Игровые технологии в развитии познавательной активности старших дошкольников и младших школьников: интерактивное занятие

Синюкова Елена Васильевна
Вильданова Елена Валентиновна
Плаксина Ирина Евгеньевна

Педагог-психолог, МБДОУ ДС № 26, г. Озерск, Челябинская область
Педагог-психолог, МБОУ "Лицей № 23", г. Озерск, Челябинская область
Педагог-психолог, МБДОУ ДС "Родничок", п. Новогорный, г. Озерск, Челябинская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Синюкова Е.В., Вильданова Е.В., Плаксина И.Е. Игровые технологии в развитии познавательной активности старших дошкольников и младших школьников: интерактивное занятие // Совушка. 2024. N2 (36). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/36/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2253345


 

Цель: создание условий, при которых игровые технологии способствуют повышению познавательной активности старших дошкольников и младших школьников.

Задачи:

  1. Поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать профессиональную компетентность, коммуникативный навык, креативность;
  2. Активизировать использование полученных знаний и практических умений в профессиональной деятельности;
  3. Формировать у педагогов мотивацию, направленную на осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

Оборудование: мультимедийная установка; магнитная доска, очки по количеству участников; мягкий мяч; карточки с цифрами и буквами; разлинованный бланк для штриховки; простые карандаши по количеству участников; картонные листы 10х10 и зубочистки по количеству участников; цветные ленты для рефлексии на 2-3 больше, чем участников мероприятия.

Вступление:

- Добрый день, уважаемые коллеги! Наша сегодняшняя встреча проходит в рамках годового плана работы методического объединения педагогов-психологов. По форме проведения: наше мероприятие – это интерактивное занятие. И, поскольку, это интерактив, он предусматривает введение правил, которые позволят сделать встречу более эффективной. Мы предлагаем сегодня использовать одно правило – правило личностной активности (от того насколько каждый из вас будет активен по отношению к самому себе, настолько полным будет удовлетворение от сегодняшней встречи)

- Принимаем правило?

Перед психологами и педагогами стоит вопрос: как помочь ребенку повысить уровень познавательной активности? И можно ли вообще целенаправленно её изменить?

Важное место в структуре социальной активности дошкольников и младших школьников занимает познавательная активность, формирование которой предполагает быстрое интеллектуальное развитие детей, стабильное накопление ими знаний, эффективное овладение умениями и навыками, развивает творческую направленность в деятельности личности.

Познавательная активность – одно из таких качеств, которое проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение познавательной цели.

Значительным фактором обучения, определяющим мотив познавательной деятельности ребенка, является познавательный интерес. Благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта. Интерес, содействуя формированию волевых качеств личности, укрепляет ее активную, творческую жизненную позицию.

Упражнение - погружение в тему: «Волшебные очки».

Цель: развивать действие соотнесения по форме. Стимулировать воображение и познавательную активность.

Инструкция: Возьмите со стола очки. Вы видите, что они разной формы: круглые, квадратные, треугольные, овальные и прямоугольные. Ваша задача, надев очки, найти в данном пространстве предметы, соответствующие форме очков. Далее по кругу называют предметы. А сейчас представьте, что в этих очках вы вышли на улицу. Назовите три предмета данной формы.

Резюме: благодаря этому упражнению мы смогли активизировать наше воображение и стимулировать познавательную активность.

 

Ход занятия:

Актуальность.

Активизация познавательной деятельности ребенка без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна.

Важным является и то, что познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, побуждает личность к постоянному поиску способов преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала). Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс познавательной деятельности.

Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес детей и как важный мотив развития, и как стойкую черту личности, и как мощное средство повышения качества познавательной деятельности. В этой связи именно игровые технологии выступают мощным стимулом в формировании познавательной активности детей. Для повышения их познавательной активности применяют разные действенные средства, одним из которых является использование в учебно-воспитательном процессе игровых технологий. Это связано, прежде всего, с тем, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте игровая деятельность остается значимой для развития и обучения детей.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике также не нова. Разработкой теории игры, ее методических основ, выявлением ее социальной природы, значения для развития детей занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школ рассматривались О.С. Газманом, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др. В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков, М.В. Кларин и др.).

В психологии активность выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения.

Формирование познавательных интересов детей может происходить по двум основным направлениям: с одной стороны, этому способствует само содержание предмета, а с другой, развитие происходит путем определенной организации познавательной деятельности детей.

Возникновению и развитию познавательного интереса в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте способствуют такие условия, как разнообразие, яркость, эмоциональность учебного материала, его посильность, целесообразность, связь с ранее усвоенными знаниями, а также вовлечение их в процесс самостоятельного поиска, решение задач проблемного характера.

Необходимо создавать определенные условия, систему средств, реализация которых обеспечит активизацию ребенка. От их выбора зависит уровень познавательной активности детей, а, соответственно, и качество их познавательной деятельности. Эмоциональные воздействия на ребенка чрезвычайно стимулируют его познавательную активность.

Г.И. Щукина выделяет четыре последовательные стадии развития познавательного интереса, а именно:

1) Любопытство (элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека).

2) Любознательность (стремление человека проникнуть за пределы увиденного, сопровождающееся достаточно сильно выраженными эмоциями удивления, радости познания).

3) Познавательный интерес (проникновение личности в существенные связи и отношения, закономерности познания).

4) Теоретический интерес (стремление к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки и использование их как инструмента познания)

Использование игровых технологий связано, прежде всего, с тем, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте игровая деятельность не потеряла своего значения для развития и обучения детей.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов, к ним относятся игровые технологии. Игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Другими словами, понятие «игровые технологии» включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Концептуальные основы игровой технологии:

  1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
  2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
  3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
  4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Чем игра отличается от игровой технологии?

В отличие от игр, игровая технология обладает существенными признаками — обучение и педагогический результат, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования учреждения и уровня развития детей.

Задачи игровой технологии:

  1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
  2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); и прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); а так же, как часть образовательной программы.

Место и роль игровой технологии, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации игр.

Результативность игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными заданиями.

Значение игровой технологии:

  • активизирует воспитанников;
  • повышает познавательный интерес;
  • вызывает эмоциональный подъём;
  • способствует развитию творчества;
  • максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
  • позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Вывод: таким образом, психолого-педагогические возможности игровых технологий являются мощным стимулом в обучении, разнообразной и сильной мотивацией, активатором всех психических процессов.

Предлагаем активизировать наши психические процессы.

Игра «Алфавит».

Инструкция: Соблюдая последовательность букв алфавита, каждый участник называет ассоциацию на предыдущее слово со следующей буквы алфавита.

Для следующей игры нам необходимо знание алфавита. Первый участник нашей группы называет любое слово на букву А. Следующий – слово на букву Б, но оно должно быть ассоциацией к первому слову. Следующий – слово на букву В – ассоциация к предыдущему. И т.д. (Игра до конца алфавита).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

- В нашей практической части мы попробуем сделать акценты на важные моменты темы и применить на практике игровые технологии.

Инструкция: Сейчас на экране мы видим варианты ответов. Продолжите фразу, выбрав правильный вариант ответа.

«Продолжите выражение».

Значительным фактором обучения, определяющим мотив учебно-познавательной деятельности обучающегося, является…

(Слайд)

А) указание родителей

Б) познавательный интерес

В) требования педагога

Г) спонтанное желание

Укажите верные ответы.

– Правильный ответ: Б

Следующее задание: установите соответствие между понятиями

«Установите соответствие».

1) Любопытство

А) проникновение личности в существенные связи и отношения, закономерности познания

2) Любознательность

Б) избирательное отношение, которое обусловлено чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека

3) Познавательный интерес

В) стремление к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки и использование их как инструмента познания

4) Теоретический интерес

 

(по щелчку стрелочки) – Правильный ответ: Б, Г, А, В

Г) стремление человека проникнуть за пределы увиденного, сопровождающееся достаточно сильно выраженными эмоциями удивления, радости познания

«Выберите верные ответы».

(Слайд)

Результативность дидактических игр зависит от:

А) систематического их использования

Б) желания и активности учащихся

В) целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями

Г) помещения и имеющихся средств

– Правильный ответ: А и В

«Выберите верные ответы».

(Слайд)

Введение в процесс обучения игровых технологий способствует:

А) углублению познавательного интереса

Б) снятию напряжения в ходе учебной деятельности

В) повышению мотивации учебной деятельности

Г) ознакомлению обучающихся с новой информацией

Д) развитию коммуникативных умений

(по щелчку) – Правильный ответ: А, Б, В, Г

«Найдите лишнее».

(Слайд)

В игре активизируются следующие психические процессы:

А) работоспособность

Б) внимание

В) восприятие

Г) энтузиазм

Д) память

Е) мышление

Ж) конструирование

Правильный ответ: Б, В, Д, Е.

Сейчас предлагаем поработать с игровой технологией «Вербальные игры».

Игра «Угадай-ка!»

Педагог бросает мяч и называет фразеологические обороты. Участники ловят мяч и объясняют значение. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

0. реветь белугой — рыдать, громко и безудержно плакать;

1. брать на буксир — передать свой опыт, умения, знания; подтянуть в учёбе;

2. задеть за живое — глубоко волновать, заставить переживать, оскорблять самолюбие;

3. играть в жмурки — обманывать кого-либо, утаивать истинные намерения.

4. кожа да кости – худой;

5. дырявая память – забывчивый;

6. на всех парусах – быстро.

7. перемывать косточки – обсуждать;

8. хоть кровь из носу – обязательно;

9. рукой подать – близко;

10. как рыба в воде – уверенно

11. седьмая вода на киселе-очень дальнее родство

12. носить воду решетом-напрасный труд

13. заварить кашу- начать хлопотное, неприятное дело.

Игра «Наоборот».

Эта игра аналог предыдущей, только наоборот. Педагог называет слова, их нужно заменить фразеологическими оборотами. Поскольку не так часто мы используем фразеологизмы в речи, предлагаем вспомогательный материал на слайде.

  1. метко – не в бровь, а в глаз;
  2. неожиданно – как снег на голову
  3. тесно – негде яблоку упасть
  4. темно – хоть глаз выколи
  5. кто часто меняет свои планы – семь пятниц на неделе;
  6. бороться с нуждой, бедствовать – биться как рыба об лёд;
  7. разориться–вылететь в трубу
  8. внимательно слушать – навострить уши
  9. очень мало – кот наплакал
  10. много – тьма-тьмущая
  11. точно – слово в слово
  12. быстро – во все лопатки
  13. обманывать – втирать очки

Резюме:

- Насколько технология «Вербальные игры» сложна? Что чувствовали?

Предлагаем вам попробовать еще одну игровую технологию ТРИЗ.

Буквы и цифры в рисунках.

Цель: развивать умение преобразовывать графические символы.

Все буквы на что-то похожи. Например, буква «г» похожа на подъемный кран, «о» — на спасательный круг. Предлагаем вам нарисовать те предметы, на которые похожи буквы: ш, р, з. А теперь преобразуйте в картинки цифры: 2, 4, 8.

Преобразование Ь мягкого знака.

Цель: развивать умение преобразовывать графические символы.

Предлагаем вам подумать, в какие буквы может превратиться Ь знак или частью каких букв он является. (Б, В, Р, Ф, Ы, Я, Ъ)

Резюме: Найдите место этих игр в образовательном процессе. Где и когда? Какие психические процессы участвуют в данных играх?

Следующий этап нашей практической части связан с графическими игровыми технологиями. Данные технологии учат выражать содержание с помощью ограниченных графических средств и нестандартных способов рисования.

Лоскутное одеяло.

Цель: учить выражать содержание с помощью ограниченных графических средств.

Ведущий раздает каждому участнику по бумажному одеялу и предлагает с помощью одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов.

- Посмотрите на оригинальные лоскутные одеяла. Было ли вам сложно?

Картина из дырок.

Цель: развивать творчество, рисуя нестандартными способами.

Если много раз проткнуть лист бумаги зубочисткой, получится много дырок. Но если протыкать бумагу в определенной последовательности, может получиться целый рисунок.

Предлагаем вам «нарисовать» зубочисткой на бумаге рисунок (сезонной тематики).

- Ваши рисунки получились очень креативными. Что было труднее придумать тему или изобразить?

Резюме: данные игровые упражнения требуют от исполнителя креативного мышления, творческого подхода и развитого воображения.

Важным психологическим аспектом по развитию познавательного интереса в работе с обучающимися является визуализация – опора на наглядность. Следующая игра относится к визуальным технологиям.

«Реклама».

Цель: развивать творческое воображение, связную речь, умение понимать смысл и содержание картины

Дать яркую по стилю рекламу картине.

«Путешествие в прошлое картины» («Путешествие в будущее картины»)

Участникам игры предлагается выбрать одну из картин и выполнить задание:

- Какие события предшествовали данному изображению? В.Васнецов «Аленушка».

- Что могло последовать после этих событий? В.Серов «Девочка с персиками».

- Какие события предшествовали до и после изображенного сюжета на картине «Всадница» К. Брюллова.

Резюме: где и когда можно использовать эту технологию в детском саду и в школе?

- Сегодня мы предложили вашему вниманию некоторые игровые технологии, включая которые в образовательный процесс, мы можем закрепить, обобщить полученные знания, сформировать новые связи для более глубокого усвоения материала.

Игровые технологии не только способствуют формированию познавательных интересов и активизации деятельности детей, но и выполняют ряд других функций: правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает детям выработать речевые умения и навыки, стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес.

Вывод:

Таким образом, активизация познавательной деятельности обучающегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес обучающихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. В этой связи именно игровые технологии выступают мощным стимулом в формировании познавательной активности.

Рефлексия.

Прием «Ленточка».

В Древней Японии был такой обычай: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Сегодня мы завершаем наше занятие, но нам бы хотелось встретиться с вами ещё. Выберите любую ленточку.

От тех, кто держит розовую ленточку, хотелось бы услышать, какая игровая технология вам ближе всего, больше понравилась?

  • От тех, кто держит фиолетовую ленточку, хотелось бы услышать, было ли вас что-то новым на этом занятии?
  • От тех, кто держит оранжевую ленточку, хотелось бы услышать, готовы ли вы уже сейчас применять игровые технологии для развития познавательного интереса?
  • От тех, кто держит лиловую ленточку, хотелось бы услышать, какое у вас настроение сейчас, в конце занятия? Комфортно ли было? Все ли понятно?

 

Литература:

  1. Башаева Т.В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность. Ярославль: Академия Развития, 2010. 192 с.
  2. Божович Е.Д. Способ учебной работы – условие и продукт познавательной деятельности школьника. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2009. 400 с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2008. 672 с.
  4. Гурин Ю. Урок + игра. Современные игровые технологии для школьников. М.: Сфера, 2010. 160 с.
  5. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие. М.: Академия, 2011. 288 с.
  6. Дик Н.Ф. Урок-игра. Ура! Ура! Игровые технологии обучения и воспитания в 3-4 классах. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 320 с.
  7. Калмыкова Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе. М.: Генезис, 2007. 60 с.
  8. Кукушин В.С. Педагогические технологии: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 336 с.
  9. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
  10. Меньшикова E.A. О психолого-педагогической природе активной познавательной позиции младших школьников // Начальная школа. 2009. №10. С. 18-20.
  11. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учебное пособие. М.: Академия, 2011. 192 с.
  12. Педагогический энциклопедический словарь / ред. Б. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. 528 с.
  13. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. М.: Роспедагентсво, 1996. 344 с.
  14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  15. Федотова А.К. Средства повышения работоспособности на уроке // Начальная школа. 2007. №2. С.12-16.
  16. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. М.: Академия, 2006. 384 с.
  17. Шаповалов В.В. О познавательном интересе и его активизации // Начальная школа. 2009. №7. С.26-29.
  18. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1998. 208 с.