка получаются куличики, из сухого — горка, а если вылить из леечки воду, то образуется лужица, которая быстро исчезнет.

Наши специалисты, соблюдают принцип золотой середины, ведь очень важно сохранить баланс между самостоятельностью ребенка и помощью, которая оказывается ему взрослыми. Организовываем среду таким образом, чтобы ребенок захотел исследовать и изучать ее.

Условия работы с детьми: согласие и желание ребенка; специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий; у детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.  Игры с песком, водой предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка. Каждую из них мы рекомендуем предварительно проводить вместе с ребенком, подсказывая ему способы действия с игровыми материалами, а иногда и играя по принципу «рука в руке».

Обучения игре с песком и водой, и другими сыпучими материалами, мы проводим по предложенным Горбенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.

 4 циклам, в них входят следующие направления работы:

1 циклОриентировочный «Чувтвительные ладошки»

Цели: пробуждение интереса, стимуляция внимания; знакомство со средой; пробуждение интереса к занятиям; обучение специальным движениям и их тренировка; развитие внимания, связанного с координацией движений; развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений; развитие речи, памяти и мышления.

2 циклПереход от предметномнипулятивных действий к сюжетно - ролевой игре «Секреты сухого и мокрого песка, свойства воды»

Цели: сравнение качества сухого и мокрого песка; развитие внимания, связанного с координацией движения.

3 циклПереход к самостоятельным действиям «Путешествие по песочной стране, водному царству»

Цели: формирование умений произвольно концентрироваться на заданной группе мышц; развитие тонких тактильных ощущений; развитие умения действовать по инструкции; развитие пространственной ориентации; учить выстраивать композиции на песке по образцу.

4 цикл -Подготовка к самостоятельной жизни «Познавательные игры на песке и в воде»

Цели: усовершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве; стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности; усовершенствование навыков позитивной коммуникации; создание композиций на песке, в воде.

Таким образом, мы считаем, что игры с водой, песком и сыпучими материалами являются мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах для детей с ОВЗ. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей и способствуют охранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольника с ОВЗ.

Литература:

  1. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры с водой // Дети с проблемами в развитии. 2004. № 7.
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: Детство-Пресс, 2005.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. М.: Речь, 2007.
  4. Коррекционная работа в обогащенной предметно-развивающей среде / под ред. Л.Б. Баряевой. СПб.: КАРО, 2006.