Эффективные формы взаимодействия педагогов дошкольной организации с семьями воспитанников

Шитц Елена Николаевна
Алерт Елена Геннадьевна

Инструктор по физической культуре, МБДОУ "Детский сад № 49 "Радуга", п. Краснобродский, Прокопьевский МО Кемеровская область-Кузбасс
Музыкальный руководитель, МБДОУ "Детский сад № 49 "Радуга", п. Краснобродский, Прокопьевский МО Кемеровская область-Кузбасс

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шитц Е.Н., Алерт Е.Г. Эффективные формы взаимодействия педагогов дошкольной организации с семьями воспитанников // Совушка. 2024. N2 (36). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/36/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2253819


 

В процессе работы с детьми дошкольного возраста от педагогов требуется знание и понимание современных факторов, оказывающих влияние на воспитание и личностное развитие ребенка; особенностей психологического развития ребенка в условиях всеобщей цифровизации. Особое место здесь занимает обязательное взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Работа с родителями (законными представителями) воспитанников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания дошкольников, общности интересов, установления партнерских отношений с семьей каждого воспитанника и вовлечения семьи в единое образовательное пространство, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и ДОО в данном вопросе. Семья и детский сад – два воспитательных феномена. Каждый по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных и в нашем детском саду. Чтобы реализовать принцип партнёрства и учёта интересов семьи, требуется определённая, нестандартная форма организации общения педагогов и родителей.

В процессе работы нами реализуются разные формы деятельности с родителями. Наряду с традиционными, такими как (родительские собрания, беседы, консультации) мы используем нетрадиционные формы сотрудничества, позволяющие вовлечь родителей (законных представителей) в педагогический процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Мы отдаём предпочтение нетрадиционной форме сотрудничества как наиболее интересной и продуктивной, при этом, не отвергая уже проверенные годами и зарекомендовавшими себя формы работы с родителями, а только дополняя их. В психолого-педагогической науке уже давно доказана эффективность любой совместной деятельности для укрепления и развития эмоциональных отношений между родителями и детьми. Теперь родители не пассивные зрители, а полноправные участники жизни ДОО. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт и выражают желание сотрудничества с детским садом именно тогда, когда речь идёт непосредственно об их ребёнке. Все, что связано с конкретным ребёнком, вызывает неподдельный интерес. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.

Хотелось бы остановиться на более эффективных досуговых формах работы - спортивных, музыкальных, музыкально-спортивных мероприятиях, которые затрагивают все направления воспитания и позволяют взаимодействовать с максимальным количеством родителей воспитанников, как на уроне ДОО, так и на более высоких уровнях.

Досуговое направление в работе с родителями не только самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации.

Праздники, развлечения помогают установить теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Остановимся на некоторых из них.

Традиционно, в преддверии празднования Международного женского дня в подготовительных к школе группах проходит семейный творческий конкурс «Битва фамилий», где родители являются полноправными участниками конкурсной программы – от идеи до воплощения: подготовки реквизита и костюмов, изготовление кулинарных блюд и визитных карточек для своей команды, участия в играх и танцах. Перед проведением мероприятия родителями вместе с ребятами была проведена большая предварительная работа. Команды придумали креативную визитную карточку своей семьи, из подручных материалов изготовили шляпку, которую нужно было необычно представить, приготовили вкусное и оригинальное блюдо. После мероприятия все участники и гости праздника устроили чаепитие в группе.  

Самым масштабным мероприятием, захватывающих воспитанников старших и подготовительных к школе групп является спортивное мероприятие «Кабы не было зимы. Гонки на санках». Мероприятие проводится в зимнее время года в парке отдыха поселка Краснобродского. Организованные веселые эстафеты на улице (катание на санках, лыжах, лепка снеговика, игра в снежки) позволяют родителям провести незабываемый зимний день совместно с ребенком.

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важных звеньев в работе дошкольного учреждения. На протяжении нескольких лет для воспитанников нашего детского сада и их пап проходит совместный спортивный праздник посвящённый Дню защитника Отечества. Ярким примером патриотизма всегда были былинные герои, которые являлись символом защиты нашего Отечества, и дети дошкольного возраста не очень много о них знают. Поэтому возникла идея провести совместное музыкально-спортивное мероприятие «Богатыри земли русской». Папы с детьми приняли участие в богатырских забавах, где показали свою силу, ловкость, находчивость и сноровку.

Продолжая направление патриотического воспитания, в нашем детском саду ежегодно проводится совместное спортивное мероприятие «Мама, папа, я – к ГТО идет семья» в рамках внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Результатом совместной работы детского сада и семьи стало – выполнение нормативов (тестов) воспитанниками и родителями на золотой и серебряный знак отличия комплекса ГТО. Именно такие мероприятия позволяют максимально вовлекать и мотивировать детей и родителей к регулярным занятиям физической культурой, которые позволяют не только выполнять нормативы комплекса «Готов к труду и обороне», но и способствуют их личностному развитию, повышают уровень патриотического самосознания.

Все спортивные мероприятия в нашем детском саду обязательно проходят с использованием музыкального сопровождения, которое позволяет участникам преодолевать нарастающее в течение мероприятия утомление, разнообразит и поддерживает интерес присутствующих, раскрепощает и детей и взрослых.

С целью ознакомления с традициями и культурой русского народа в зимнее время года проходит массовое музыкально-спортивное мероприятие для воспитанников старшего дошкольного возраста посвящённое исконно русской обуви – валенку. Праздник проходит в два этапа. На первом этапе воспитанники старшей группы в развлекательной форме знакомятся с историей появления валенка, узнают, что валенок – это не только обувь, но и атрибут для игр, гаданий, песен и танцев. Второй этап – это совместное мероприятие воспитанников подготовительных к школе групп и их родителей, которое проходит на улице. Ребята и родители танцуют, водят хороводы, принимают участие в играх и эстафетах, забавах, где главным героем выступает русский валенок. В завершении праздника все участники пьют чай из русского самовара с пирогами, баранками и плюшками.

Практика показала, что проведение совместных массовых мероприятий в детском саду – наиболее эффективная форма общения детей со своими родителями. Тесное взаимодействие с родителями и коллегами привело к значительному улучшению отношений в коллективах родителей и детей. Большинство родителей отметили изменения в детях, которые стали более общительными, уверенными в себе, что отразилось на сплоченности всех членов семьи.

 

Литература:

  1. Фролова Н.В. Технология взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников (дата размещения: 30.11.2015) / maam.ru – международный образовательный портал. URL: https://10750.maam.ru/maps/news/91653.html (дата обращения: 14.04.2024).
  2. Бурма Е.В. Использование разнообразных форм работы с семьей в детском саду с целью создания единого образовательного пространства: опыт работы с родителями (дата размещения: 17.11.2015) / nsportal – образовательная социальная сеть. URL: https://nsportal.ru (дата обращения: 14.04.2024).
  3. Пырлицану М.В. Взаимодействие с родителями (дата размещения: 13.10.2020) / Официальный сайт МБДОУ д/с №44 «Тополёк». URL: https://sad44.virtualtaganrog.ru (дата обращения: 14.04.2024).