Значение поэзии в развитии и воспитании дошкольника: консультация для родителей

Суходоева Анастасия Юрьевна

Воспитатель, МБДОУ № 40, г. Миасс, Челябинская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Суходоева А.Ю. Значение поэзии в развитии и воспитании дошкольника: консультация для родителей // Совушка. 2024. N2 (36). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/36/ (дата обращения: 16.07.2024).

Заказ № 2282177


 

В развитии ребенка, его интеллектуальных способностей и чувства языка важную роль играет чтение вслух. Ребенок с самого нежного возраста способен определять интонацию, хорошо чувствует ритм речи. И тут огромную роль в развитии малыша приобретают детские стихи. Самые первые книжки и тексты, которые читаем детям мы взрослые − это именно забавные смешные стихи малышам.

Поэтическая речь ритмически четко организована, а это особенно важно в стихах для детской аудитории. Поэзия, вообще, богата яркими образами, красочна, зрелищна и фонетически очень насыщена. Большое число аллитераций обогащают ее. Ребенок чувствует эту особенность, и тянется интуитивно именно к таким произведениям. В детской поэзии, как правило, четкие и звонкие, легко угадываемые рифмы, которые прекрасно запоминаются. Это способствует заучиванию их наизусть.

Стихотворная речь лучше запоминается. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает прекрасные образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк.

Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание.

Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия.

Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия.

В младшем дошкольном возрасте требования подбора стихов для занятий следующие:

  • простота и четкость ритма;
  • краткость самого стишка и отдельных строк;
  • простота и ясность знакомых детям образов;
  • отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

Слушая такие произведения, дети могут мысленно «нарисовать» себе его содержание. Для заучивания можно использовать коротенькие стихи (например, А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик», стихи С. Маршака и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети.

По объему − это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой.

Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.

Также не стоит забывать и материал народного творчества. Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.

Кроме психо-возрастного критерия подбора поэтических произведений, встречается метод подбора стихов по психо-эмоциональному критерию. Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка:

  • Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые,
  • Спокойным - размеренные, плавные.
  • Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки (так они смогут выплеснуть стесняющую их энергию).
  • Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.
  • Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Ребенку необходимо понять технику запоминания.

С маленькими детьми лучше учить стихи-диалоги, обращая особое внимание на интонацию.

Практика показывает, что очень быстро запоминаются детям стихи, которые имеют применение в их жизни: это фольклорные и литературные песенки, потешки.

Малыш может правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более интересной и правильной.

Формируется чувство языка.

Ребёнок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, ребенок фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим.

 

Литература:

  1. Воспитание интереса к поэзии // А2Б2 − образовательный портал. URL: https://a2b2.ru/methods/6543_vospitanie_interesa_k_poezii/ (дата обращения: 10.05.2024).
  2. Дихтяренко Ю.А. Подбор стихотворений для заучивания в детском саду // nsportal.ru – образовательная социальная сеть. URL: https://nsportal.ru (дата обращения: 10.05.2024).
  3. Толстых Т.А. Методика заучивания поэтических произведений с дошкольниками // Совушка. 2021. №2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24 (дата обращения: 10.05.2024).