Конспект логопедического занятия с воспитанниками логопедического пункта по автоматизации звука [ш] с использованием ИКТ «Веселый шмель»

Несмачных Марина Анатольевна
Шевченко Виктория Владимировна

Учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад № 49 "Радуга", пгт. Краснобродский, Кемеровская область
Старший воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 49 "Радуга", пгт. Краснобродский, Кемеровская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Несмачных М.А., Шевченко В.В. Конспект логопедического занятия с воспитанниками логопедического пункта по автоматизации звука [ш] с использованием ИКТ «Веселый шмель» // Совушка. 2024. N2 (36). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/36/ (дата обращения:  22.12.2024).

Заказ № 2214937


 

Цель занятия: автоматизация звука [ш] в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно – образовательная:

  • уточнить представления детей о звуке [ш];
  • закреплять навыки правильного произношения звука [ш] в словах, коротких предложениях;
  • закреплять умение делить слов на слоги, предложения на слова;
  • упражнять в умении составлять предложения из трех, четырех слов;
  • закреплять умение определять позицию звука в слове;
  • способствовать активизации словарного запаса;
  • закреплять умение взаимодействовать со сверстниками во время занятия.

Коррекционно – развивающие:

  • способствовать развитию фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • способствовать развитию правильного речевого дыхания, артикуляционной и мелкой моторики;
  • совершенствовать координацию речи и движений старших дошкольников;
  • продолжать развивать интерес к художественной литературе;
  • способствовать развитию психических процессов.
  • развивать социальные навыки: умение работать индивидуально, в паре.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать умение слушать речь педагога и друг друга, умение участвовать в диалоге, отвечать на поставленный вопрос педагога;
  • воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: любознательность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, самостоятельность;
  • воспитывать самоконтроль, контроль за собственной речью;
  • воспитывать привычку следить за осанкой в различных видах деятельности.

Оборудование: зеркала, звуковые схемы звуков, схема предложения, конверт, зеленые веревочки, замки для звуков, логопедическое лото.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на занятии! А сейчас встаньте в круг и улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. (Установление эмоционального контакта).

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Вспомним правило - когда мы заходим в кабинет, у нас всегда хорошее настроение, и мы обязательно красиво разговариваем.

Биоэнергопластика

- Для начала сделаем зарядку для язычка

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику по картинкам, обозначающим названия упражнений для язычка: «Улыбка», «Хоботок», «Улыбка-Хоботок», «Накажем непослушный язычок», «Лопатка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибочек».

Дыхательные упражнения

- Сейчас выполним дыхательную гимнастику, подуем на вертушки. Напомните, как правильно выполнять дыхательную гимнастику? (Вдох через нос, выдох изо рта, щёки не надуваем)

II. Основная часть

- К занятию вы готовы. А теперь предлагаю посмотреть видеофильм. Смотрите фильм внимательно. После просмотра скажете, о каком звуке был фильм, а также назовете слова с этим звуком. (Просмотр видеоролика Буква Ш и звук [ш])

Шмель купил себе фонарик,

Шапку, шарф и синий шарик,

Шашки, шахматы, штаны

Небывалой ширины,

Шубу, штопор, шину, шпагу

И не смог шагнуть ни шагу.

Помогите малышу

Всё доставить к шалашу.

- Ребята, о каком звуке был фильм?

- Назовите слова из фильма со звуком [ш]. (шмель, шапка, шарф, ширина, шарик, шашки, шахматы, штаны, шуба, штопор, шина, шпага, шагнуть, шаг, малыш, шалаш).

Анализ артикуляции звука [ш]

- Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук [ш]? (Губы «Бубликом», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)

Звуковая схема

Характеристика звука [ш]

- С каким Звуковичком дружит звук [ш]? (со Звуковичком синего цвета без колокольчика)

- Почему? (Звук [ш] – согласный, глухой, твёрдый)

- Проверяем. Просмотр видеофильма о звуке [ш].

- Ребята, вы молодцы! Правильно ответили на все вопросы.

Развитие фонематического слуха

- Предлагаю вам составить предложения по схеме их трех слов с любой картинкой. Например. Шмель купил шапку.

- И поставить Звуковичка на то место, где он спрятался (начало, середина, конец слова).

Физминутка (Координация речи с движением)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И на стульчики уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Дидактическая игра «Чего не стало»

- Ребята, вы легко справились с заданиями, но у меня для вас есть ещё одно очень сложное задание. По первым звуком представленных картинок вам нужно отгадать слово и прочитать его.

Мультимедийная игра «Расшифруй слово»

- Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились!

III. Итог занятия

- Что вам больше всего понравилось?

- Какие задания у вас получились?

- Какие задания были для вас сложными?