Использование игротерапии как средство повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы

Чугуськова Нелли Львовна
Ворсина Ирина Анатольевна

Учитель-логопед, МОУ Детский сад № 377 Кировского района Волгограда, г. Волгоград
Воспитатель, МОУ Детский сад № 377 Кировского района Волгограда, г. Волгоград

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Чугуськова Н.Л., Ворсина И.А. Использование игротерапии как средство повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы // Совушка. 2024. N2 (36). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/36/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2201584


 

Теоретическая физика – это детские игрушки по сравнению с игрой

А. Эйнштейн

 

Общее недоразвитие речи у дошкольника – проблема комплексного характера. Это не просто обнаруживающиеся у ребенка речевые сложности. Общее недоразвитие речи оказывает влияние на все (особенно высшие) познавательные процессы ребенка, на его личные особенности. Так как речь является своеобразным интегралом всех других процессов, поэтому при ее нарушении страдают мышление, память и воображение.

Ребенок с ОНР может стать застенчивым, ранимым из-за возникающего непонимания между ним и окружающими детьми. У детей с ОНР очень слабо выражена игровая мотивация. Такие дети либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть предложенную игру. Они действуют механически, повторяя то, что делают другие участники игры, но не выстраивают самостоятельно сюжет (это не является нормой для старших дошкольников).

У детей с задержкой речевого развития наблюдаются трудности в формировании образов – представлений, в создании воображаемой ситуации. Ослаблен процесс переноса знаний из привычной ситуации в подобные условия. Предметы для этих детей не являются опорой, не способствуют развертыванию сюжета игры.

Поэтому для детей с ОНР необходимо особый подход при выборе игр, который решает определенное противоречие:

  • с одной стороны, важность коррекции речевого дефекта требует организации специальных знаний, направленных на преодоление той или иной речевой патологии
  • с другой стороны– ведущая роль в развитии ребенка дошкольного возраста принадлежит игре.

Для решения этого противоречия наиболее эффективным в системе лого коррекционной работе является метод игротерапии. Термин «игротерапия» выбран не случайно, а для того, чтобы подчеркнуть равноправие двух частей «игры» и «терапии» (лечение). Прежде всего, в игротерапии должна присутствовать игра как свободная деятельность, совершающаяся не по принуждению.

Игра – естественная деятельность детства.

Задача дошкольного образования – по мнению философа и педагога С.И Гессена – не в ученье в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Методика игротерапии направлена против автоматизма и заурегулированности. Это самоценное действие. Дети в игре не нацелены на результат, им достаточно того, что они играют.

Для них важен сам процесс игры, то есть, для методики игротерапии важнейшими мотивами в поведении ребенка является игровые мотивы. Кроме игровых мотивов это методика начинает формировать познавательные мотивы у детей с ОНР. За первыми детскими «почему» и «зачем» еще не лежат познавательные мотивы. Только с помощью специально организованных и подобранных игр и игровых ситуаций педагог обучает ребенка, сообщает ему много нового и интересного, в результате чего у него начинает складываться познавательные мотивы, которые получают либо не получают свое окончательное развитие в школьные годы.

Предпосылки адекватного отношения к учебной деятельности закладываются в играх. Решающее значение имеют игры по правилам – по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, обучению грамоте, игры с математическим содержанием, экологические, подвижные игры. Именно в них ребенок учиться сознательно подчиняться правилам, причем эти правила довольно легко становятся для него внутренними, непринудительными. В играх по правилам ребенок впервые сознательно начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат.

Использование игротерапии в лого коррекционной работе помогает решить личностную готовность ребенка к школе. Личностная готовность ребенка к школе предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы соподчиненных мотивов поведения. Л.И Божович наиболее важным компонентом готовности считала именно мотивационной. Она выделяла две группы мотивов учения:

  1. Мотивы, связанные с потребностью в общении.
  2. Мотивы, связанные с потребностями в интеллектуальной активности. Синтез мотивов этих двух групп и формирует внутреннюю позицию школьника. Именно на это и направлены технологии использования игротерапии в системе лого коррекционной работы.

Задачи технологии:

  1. Усилить положительную мотивацию к занятиям и личную заинтересованность ребенка в происходящем.
  2. Развивать и совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику.
  3. Формировать произносительные умения и навыки: коррекция нарушений изолированных звуков, автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи, дифференциация звуков, коррекция нарушений слоговой структуры слова.
  4. Совершенствовать лексические и грамматические средства языка.
  5. Развивать высшие психические функции (внимание, мышление, память).
  6. Подготовить ребенка к школьному обучению (психологическая и личностная готовность).

2. Основная часть

Игротерапия – один из методов психокоррекции или психотерапевтический метод, основанный на использовании игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. Игротерапия использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

Игротерапия является основным методом для работы с детьми от 2 до 12 лет. Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты Анна Фрейд, Мелани Кляйн, Г. Хуг-Гельмут назвали детскую игру методом лечение, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы. Психолог и разработчик игротерапии М.Панфилова сделала вывод о том, что с помощью игры можно научить детей правильно строить диалог, влиять на психику ребенка, избавлять гиперактивность и агрессию.

Основной самой доступной и эффективной игровой терапией считается ролевая, а проще говоря – игра в куклы или куклотерапия. Этот метод основан на процессах идентификации ребенка с любимой игрушкой. Что помогает ребенку – успокоиться и говорить увереннее. Куклы у ребенка вызывают положительные эмоции и ослабляют нервное напряжение, кукла на руке взрослого или самого ребенка, выступающая для него в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, побуждает к активным речевым действиям, предоставляя ему возможность почувствовать себя раскованным. И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская предложили еще в 1984 году использовать куклотерапию в работе с детьми для устранения логоневроза. Игра с куклой – это мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи логопеда, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики.

В моей практике любимая игрушка участвует в проведении артикуляционной и пальчиковой гимнастике. В куклотерапии используются такие варианты кукол – марионетки, пальчиковые куклы, теневые, веревочные, перчаточные.

Одной из самых полезных игр считается игра с песком или песочная игротерапия. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом – швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии, в середине ХХ века. Сначала он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей, утверждая, что это прекрасное средство для их социальной адаптации и развития. Позднее Т. Грабенко и Т. Зинкевич – Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно – развивающими. Я изучила работу этих специалистов и стала использовать песочные игры, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Основные принципы организации игр на песке можно выделить следующие:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.

2. «Оживление» абстрактных символов букв, цифр, геометрических фигур.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр.

4. Направленность коррекционного воздействия на развитие слухового и зрительного восприятия.

5. Предъявление детям доступных по сложности и объему заданий.

6. Использование достаточно большого количества наглядного материала.

Реализация этих принципов позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

Что нужно для игры в песок?

1. Водопроницаемый ящик с ручками размером 50 х 70 х 8 см. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет охватывать его взглядом целиком. Внутреннюю поверхность ящика лучше окрасить в синий или голубой цвет.

2. Чистый, просеянный, прокаленный в духовом шкафу песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр песок должен быть влажным.

3. Коллекция специальных игрушек высотой не более 8 см:

  • фигурки людей
  • здания (дома, замки)
  • животные (домашние, дикие)
  • машины
  • растения (деревья, кусты, цветы, овощи)
  • ракушки, веточки, камешки, шишки
  • фигурки сказочных героев
  • пластиковые или деревянные буквы, цифры.

Если для занятий, не хватает каких– либо фигурок, их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.

На индивидуальных подгрупповых занятиях использую следующие этапы подготовки и проведения игр – сказок на песке.

1 этап. Введение в игровую среду.

2 этап. Знакомство с игрой и ее героями.

3 этап. Возникновение конфликта, трудностей.

4 этап. Выбор эмоций.

5 этап. Борьба и победа.

6 этап. Утверждение победы.

7 этап. Выведение из игровой ситуации и перспектива дальнейших приключений.

Игры на песке можно проклассифицировать по целям:

Игры с песком можно классифицировать по количеству участников – групповые и индивидуальные.

В своей практике, используя игротерапию с песком, я не только развиваю тактильно – кинестетическую чувствительность ребенка, но работаю над речью ребенка – словарным запасом, грамматическим строем речи, связной речью.

Игры с песком усиливают положительное отношение ребенка к занятиям, позволяют чувствовать себя комфортно на протяжении всей работы.

Используя, игротерапию, как средство повышения мотивации у детей в системе лого коррекционной работы, можно выделить следующие этапы:

  1. Диагностический этап представляет собой обследование детей, где собираются диагностические данные, касающиеся психологических и моторных особенностей детей. Эти данные позволяют учитывать индивидуальные особенности и проблемы каждого ребенка.
  2. Коррекционный этап позволяет усилить полимотивированность речевой деятельности детей с ОНР, т.е позволяет сочетать игровые познавательные, коммуникативные и социальные мотивы. Коррекционный этап выполняет две основные функции:
  • терапевтическую и
  • обучающуюся.
  1. Контрольный этап состоит из заключительного тестирования детей и родителей, заключительного родительского собрания «Готов ли ваш ребенок к школе?»

3. Заключение.

В заключении можно сказать, что спектр метода игротерапии весьма широк и позволяет выполнять четыре требования, которые соответствуют здоровьесберегающей технологии:

  1. Учет индивидуальных (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и др.) особенностей дошкольника.
  2. Недопустимость чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной эмоциональной нервной нагрузки ребенка, стремление добиться наилучших результатов при минимальных затратах и сил дошкольника.
  3. Обеспечение такого подхода к воспитательно - образовательному процессу, который гарантировал бы только создание благоприятного морально – психологического климата.
    Сохранение, поддержание, укрепление психического здоровья ребенка, исключение любых факторов, могущих негативно повлиять на его психического состояние.
  4. По мере развития гуманитарных тенденций в организации и осуществлении воспитательно – образовательного процесса акцент делать не только на подходе, не приносящем вреда, но и но том, чтобы научить ребенка самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, т.е учить средствам психологической самозащиты.

В.А Сухомлинский утверждал, что «забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно – гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

 

Литература:

  1. Баскакина И.В, Лынская М.И. Логопедические игры. М., Айрис-Пресс, 2008.
  2. Божович Л.И., Проблемы формирования личности. М., Институт практической психологии, 1997.
  3. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М.: Просвещение, 1983.
  4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб, 1997.
  5. Грабенко Т.Н, Зинкевич-Евстигнеева. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  6. Громова О.Е. Инновации в логопедическую практику. Линко-Пресс, 2008.
  7. Дьяченко О.М., Лаврова Т.В. Психологические особенности развития дошкольника. М.: ЭКСМО, 2009.
  8. Илюк М.А. Логопедическая работа с дошкольниками. СПб.: Каро, 2008.
  9. Катаева А.А., Стребелива Е.А. Дидактические игры и упражнения. М.: Бук-Мастер, 1993.