Использование подвижных игр с мячом в коррекционной работе учителя-логопеда: мастер-класс

Гафарова Марина Борисовна

Учитель-логопед, МБДОУ ДС "Родничок", Челябинская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Гафарова М.Б. Использование подвижных игр с мячом в коррекционной работе учителя-логопеда: мастер-класс // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 23.11.2024).

Заказ № 2142456


 

В настоящее время неуклонно растет количество детей с речевыми нарушениями. Дети групп компенсирующей направленности составляют дошкольники с тяжелыми нарушениями речи, у которых существуют трудности в речевом развитии, что затрудняет развитие речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями.

В последние годы увеличилось количество детей с расстройствами письма и чтения (дисграфия и дислексия). В настоящее время этими нарушениями страдают 50 – 60% учащихся массовых школ.

Для успешного овладения письменной речью ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте.

Для первого знакомства педагога с ребенком нет лучшего коррекционного инструмента, чем мяч, особенно если он – яркий, мягкий, да еще звенящий. Педагог дает ребенку мяч – контакт налажен, и диагностика началась – какой рукой взял ребенок мяч, как он с ним действует, знает ли он цвета, слышит ли он звук, умеет ли он подбрасывать и ловить его и т.д.

«РАЗМИНКА»

 

«ФОКУСНИК»

Рекомендую проводить после комплекса «Разминка».

Дети с недостатками произношения часто совершают ошибки в использовании предлогов. Предлагаю в веселой, непринужденной игре помочь им научиться правильно употреблять предлоги, совмещая это занятие с упражнениями для развития мелкой моторики.

Еще в этот раздел, также можно включить, такие игры, как:

  • «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.
  • «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.
  • «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.
  • «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.
  • «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу
  • «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати»- силой сжимать мячик каждой рукой. Дорожка может быть – прямая, спираль, зигзаг. Это упражнение носит соревновательный характер и выполняется двумя и более детьми.

ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ

Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Эти упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Все эти игры не требуют большого пространства.

Игра «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине» (теннисные мячи) закрепление ориентированности ребёнка в собственном теле и в пространстве (справа – слева, впереди – сзади), закрепление употребления предлогов.

В правую руку свой мячик возьмите,

Над головою его поднимите,

И перед грудью его подержите.

К левой ступне не спеша положите.

За спину спрячьте, затылка коснитесь.

Руку смените и всем улыбнись.

Правого плечика мячик коснётся,

И ненадолго за спину вернётся.

С голени правой да к левой ступне,

Да на животик − приятненько мне.

Игра «Справа, слева, впереди — в обруч точно попади» (2 обруча, мяч резиновый)

Игра «Мячик прыгает по мне по груди и по спине»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве

Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие

Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие небольшие обручи двух цветов, мячи.

Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, небольшие обручи двух цветов, мячи.

Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, предлагаются ребенку следующие задания:

Какой обруч находится слева (справа)?

Стукни три раза мячом в правый обруч.

Стукни четыре раза мячом в левый обруч.

Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие

Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч

Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой

Следующее – это комплекс упражнений для ног с элементами самомассажа. Выполняется сидя на стульчике. (ежики)

. Катаем мяч вперед-назад стопой правой и левой ноги поочередно.

Разомнем мы ноги сами,

Покатаем мяч ногами.

Правой ногою туда и сюда –

Левая все повторяет тогда.

2в. Мяч катается двумя ногами одновременно по кругу. (Фигуры -квадрат, треугольник, овал, ромб, и т.д)

Круг на полу нарисуем мячом

Только ногами – не лбом, не плечом

Вот стоит из стульев ряд.

Я ударить в каждый рад.

3-4 стульчика выстраиваются в ряд.

- ударяем мячом в каждый стульчик.

- ударяем мячом в первый стульчик один раз, во второй – два раза и т.д.

ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей.

Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

1. Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А-у-о-у-а-а-о-у

2. «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх – Э. а-э-у-ы-э-а-у-о-а-э-ы-э

А — У — О— У —А — А — О— У

3. «Стучалочка»

Звуки я сказать хочу

И по мячику стучу

Садимся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором.

В этих играх дети тренируются в четком произношении гласных звуков и выделении их из звукового ряда.

А Э О У

АА ЭЭ ОО УУ

ААА ЭЭЭ ООО УУУ

Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

4. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1.

Предлагаю детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар соседу, пропевая гласный протяжно: — А—А—А—А—А—А.

Вариант 2.

Игру можно проводить сидя на полу в кругу или парами, пропевая заданные гласные звуки и прокатывая мяч.

5. Игра «Поющие мячики»

По мячу сперва стучу, а потом его качу. закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.

Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Логопед произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается.

Например: А А Э-э-э-э-э, У Э А-а-а-а-а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длительное, как и произнесение гласного звука.

Плавное, длительное пропевание гласных звуков закрепляется в играх интересно то, что в этих играх дети соотносят длительность прокатывания мяча с длительностью пропевания гласных звуков. Все эти игры способствуют отработке плавного выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением. Умение владеть силой голоса мы закрепляем в игре «Самолет» (Тихо-громко)

К.С. Станиславский образно говорил, характеризуя звучание русского языка, что гласные − это река, а согласные − берега, и без них наша речь − болото.

В своей повседневной работе по коррекции речи детей мы, по-моему, все, укрепляем эти «берега».

Игра «Мяч передавай, слово называй» направлена на развитие фонематических представлений, быстроты реакции. Дети подбирают слова на заданный звук, четко произносят эти слова.

Очень любят ребята игру «Звуковая цепочка»

Свяжем мы из слов цепочку.

Мяч не даст поставить точку. Которая требует внимания, хорошего уровня развития фонематических представлений, умения выделить звук в начале и конце слова.

Весело проходит игра «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В) — и только с этой» развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Бросая мяч, ребенку задаю ему вопрос. Возвращая мяч, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И.

Пример:

—Как тебя зовут?

—Ира (Иван).

—А фамилия?

—Иванова.

—Откуда ты приехала?

—Из Иркутска.

—Что там растет?

—Инжир.

—Какие птицы там водятся?

—Иволги.

—Какой подарок ты повезешь родным?

—Ириски и игрушки.

На все вопросы ребенок может давать ответы, начинающиеся только с одного и того же определенного звука.

В занятие по дифференциации звуков. «Слог да слог — и будет слово — мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Взрослый говорит детям:

— Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называют целое слово. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол.

Вариант 2. дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Взрослый бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су»

или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово.

Например: Ша- шары. са- санки, шо- шорох, со- сорока, шу- шуба, су- сумка, ши- шины, сы- сырок.

Эту игру можно использовать для дифференциации любых звуков (с — ш, ш — ж, р — л, з — ж и др.).

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут возникать - трудности с делением слова на слоги, усвоением слов сложной слоговой структуры.

Конечно, для решения этой проблемы мы используем традиционные приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов. Мяч в таких занятиях тоже играет свою положительную роль.

Игра «Встречу слово на дороге —разобью его на слоги» тренировка умения делит слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

Игра с перебрасыванием мяча

«Слово это изменяй, изменяя — удлиняй» расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, произносит при этом односложное слово: сад,

куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем как бросить его обратно, изменяет слово так, чтобы оно стало двусложным (нос — носы) или

трехсложным (дом — домики). Определяется количество слогов. дети усваивают слоговую структуру, слова, закрепляют умение делить слова на слоги

ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБОБЩЕНИЕ И РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА, РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

Для многих детей с фонетико-фонематическим, а тем более общим недоразвитием речи характерны трудности в усвоении новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и малом их количестве, но и в трудностях понимания ребенком значений слов и искажении их звукослоговой структуры.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала.

В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом.

В игре «Логопеду мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Логопеду мяч бросай, четко фрукты называй» или «Логопеду мяч бросай, транспорт быстро называй», расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход игры. Логопед называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Логопед: Дети:

Овощи Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Фрукты Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Ягоды Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика и т.д.

Вариант 2. Логопед называет видовые понятия, а дети — обобщающие слова.

Логопед: Дети:

Огурец, помидор, репа. Овощи здесь ежедневно закрепляем употребление обобщающих слов в речи детей.

В игре «Животные и их детеныши»

Человеческие дети знают всех зверят на свете человеческие дети знают, всех зверят на свете обращаем внимание детей на различные способы словообразования. Слова целесообразно разделить на три группы:

- Слова, в которых основа слова, обозначающее взрослое животное, сохраняется

неизменной (у козы — козленок, у гуся— гусенок).

- Слова с чередованием согласных в корне (у медведя — медвежонок, у волка- волчонок).

- Слова с различной основой слова (у овцы — ягненок, у курицы- цыпленок).

Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных — это добавление суффиксов, что отражено в игре с мячом «Скажи ласково»

Мячик маленький поймай, да словечко приласкай, где ведущий, объяснив правило образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов, называет первое слово (например, стол), а ребенок — второе (столик).

Существительные для проведения этой игры лучше сгруппировать по сходству окончаний.

Глагольный словарь закрепляется в играх с мячом:

«Подскажи словечко»

Есть всего один ответ.

Кто-то знает, кто-то — нет.

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает:

— Ворона каркает, а сорока?

Ребенок, возвращая мяч, должен ответить:

— Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

— Сова летает, а кролик?

— Корова ест сено, а лиса?

— Крот роет норки, а сорока?

— Петух кукарекает, а курица?

«Что происходит в природе»

Человек легко находит, Что в природе происходит. Тема: Весна Солнце - что делает?

«Кто как передвигается?»

Кто летает, кто плывет,

Кто ползет, а кто идет.

«Кто чем занимается?»

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

Часто детям с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением(антонимов). Закрепление в речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве.

«Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать», «Горячий — холодный»

Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот. Проводится после предварительной работы по картинкам. Ведущий, бросая мяч, произносит прилагательное, а ребенок, бросая мяч обратно, называет прилагательное с противоположным значением (горячий — холодный, острый — тупой, грязный — чистый).

Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший — плохой», «маленький — большой».

Для упражнения в образовании форм множественного числа мы используем игру. «Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе, а согласование существительных с числительным мы

отрабатываем в игре с мячом «Веселый счет»

Сколько их — всегда мы знаем.

Хорошо мы все считаем.

один стол — пять столов один заяц — пять зайцев

один слон — пять слонов один палец — пять пальцев

один гусь — пять гусей одна шапка — пять шапок

один лебедь — пять лебедей одна перчатка —пять перчаток

одна гайка — пять гаек одна рукавица —пять рукавиц

одна майка — пять маек одна пуговица —пять пуговиц

один утенок - пять утят одна шляпа — пять шляп

один гусенок — пять гусят одна книга — пять книг

• «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья).

• «Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).

• «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

• «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями.

• «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии. (строитель-строит)

• «Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» - обогащение глагольного словаря

«Где мячик?» Мячик, мячик – где лежишь? Никуда не убежишь! помогает закрепить в речи детей правильное употребление предлогов.

 

Я познакомила, а скорее всего, освежила в вашей памяти игры с мячом, которые мы регулярно проводим с нашими детьми.

 

Рефлексия.

Подведем итог. Подкиньте мяч, если считаете верным:

  • представленные сегодня игры с мячом позволяют процесс развития речи сделать более живым, интересным и эмоциональным;
  • такие игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат;
  • дети успешно и легко усваивают более сложный программный материал без переутомления и увеличения учебного времени;
  • каждый ребенок становится активным участником деятельности, а не пассивным слушателем, поскольку получает эмоционально-положительный опыт, необходимую помощь, оценку, одобрение и высокую двигательную активность.

Еще раз хочу обратить внимание на то, что игры с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело, интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.

 

Литература:

  1. Петрова Л.Е. Логопедические игры с мячом / NSPORTAL. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/02/27/logopedicheskie-igry-s-myachom (дата обращения: 29.02.2024).
  2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб.: Дельта, 2001. 96 с. URL: http://antoshka380.ucoz.ru/Logopunkt/solomina/VOSPIT/kniga_mjach_i_rech.pdf (дата обращения: 29.02.2024).
  3. Самородова Е.В. Логопедические игры с мячом. URL: https://мбдоу39.рф/wp-content/uploads/2022/01/Логопедические-игры-с-мячом.pdf (дата обращения: 29.02.2024).