Программа "Одаренные дети" в начальной школе

Гущина Вера Владимировна

Учитель начальных классов, МКОУ Прогимназия № 10 "Сказка", г. Хасавюрт, Дагестан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Гущина В.В. Программа "Одаренные дети" в начальной школе // Совушка. 2024. N2 (36). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/36/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2282610


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Полный текст статьи


 

Основания для разработки программы

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
  • Методические рекомендации по организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Устав и локальные акты МКОУ «Прогимназия 10 «Сказка»

Цель программы

Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития одаренных детей в МКОУ «Прогимназия 10 «Сказка»

Срок реализации программы

2023 - 2027 годы

Исполнители основных мероприятий программы

Педагогический коллектив школы

Соисполнители

обучающиеся, родители обучающихся

Ожидаемые конечные результаты программы

  • увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;
  • создание индивидуальных образовательных программ;
  • повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми;
  • совершенствование системы работы с одаренными детьми

Система контроля исполнения программы

Контроль в рамках программы осуществляет администрация школы. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях педагогических советах, родительских собраниях.

 

В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип –каждый ребенок одарен, раскрытие его талантов – это наша задача. В этом успех России.

В.В.Путин

 

Актуальность проблемы

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.

Успешность работы с одаренными детьми в школе во многом зависит от того, какая работа проводится с обучающимися не только в среднем и старшем звене, но и в начальной школе, отделении дошкольного образования.

Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить - это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность.

Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

  • потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);
  • развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший и средний школьный возраст);
  • познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (старший школьный возраст).

Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересовоставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии. При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление.

Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников.

Именно поэтому МКОУ Прогимназия № 10 «Сказка» в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:

  • не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
  • создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;
  • формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.

С целью решения проблемы при работе с одаренными детьми выбраны следующие действия:

  • определены основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей (организация образовательной деятельности):
  • нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучениесамооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;
  • •работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;
  • •выставка творческих работ одаренных детей; развитие творческих способностей обучающихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах, конкурсах;
  • •обеспечение базового дополнительного образования: работа внеурочной деятельности по предметам; проведение общеразвивающих традиционных мероприятий школы;
  • поощрение обучающихся, проявивших себя в конкурсах, олимпиадах на муниципальном уровне и выше;
  • чествование родителей (законных представителей) обучающихся, показавших высокие результаты в конкурсах, олимпиадах

Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей обучающихся к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы.

Реализация программы «Одаренные дети» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.

 

Нормативно-правовое обеспечение

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642;

Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507, от 31.12.2015 N 1576);

Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. №1239 «Об утверждении правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.05.2019).

 

Материально-техническое обеспечение реализации Программы

  • Комплектование школьной библиотеки учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой.
  • Оснащение учебных кабинетов и классных комнат.
  • Обеспечение материалами, необходимыми для работы  кружков, секций, клубов.
  • Формирование системы поощрения одаренных детей, учителей.

 

Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы.

Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый - более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления - будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

При разработке программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.

Одаренная личность - личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).

Одаренность - совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей - «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.

Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Полный текст статьи