Дизартрия

Сажина Елена Валерьевна

Логопед, МАДОУ Детский сад № 450, г. Челябинск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Сажина Е.В. Дизартрия // Совушка. 2024. N2 (36). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/36/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2281873


 

Дизартрия – это речевое нарушение, которое возникает в результате проблем с моторным контролем и координацией мышц, отвечающих за произношение звуков. Это состояние может быть вызвано различными факторами, включая генетические предрасположенности, травмы головы или нервной системы, а также некоторые заболевания.

Одним из основных признаков дизартрии является нечеткое и неясное произношение слов. Люди с этим расстройством испытывают сложности в артикуляции звуков и выражении своих мыслей через речь. Другие характерные симптомы могут включать изменения в скорости речи, интонации и ритма.

Понимание причин и механизмов развития дизартрии позволяет разработать эффективные методы лечения и помочь людям справиться с этой проблемой. В данной статье мы рассмотрим основные виды дизартрии, ее возможные причины, диагностику и методы коррекции речевых нарушений. Помимо этого, будет представлена информация о техниках речевой терапии, которые могут помочь улучшить артикуляцию и развитие коммуникативных навыков у людей с дизартрией.

1) Введение в дизартрию: определение, причины и симптомы

2) Диагностика дизартрии: методы и инструменты

3) Виды дизартрии: атаксическая, спастическая, гипокинетическая и другие

4) Лечение дизартрии: речевая терапия, физиотерапия и другие методы

5) Представление современных исследований и достижений в области дизартрии

Дизартрия − это нарушение речи, при котором затруднено или невозможно произношение звуков или слов. Это состояние обусловлено проблемами с мышцами, которые используются для речи, а также с нервной системой, которая контролирует эти мышцы. Дизартрия может быть вызвана различными факторами, включая травму головы, цереброваскулярные заболевания, нейродегенеративные заболевания и врожденные аномалии.

Основными симптомами дизартрии являются неразборчивая и нечеткая речь, замедленное произношение или пропуск звуков и слогов. Часто пациенты с дизартрией испытывают трудности с контролем и координацией мышц, ответственных за произношение звуков, что может привести к искажению звуков и неправильной интонации. Некоторые люди могут также иметь затруднения с дыханием и глотанием.

Диагностика дизартрии включает в себя проведение комплексного обследования пациента, включающего анализ речевых симптомов и наблюдений, а также использование специализированных инструментов и методов, таких как компьютерные программы и аудиозаписи. Кроме того, врач может назначить дополнительные исследования, такие как МРТ или КТ головного мозга, для выявления возможных структурных или функциональных изменений, связанных с дизартрией.

Виды дизартрии могут различаться в зависимости от причины и характера нарушения. Некоторые из них включают атаксическую дизартрию, характеризующуюся неправильной координацией мышц, спастическую дизартрию, при которой возникает повышенный мышечный тонус, гипокинетическую дизартрию, которая характеризуется ограничением движений, и другие формы, связанные с определенными заболеваниями или травмами.

Лечение дизартрии направлено на улучшение произношения и общей речи пациента. Оно может включать речевую терапию, которая помогает улучшить контроль мышц, используемых для речи, и развивает навыки коммуникации. Физиотерапия может также быть использована для улучшения силы и координации мышц, вовлеченных в речевой процесс. Кроме этого, могут применяться и другие методы, такие как использование устройств поддержки речи и адаптации окружающей среды.

Современные исследования и достижения в области дизартрии активно исследуют различные методы лечения и реабилитации. Врачи и ученые работают над разработкой новых подходов к диагностике и терапии, а также изучают эффективность существующих методов. Некоторые исследования фокусируются на использовании технологий, таких как виртуальная реальность и робототехника, для улучшения результата речевой терапии у пациентов с дизартрией.

Степени дизартрии: Выделяют 4 степени дизартрии по G.Tardier (1968).

  1. Легкая (стёртая дизартрия) – минимальные дизартрические расстройства (МДР).
  2. Средняя – речь понятна всем, но выражено нарушение звуков и просодики.
  3. Выраженная – когда речь понятна только матери.
  4. Тяжелая – анартрия – отсутствие членораздельной речи.

Классификация. Существует несколько классификаций дизартрии. В литературе достаточно полно описаны классификации:

  • Маргулиса М.С. (1926г.) – этиопатогенетическая,
  • Панченко И.И., Щербаковой Л.А.(1975) – неврологическая,
  • Винарской Е. Н. (1978)- нейролингвистическая.

Тяжесть проявлений дизартрии зависит: от локализации нарушений в центральной или периферической нервной системе; от времени наступления дефекта; от времени заболевания; от тяжести или распространенности нарушений.

Классификация дизартрии речи

В зависимости от того, какая часть мозговой структуры повреждена, дизартрию речи делят на несколько типов.

Бульбарная

Возникает из-за нарушений в работе бульбарной группы черепно-мозговых нервов (к ним относятся языкоглоточный, блуждающий и подъязычный). Для этой разновидности дизартрии характерна слабость и снижение тонуса артикуляционных мышц. Подобные нарушения приводят к невнятной, очень замедленной речи, минимальной мимике.

Подкорковая

Возникает в результате поражения подкорковых узлов головного мозга. Происходит изменение мышечного тонуса от нормального к повышенному. Особенности речи детей при дизартрии этой формы заключаются в нарушении ее темпа и ритма, неконтролируемых мимических движениях.

Мозжечковая

Развивается по причине поражения мозжечка или его связей с другими структурами нервной системы. Для этой формы нарушения характерна отрывистая, рубленая речь без плавного перехода от одного слова к другому.

Корковая

Связана с поражением коры головного мозга, т. е. нижнего отдела передней центральной извилины одного или обоих полушарий головного мозга либо нижних постцентральных отделов доминантного полушария (левого – для правшей, правого – для левшей). Для этой разновидности дизартрии речи характерно хорошее произношение детьми отдельных звуков, но возникновение трудностей при использовании их в потоке речи.

Диагностика дизартрии

Прежде чем диагностировать дизартрию речи у ребенка, важно ознакомиться с его медицинской картой, ранним периодом развития, а также заключениями:

  • невролога;
  • отоларинголога;
  • офтальмолога;
  • психотерапевта или психолога.

Логопед изучает разные аспекты деятельности ребенка, включая состояние крупной и мелкой моторики, познавательной и двигательной функций органов зрения, слуха, осязания. Для проверки координации движений специалист может провести пальцевые пробы или попросить ребенка попрыгать на одной ноге. Врач оценивает общую осведомленность и ориентацию ребенка в пространстве, темп, ритм и силу звучания его голоса и т. п.

Затем специалист изучает состояние артикуляционного аппарата ребенка: проводит общий осмотр, проверяет способность удерживать одну позу, четко повторять серию различных поз, выявляет неврологические симптомы, такие как синкинезия (лишние схожие движения), гиперсаливация (повышенное слюноотделение).

При анализе звукопроизношения специалист обращает внимание на место и способ голосообразования, место и силу речевого выдоха, фразовые интонации.

Оценивая речь ребенка в целом, логопед анализирует ее связанность, смысловую сторону, лексико-грамматический компонент.

Диагностикой речевых нарушений должен заниматься логопед, который сможет правильно поставить диагноз. Некоторые речевые нарушения имеют схожие симптомы, только специалист в состоянии отличить стертую форму дизартрии от полиморфной дислалии (сложной формы картавости) или тяжелую степень дизартрии от алалии, для которой характерно полное отсутствие речи или ее грубое недоразвитие.

Чтобы точно поставить диагноз, в ряде случаев требуется проведение МРТ (магнитно-резонансной томографии), ЭЭГ (электроэнцефалографии) и заключение невролога, в котором будут подробно описаны результаты проведенных исследований с указанием локализации пораженных участков мозга и анализом функционирования всех его структур.

Для правильной постановки диагноза также необходимо получить заключение отоларинголога и психотерапевта (о состоянии слуха и высших психических функций соответственно).

Для коррекции нарушений произносительной речи при дизартрии у детей важны регулярное (по несколько раз в день ежедневно) выполнение артикуляционной гимнастики для губ и языка, тренировка речевого выдоха, логопедический массаж, упражнения на развитие мелкой моторики.

При тяжелой форме дизартрии дошкольникам рекомендованы специализированные группы/детские сады, школьникам – классы/школы для детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

Основная задача коррекции произношения детей — дизартриков — добиться дифференцированного произношения. Поскольку главной причиной недостатков произношения является полная или частичная неподвижность органов речевого аппарата, основное внимание логопеда должно быть направлено на развитие подвижности артикуляционного аппарата.

Логопедическая работа с детьми-дизартриками базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учёте личностных особенностей детей.

Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.

Проведение логопедического массажа проводится на подготовительном этапе, на котором осуществляется работа по развитию артикуляционного аппарата, ей предшествует:

  • проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры, в зависимости от состояния мышечного тонуса. Основными приемами массажа являются поглаживания, пощипывания, разминания, вибрация. Характер выполнения движений также будет определяться состоянием мышечного тонуса.
  • проводится работа по развитию мимических мышц лица. С этой целью ребенка учат открывать и закрывать глаза, хмурить брови, нос и т.д. По мере выполнения таких заданий постепенно развивается их дифференцированность и произвольность.

Движения губ. Под счет производится поочередно оскал зубов (от улыбки) и вытягивание хоботком (от сосательного движения губ). В качестве механической помощи для движения оскала можно употребить оттягивание пальцами уголков губ. Для укрепления губ можно рекомендовать удержание губами бумажных трубок различного диаметра (все уменьшающегося), круглой каучуковой палочки, зонда.

Логопеду необходимо тренировать больного в активном расслаблении мышц и в волевом подавлении гиперкинезов. В ряде случаев удается преодолеть невнятность и смазанность артикуляции расчленением автоматизированных артикуляторных навыков произношения целых слов и фраз. Постоянно работа ведется над развитием дыхания, над темпом, ритмом, мелодикой и оптимальной четкостью речи.

В логопедической работе при дизартрии широко использует изложенную выше методику исправления звукопроизношения, но требует больших сроков и последовательного применения системы специальных упражнений, а также работы над речью в целом и над личностью ребенка.

Задача логопедического воздействия заключается в следующем:

а) преодолеть имеющиеся нарушения речевой моторики;

б) преодолеть, затормозить неправильные речевые навыки;

в) создать взамен их новые − правильные;

г) закрепить новые навыки до степени автоматизации.

В заключение, дизартрия − это состояние, которое влияет на способность человека произносить звуки и слова. Она может быть вызвана различными факторами и проявляться в виде неразборчивой и нечеткой речи. Диагностика и лечение дизартрии требуют комплексного подхода, включающего использование различных методов и инструментов. Современные исследования в этой области продолжаются, с целью улучшить результаты терапии и помочь пациентам с дизартрией эффективно улучшить свою речь и коммуникативные навыки.

 

Литература:

  1. Баринова Е.Г. Мастер-класс для педагогов: «Подготовительный этап работы с детьми-дизартриками. Логопедический массаж» // Инфоурок. 30.05.2018. URL: https://infourok.ru (дата обращения: 07.05.2024).
  2. Мельник Г.В. Основные направления коррекционной работы с детьми, страдающими дизартрией // Дефектология ПРОФ. № 22746. 17.06.2020. URL: https://www.defectologiya.pro (дата обращения: 07.05.2024).
  3. Скороглядова И.Г. Дизартрия речи: симптомы, диагностика, коррекция // Солнечный свет. 18.08.2023. URL: https://solncesvet.ru/blog/baza-znanij/dizartriya-rechi/ (дата обращения: 07.05.2024).