Редюк Оксана Ивановна
Дубова Нина Семёновна
Инструктор по физической культуре, МДОБУ "ДСКВ № 6" г. Всеволожска, г. Всеволожск
Инструктор по физической культуре, МДОБУ "ДСКВ № 6" г. Всеволожска, г. Всеволожск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Редюк О.И., Дубова Н.С. Нейроигры, как средство умственного развития для детей дошкольного возраста // Совушка. 2024. N2 (36). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/36/ (дата обращения: 22.12.2024).
Заказ № 2214848
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время − это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.
Известно, игра – одно из средств воспитания детей дошкольного возраста. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, получает удовольствие взаимодействуя друг с другом, старается победить, соревнуется. Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Игра – это естественное состояние и потребность любого ребенка. В современном мире существует великое множество разных игр – настольно-печатные, дидактические игры, развивающие игры, словесные, подвижные игры.
Предлагаем разобраться, что представляют из себя нейроигры.
Нейроигры – специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов. Игры задействуют мозг ребенка, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, мышления, мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, активизирует речь.
Нейропсихологи (Семако Н. Я., Судовская Н. В., Праведникова И. И.) рекомендуют применять нейроигры с 3-х лет. Кому предназначены такие игры? Ответ прост – всем. Такие игры полезны и взрослым, и детям, ведь они проходят в игровой форме, имеют эмоциональную привлекательность, многофункциональны, сочетаются с двигательной активностью, формируют партнерское взаимодействие между ребенком и взрослым.
Предлагаем вашему вниманию несколько таких игр.
1 игра: «Веселый стол»
Развиваем зрительно-моторную координацию, межполушарное взаимодействие, внимание, согласованность движений.
На столе выкладываются в ряд различные геометрические фигуры, где каждая фигура обозначает какое-то движение (например, по кругу прикосновение кулаком, прямоугольник ребро ладони, по квадрату ладонью и т. д.)
Основная задача выполнить правильное движение.
2 игра: «Кулак- ребро - ладошка»
3 игра: «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
4 игра: «Мячик-счёт»
Катаем мячик круговыми движениями одной рукой по столу, при этом считая до пяти и разгибая соответствующее количество пальцев другой руки. Затем все повторяем сменив руки.
5 игра: Нейроладошки»
Развивает межполушарное взаимодействие, совершенствует произвольное внимание.
Взрослый поочередно произносит названия разных объектов, а ребенок показывает их пальцем соответствующей руки.
6 игра: «Скоросчёт»
Развивает межполушарное взаимодействие, внимание, математический счёт.
Ребенок работает одновременно двумя руками. Слева- пример, справа-ответ.
7 игра: «Найди предмет»
Направлена на развитие межполушарного взаимодействия и совершенствование произвольного внимания.
Задача игрока: одновременно двумя руками находить одинаковые предметы (кубики, мячики и др.) слева и справа.
Выводы.
Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов. Посредством применения нейроигр замечено улучшение когнитивного развития дошкольников.
Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и др.), а также развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.