Проектно-исследовательская деятельность с одарёнными детьми в начальной школе

Чернышева Марина Николаевна

Учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 6, г. Красный Сулин

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Чернышева М.Н. Проектно-исследовательская деятельность с одарёнными детьми в начальной школе // Совушка. 2024. N2 (36). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/36/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2168771


 

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат»

В. А. Сухомлинский

 

В современной России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. В настоящее время мы наблюдаем ускорение динамики жизни, увеличение информационной и эмоциональной нагрузки на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий. Возрастают требования социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, функционально грамотной, социально ответственной, с развитым интеллектом, способная решать жизненные проблемы. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные социальные и экономические задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

Сегодня в начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством сверстников, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления, испытывают радость от умственного труда, отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания. Задача учителя начальных классов заключается в том, чтобы: во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, во-вторых, умело их развивать и применять на практике.

Самую большую проблему для одаренных детей представляют трудности их самореализации. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет, учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию, освоению социума и решению жизненных проблем. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. В этой связи именно в начальной школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе включает:

  • дифференцированный и индивидуальный подход на уроках и во внеурочной деятельности;
  • использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность);
  • работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе);
  • возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам;
  • предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера.

При обучении одаренных детей важно вовлекать их в научно-исследовательскую деятельность, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, мотивации к получению новых знаний.

Задачи научно-исследовательской работы:

  • актуализация исследовательской потребности учащихся;
  • вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность;
  • помощь в выработке индивидуальной стратегии познания;
  • создание условий, стимулирующих познавательную активность;
  • повышение результативности изучения предмета;
  • развитие личностных, метапредметных и надпредметных умений учащихся через проектно-исследовательскую деятельность.

Организация исследовательского, творческого обучения позволяет активизировать процесс познания, развивать исследовательские и творческие способности. Возможность участвовать в проектах, научно-исследовательской деятельности может дать учащимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести бесценный опыт творческого и социального взаимодействия.

Развитию творческих способностей одаренных учащихся способствует проектная деятельность, направ­ленная на интеграцию знаний и умений, полученных в процессе обучения на более высоком уровне. Каждый ученик в течение года становится участником или создателем одного из проектов. Широкое использование гласности, систематическое коллективное обсуждение результатов работы позволяет каждому видеть свои успехи и недостатки, сравнивать с результатами одноклассников, что формирует у ребят адекватную са­мооценку и способ­ность самоконтролю и самоанализу.

Ученики начальной школы под руководством учителя могут выполнить:

  • исследовательские проекты, нацеленные на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез;
  • продуктивные проекты, дающие возможность проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газет, плакатов, рисунков, презентаций;
  • практико-ориентированные проекты, направленные на решение реальных проблем.

Если дети – национальное достояние страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества. Работу с одарёнными детьми нужно рассматривать как возможность перехода на более качественный уровень образования, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.

Литература

  1. Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.
  2. Бреховских Л.М. Как делаются открытия // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М., 2001 С.5-29
  3. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. М: РОСМЭН-Пресс, 2004.
  4. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа. №10. 2006, С. 8-12.
  5. Жеребицкая И.Н. Работа с одарёнными детьми в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО / Инфоурок. URL: https://infourok.ru/
  6. Корбакова И.Н. Деятельностный метод обучения. Волгоград: Учитель, 2007.