Чернышева Марина Николаевна
Учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 6, г. Красный Сулин
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Чернышева М.Н. Проектно-исследовательская деятельность с одарёнными детьми в начальной школе // Совушка. 2024. N2 (36). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/36/ (дата обращения: 22.12.2024).
Заказ № 2168771
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат»
В. А. Сухомлинский
В современной России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. В настоящее время мы наблюдаем ускорение динамики жизни, увеличение информационной и эмоциональной нагрузки на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий. Возрастают требования социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, функционально грамотной, социально ответственной, с развитым интеллектом, способная решать жизненные проблемы. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные социальные и экономические задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.
Сегодня в начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством сверстников, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления, испытывают радость от умственного труда, отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания. Задача учителя начальных классов заключается в том, чтобы: во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, во-вторых, умело их развивать и применять на практике.
Самую большую проблему для одаренных детей представляют трудности их самореализации. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет, учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию, освоению социума и решению жизненных проблем. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. В этой связи именно в начальной школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе включает:
При обучении одаренных детей важно вовлекать их в научно-исследовательскую деятельность, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, мотивации к получению новых знаний.
Задачи научно-исследовательской работы:
Организация исследовательского, творческого обучения позволяет активизировать процесс познания, развивать исследовательские и творческие способности. Возможность участвовать в проектах, научно-исследовательской деятельности может дать учащимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести бесценный опыт творческого и социального взаимодействия.
Развитию творческих способностей одаренных учащихся способствует проектная деятельность, направленная на интеграцию знаний и умений, полученных в процессе обучения на более высоком уровне. Каждый ученик в течение года становится участником или создателем одного из проектов. Широкое использование гласности, систематическое коллективное обсуждение результатов работы позволяет каждому видеть свои успехи и недостатки, сравнивать с результатами одноклассников, что формирует у ребят адекватную самооценку и способность самоконтролю и самоанализу.
Ученики начальной школы под руководством учителя могут выполнить:
Если дети – национальное достояние страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества. Работу с одарёнными детьми нужно рассматривать как возможность перехода на более качественный уровень образования, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.
Литература