Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников

Белянина Елена Николаевна

Воспитатель, МАДОУ д/с № 44, г. Нефтекамск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Белянина Е.Н. Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников // Совушка. 2024. N2 (36). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/36/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2168161


 

Целью статьи является поиск путей воспитания личности ребенка-дошкольника, побуждения его к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы через опытно-экспериментальную деятельность.

Дошкольный возраст очень важный период в жизни человека. В нем закладываются основы будущей личности. Ребенок познает мир, желает овладеть новыми знаниями, информацией, стремится к самостоятельному поиску ответов на интересующие вопросы. Л. С. Выготский говорил, что развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Огромную роль в познавательном развитии дошкольника играет экспериментальная деятельность. Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность.

Экспериментальная деятельность позволяет ребенку включиться в процесс целенаправленного познания мира и научиться ставить цели, планировать свою работу, контролировать свои действия, прогнозировать возможные результаты, сопоставлять и сравнивать их с реальными результатами. В процессе эксперимента дети получают реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, развивается память, активизируются мыслительные процессы ребенка. Экспериментирование позволяет совершенствоваться операциям анализа и синтеза, учит детей сравнивать и классифицировать предметы и явления, развивает речь ребенка, поскольку имеется необходимость в вербальном оформлении деятельности.

В нашем детском саду уделяется особое внимание экспериментированию, как средству развития познавательной активности дошкольников. В дошкольном учреждении, разработана система организованной образовательной деятельности на основе экспериментирования. Экспериментирование, таким образом, носит не формальный, ситуативный характер, а возведено в систему и является основой детского творчества.

Основными задачами нашей работы являются:

  • учет познавательных интересов детей;
  • создание проблемно-поисковых ситуаций;
  • постепенное усложнение материала;
  • стимулирование к самостоятельной поисковой деятельности и проявлению максимальной умственной активности и самостоятельности.

Создание развивающей среды, предоставляющей каждому ребенку широкий простор для самореализации, Организация образовательного процесса на наглядно-образной основе. В учреждении во всех возрастных группах созданы «зоны экспериментирования», в которых на специальных столиках и стеллажах широко представлены материалы различной фактуры, расположенные по различным направлениям: «Бумага», «Вода», «Металл»; минилаборатории, приборы: лупы, весы, песочные часы, магниты, компас: разнообразные сосуды и другое оборудование. Помимо стационарных зон есть и подвижные уголки опытно-экспериментальной деятельности, помогающие детям самостоятельно продолжать исследования изучаемой темы.

Чтобы опытно-экспериментальная деятельность детей была плодотворной и успешной необходимо выполнить ряд условий. Подготовка к проведению экспериментов начинается с того, что педагог определяет текущие дидактические задачи. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, и всесторонне знакомится с ним сам, одновременно осваивая, технику экспериментирования, если та ему незнакома. Дети во время работы должны быть раскрепощены, заинтересованы. Необходима постоянная стимуляция детского любопытства. Нельзя сразу отвечать на вопросы детей, а надо помочь ребенку самостоятельно получить ответы на вопросы, поставив небольшой опыт. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие детской речи.

Таким образом, алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:

  1. Ребенок выделяет и ставит проблему, которую надо решить
  2. Предлагает различные варианты ее решения.
  3. Проверяет эти решения.
  4. Делает выводы.

При соблюдении всех этих условий проведение экспериментов становится привычной нормой для наших воспитанников. Важно отметить и то, что в процессе экспериментирования решаются не только образовательные и развивающие задачи, но и задачи воспитательного характера. Дети учатся работать в коллективе, общаться со сверстниками, доказывать свою правоту, прислушиваться к мнению другого человека, переносить неудачи и радоваться победам.