Суходоева Анастасия Юрьевна
Воспитатель, МБДОУ № 40, г. Миасс, Челябинская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Суходоева А.Ю. Значение поэзии в развитии и воспитании дошкольника: консультация для родителей // Совушка. 2024. N2 (36). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/36/ (дата обращения: 22.12.2024).
Заказ № 2282177
В развитии ребенка, его интеллектуальных способностей и чувства языка важную роль играет чтение вслух. Ребенок с самого нежного возраста способен определять интонацию, хорошо чувствует ритм речи. И тут огромную роль в развитии малыша приобретают детские стихи. Самые первые книжки и тексты, которые читаем детям мы взрослые − это именно забавные смешные стихи малышам.
Поэтическая речь ритмически четко организована, а это особенно важно в стихах для детской аудитории. Поэзия, вообще, богата яркими образами, красочна, зрелищна и фонетически очень насыщена. Большое число аллитераций обогащают ее. Ребенок чувствует эту особенность, и тянется интуитивно именно к таким произведениям. В детской поэзии, как правило, четкие и звонкие, легко угадываемые рифмы, которые прекрасно запоминаются. Это способствует заучиванию их наизусть.
Стихотворная речь лучше запоминается. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает прекрасные образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк.
Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание.
Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия.
Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия.
В младшем дошкольном возрасте требования подбора стихов для занятий следующие:
Слушая такие произведения, дети могут мысленно «нарисовать» себе его содержание. Для заучивания можно использовать коротенькие стихи (например, А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик», стихи С. Маршака и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети.
По объему − это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой.
Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.
Также не стоит забывать и материал народного творчества. Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.
Кроме психо-возрастного критерия подбора поэтических произведений, встречается метод подбора стихов по психо-эмоциональному критерию. Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка:
С маленькими детьми лучше учить стихи-диалоги, обращая особое внимание на интонацию.
Практика показывает, что очень быстро запоминаются детям стихи, которые имеют применение в их жизни: это фольклорные и литературные песенки, потешки.
Малыш может правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более интересной и правильной.
Формируется чувство языка.
Ребёнок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, ребенок фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим.
Литература: