Формирование математических понятий в процессе проектной деятельности в начальной школе

Сиващенко Лариса Сергеевна

Учитель начальных классов, ГБУ ОО ЗО "СОШ № 15", Мелитополь, Республика Крым

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Сиващенко Л.С. Формирование математических понятий в процессе проектной деятельности в начальной школе // Совушка. 2024. N2 (36). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/36/ (дата обращения: 16.07.2024).

Заказ № 2283249


 

 Руководитель: Фефилова Т.В., старший преподаватель ФГБОУ ВО «Мелитопольский государственный университет»

 Постановка проблемы. В педагогической среде обсуждается специфика формирования математических понятий у школьников в соответствии с требованиями современной концепции математического образования. Эти требования предполагают обновление содержания учебного процесса, его близость к актуальным разделам математики и их применению на практике, а также широкое использование метода проектной деятельности.

Преодоление изолированности различных математических тем и разделов возможно только при выделении основных математических структур. Эти структуры являются фундаментальными основами для единого и целостного обучения математике. Один из важных аспектов обеспечения доступности обучения заключается в поэтапном формировании понятий о базовых математических структурах.

Метод проектной деятельности играет значимую роль в этом процессе, поскольку он позволяет школьникам систематически изучать математические структуры. Применение этого метода способствует расширению и углублению знаний по математике, рассмотрению возможностей их применения на практике, а также приобретению навыков работы с современными программными продуктами. Более того, метод проектов способствует всестороннему развитию индивидуальных способностей школьников.

На сегодняшний день отмечается, что у учеников общеобразовательных школ наблюдается формализм в понимании математических знаний и их недостаточная эффективность. В результате большая часть этой информации быстро забывается, и у значительной части детей математический багаж представлен набором слабо связанных между собой догматически усвоенных фактов и навыков выполнения стандартных операций и типовых заданий. У них отсутствует представление о математике как о единой науке со своим предметом и методом.

Цель исследования. Целью данной работы является исследование процесса формирования математических понятий у учащихся начальной школы в контексте проектной деятельности. Важно выяснить, каким образом проекты могут способствовать более эффективному пониманию математических концепций у детей.

Основные материалы исследования. Различные аспекты использования метода проектов рассматривались в работах таких авторов, как Г.Б. Голуб [1], Дж. Дьюи [7], Е.С Полат [6] и многих других. Сегодня в педагогике метод проектов не заменяет систематического предметного обучения, а используется вместе с ним как важный компонент образовательного процесса. Этот метод соответствует одной из ключевых целей школы – не только передать знания учащимся, но и вдохновить их на личностный рост, развить интерес к обучению, поощрить стремление к саморазвитию и научить школьников учиться. Такой подход готовит учащихся к успешной адаптации в современном обществе.

В работах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной [2], М.Н. Скаткина [5] суть формирования понятий заключается в создании учителем ситуаций, где ученики сталкиваются с проблемами и учатся разрешать их, прослеживая логику мышления учителя по пути решения, что позволяет им усваивать материал через исследовательский подход. Г.И. Саранцев, А.М. Матюшкин, Л.В. Занков [4] исследуют методики обучения математике с использованием проблемно-проектного подхода. Их работы направлены на анализ эффективности применения проектной деятельности в формировании математических знаний и навыков. Подчеркивается важность организации проектной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика и создания благоприятной образовательной среды, стимулирующей интерес к математике и развивающей у детей уверенность в своих математических способностях.

Л.С. Выготский [3] считает, что преподаватель продолжает играть ключевую роль в образовательном процессе, выполняя две основные функции: стимулирование мотивации учеников, поощрение формирования интереса к учению, а также адаптацию методов обучения под потребности класса или индивидуального ученика.

В результате анализа литературы стало ясно, что, несмотря на различия в подходах, многие ученые считают эффективными следующие методы формирования математических понятий у детей начальной школы: использование предметных действий, самостоятельной деятельности, предметно-практической работы, применение проблемного подхода в обучении и создание творческих ситуаций. Данные подходы были использованы в основе нашего исследования.

На первом этапе производился анализ литературы по психологии и педагогике, а также научно-методических материалов, связанных с темой исследования. Были определены основные направления исследования, выявлены индивидуальные и типологические особенности школьников. Также был проведен первичный эксперимент, в результате которого был определен уровень понимания геометрических понятий учащимися 2-х классов, а также оценено состояние методики обучения раздела геометрии в начальной школе.

На втором этапе разрабатывалась методика формирования геометрических понятий у школьников, учитывая их индивидуальные особенности. Также была разработана система упражнений по различным темам геометрии для курса математики в начальной школе. Комплекс проектов представлен следующими темами: «Геометрический мир», «Улица многоугольников», «Геометрические сказки», «Лабиринты линий» (2 класс).

На третьем этапе проходил обучающий эксперимент, в ходе которого анализировались результаты внедрения разработанных проектов. Были сравнены данные экспериментальных и контрольных классов, что позволило сделать соответствующие выводы.

В разработанной методике значительное место отводится упражнениям на распознавание геометрических понятий, на выведение следствий из факта принадлежности объекта к понятию, на применение и систематизацию изученных понятий, так как именно вышеуказанные упражнения способствуют формированию у обучающихся, адекватных формируемым понятиям и с их помощью происходит развитие познавательных процессов школьников

Выводы.

На основе проведенного исследования было выявлено значительное положительное воздействие применения разработанных проектов на процесс формирования математических понятий у учащихся начальной школы. В свете этого, исследование подтверждает важность инновационных методик обучения геометрической пропедевтики в начальной школе, что способствует более глубокому усвоению учебного материала и повышению мотивации к изучению предмета.

Итоги исследования показывают, что проектная деятельность представляет собой эффективный инструмент для формирования математических понятий у детей начальной школы. Применение данного метода не только способствует более глубокому усвоению математических концепций, но и развивает критическое мышление, творческие способности и уверенность в собственных математических навыках у детей. Таким образом, выводы данного исследования могут быть использованы для оптимизации учебного процесса по математике в начальной школе и повышения общего качества образования.

 

Литература:

  1. Гальперин П.Я. Опыт изучения Формирование умственных действий. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.05.2024).
  2. Голуб Г.Б. Метод проектов ‒ технология компетентностно-ориентированного образования: метод. пособие / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова / под ред. проф. Е.Я. Когана. Самара: Учебная литература; Федоров, 2006. 176 с. (дата обращения: 18.05.2024).
  3. Зашигина И.М. Почему теория Л. Выготского актуальна сегодня. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.05.2024).
  4. Овсянникова Т.В. Использование метода проблемного обучения. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.05.2024).
  5. Осмоловская И.М. Учебники нового поколения: поиск дидактических решений // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 4 (10). С. 45-53. (дата обращения: 18.05.2024).
  6. Полат Е.С. Метод проектов. История вопроса. кн. «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования». М.: Академия, 2010. С. 193-200. URL: https://studfile.net/preview/6306194/ (дата обращения: 18.05.2024).
  7. Философские основы методов Дьюи и современное образование. URL: https://psychosearch.ru (дата обращения: 18.05.2024).