Баринова Галина Валентиновна
Учитель, МБОУ Мошокская СОШ, Владимирская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Баринова Г.В. Профориентация. Спасатель – звучит гордо! (по материалам экскурсии) // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 21.11.2024).
Заказ № 2140198
Существуем множество различных профессий. Очень сложно разобраться в этом многообразии и затем сделать свой выбор? В обществе о человеке судят, прежде всего, по труду на благо. Только труд помогает раскрыть свою личность, показать все свои способности. Начинать работу по профориентации нужно в начальной школе.
Цель: познакомить детей с профессией пожарных – спасателей, поговорить о качествах его характера (смелость, мужество, ловкость, доброта).
Задачи:
Форма проведения: час общения по материалам экскурсии
Возрастная категория: 10-11 лет, 5 класс
Ожидаемые результаты:
Ход классного часа
Мотивационный этап.
Учитель: класс делится на группы, каждой группе раздаются задания (Отгадать загадки).
группа.
- Шипит и злится, Воды боится, С языком, а не лает, Без зубов, а кусает(огонь).
- Жар-птица летает, золотые перья роняет (огонь).
- Пообедать он готов. Видишь: сколько языков! Быстро ест дрова в печи, Нагревая кирпичи. Ты его рукой не тронь: Может укусить... (огонь)
Группа.
-Жевать не жует, а все поедает (огонь)
- Без рук, без ног, а все съедает? (огонь.)
- Кротким пленником годами Я живу внутри печи. И варю супы с борщами, Выпекаю калачи. Я даю тепло для дома, Но во мне всегда, поверь, Пострашней раскатов грома Кровожадный спрятан зверь.? (огонь)
2. Этап актуализации.
Ребята, о чем мы поведем речь? (ответы обучающихся )
Каждый год в мире происходит около пяти миллионов пожаров.
По данным статистики, каждый час в огне погибает один человек, два получают ожоги. Люди, которые занимаются спасением людей из огня и тушением пожара, называются пожарными. Со времён старины их называют огнеборцами. А как сегодня? Это пожарные или пожарники? Какая разница между пожарником и пожарным? Попробуем разобраться со значением этих слов.
3. Основной этап.
Работа со словарями (работа в группах)
1 группа : Анализ словарных статей подтверждает факт, что с конца XIХ – начала ХХ века в разговорно-обиходной речи, вместо слова пожарный, которое имеет значение «член, служитель пожарной команды» стали употреблять существительное пожарник. Сами пожарные-профессионалы такое именование не приняли. Они считают его для себя оскорбительным, потому что пожарниками обычно называли инвалидов заштатных пожарных команд, а также пожарных-любителей, членов добровольных пожарных дружин. Такое значение слова пожарник зафиксировано в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова; ср. известное спит, как пожарник).
2 группа: Сегодня слово пожарный употребляется в значении «боец пожарной команды» и считается нейтральным, а слово пожарник – разговорным (см. СОШ, РСС–1). В словаре В. Даля пожарник – «устраивающий пожарные команды и заправляющий ими». В современных словарях у слова пожарник не зафиксировано значения «тот, кто устраивает пожар». Значит правильно: о бойце пожарной команды – пожарный; разговорное – пожарник. А сегодня пожарных называют спасателями МЧС.
Учитель: Сегодня, принято называть спасателями Министерства чрезвычайных ситуаций.
Ученик: Пламя сердца
Огонь осекся. Все погасло…
На «дело рук» его гляжу.
Нет, не напрасно, не напрасно
К пожарным я принадлежу!
Пожар тот, в детстве, не забуду,
Он и сейчас в глазах стоит.
И крики, крики отовсюду:
«Горит наш хлебушко, горит!..»
Огонь по полю шел стеною
И превращал пшеницу в дым.
И очень дорогой ценою
Спасли мы хлеб наш от беды.
Я стал пожарным не случайно,
И вот служу уж столько лет.
Несу я в сердце все печали
И горечь ту, что горше нет.
Мой путь, помеченный огнями,
Всегда опасная стезя.
Устал нести я в сердце пламя,
Но сердце выбросить нельзя.
Оно горит и не угаснет,
Пока живу, пока дышу.
И не случайно, не напрасно
К пожарным я принадлежу.
Учитель: Ребята, давайте поговорим о истории данной профессии (выступление обучающихся с докладами о истории возникновения профессии и о Министерство Чрезвычайных Ситуаций).
1 ученик: В давние времена не было постоянных людей, которые боролись бы с огнём. Если загорался дом, пожар тушили все. Люди выстраивались в линию и образовывали живую цепь от горящего дома до реки или колодца. Они передавали ведро с водой из рук в руки.
2 ученик: Россия с давних времён известна своими страшными опустошительными пожарами, ведь в деревнях и городах было много деревянных построек. Наиболее страшные пожары возникали в деревнях и сёлах. Остановить огонь было невозможно. За несколько часов поселение выгорало полностью, нередко в таких пожарах гибли люди.
3 ученик: В городах действовали городские пожарные команды. 200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи – высокой башни. У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом - стояли повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. Но самое главное здесь – лошади – самые лучшие, самые резвые. Впереди – трубач, громкими звуками предупреждающий прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар.
4 ученик: 17-летний князь, Александр Дмитриевич Львов был «первым огнеборцем России». С 1689 года Пётр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей. В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.
5 ученик: В книге Владимира Алексеевича Гиляровского «Москва и москвичи» в главе «Пожарный» рассказывается о первых пожарных дружинах в Москве и других уездных городах, и отношении людей ко всем участникам пожара.) 17 апреля 1918 года был подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнём». Этот день и стал днём образования пожарной охраны. В наши дни пожарная служба имеет современное оснащение и пожарные машины.
6 ученик: Что такое МЧС? МЧС – это Министерство Чрезвычайных Ситуаций и состоит из 19 пожарных или спасательных частей. Символом, знаком МЧС является восьмиугольная Белая Звезда Надежды и Спасения.
7 ученик: Стихийные бедствия не зависят от человека, и предсказать их очень трудно. А бывает, что стечение людских ошибок приводит к авиакатастрофе, кораблекрушению, аварии на большом заводе. Следствием небрежности и несоблюдения правил безопасности могут возникнуть пожары, охватывающие большие территории. Эта опасность угрожает сразу многим людям, называют чрезвычайной ситуацией.
8 ученик: Справиться своими силами, в одиночку в таких обстоятельствах невозможно. Для этого надо большое количество людей, которые будут оказывать помощь, много специальной техники и разных специалистов.
9 ученик: Для руководства такими спасательными операциями в нашем правительстве создали специальное министерство. Оно называется так – Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сокращённо его называют МЧС России
10 ученик: Образовалось оно в 1990 году. Именно МЧС руководит отрядами спасателей, готовит специалистов и технику. Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу, который остаётся в этой должности и в настоящее время. По данным МЧС России, самой распространенной причиной пожара, как и в самые древние времена, является неосторожное обращение с огнем. Кроме этого, к пожарам приводят нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов, печного отопления, а также поджоги и шалость детей.
Учитель: Ребята, мы выслушали выступающих, давайте попробуем составить кластер к слову «пожар».
Какие ассоциации у вас вызвало это слово? (составляют в группах)
Учитель: Мы побывали с вами в пожарной части. А если все тихо, то чем заняты наши пожарные? (высказывания детей) .
Учитель: «Трудно в ученье, легко в бою», - слова А. В. Суворова
Учитель: Как эта пословица подходит к нашей теме? (высказывания детей) .
Учитель:
Учения на критически важных объектах проводятся ежегодно. На них отрабатываются взаимодействие сил и средств пожарно-спасательных подразделений, аварийных служб объекта и служб жизнеобеспечения города. Участники учений нарабатывают навыки правильной оценки обстановки, проведения разведки, организации встречи и расстановки сил и средств, работы оперативного штаба пожаротушения.
Давайте, немного поиграем.
Игра: Огненный Дракон
Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, смелость.
Игроки становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, на каждый шаг говорят: «Огонь – дракон, уходи вон!»
Спящий Дракон лежит в центре круга. Когда Дракон встаёт, выпрямляется и машет на уровне груди алыми лентами («язычками пламени»), игроки разбегаются.
ДРАКОН:
Язычки огня всё ближе, ближе
Нагибайтесь ниже, ниже!
(Все игроки увёртываются, наклоняются низко, ползут, чтобы водящий их не задел.)
Те, кого не задел, кто смог увернуться от «огня» возвращаются в круг.
Учитель: Ежегодно АНО «Содружество семей» проводит конкурс «Лучший папа Золотого кольца России», семья нашего обучающего принимала участие в этом конкурсе, номинация «Есть такая профессия». Баринов Ю.А., пожарный отдельного поста № 1 пожарно-спасательной части № 79 ФГКУ "5 ОФПС по Владимирской области", которую мы посетили, он также частый гость нашей школы (просмотр видеоролика - https://vk.com/wall561161335_4 ).
Ученик:
Пожарное дело – для крепких парней.
Пожарное дело – спасение людей, Пожарное дело – отвага и честь, Пожарное дело – так было, так есть.
Учитель: Давайте поиграем:
Игра «Запрещается- разрешается»
(У каждого ребенка по две сигнальных карточки. Одна карточка - зеленого цвета, «разрешающая». А другая карточка – красного цвета, «запрещающая».)
Ход игры.
Педагог называет в произвольном порядке основные требования пожарной безопасности, дети показывают карточки с соответствующими цветами.
Запрещается (красный цвет):
Разрешается (зеленый цвет):
Учитель: Ребята, давайте послушаем материал по экскурсиив отдельный пост № 1 п жарно-спасательной части № 79 ФГКУ "5 ОФПС по Владимирской области". (мини – сочинения)
Ученик: Пожарные рассказали нам о своей службе - мужественной, опасной, но очень нужной. Ежедневно они выезжают на спасательные операции, на борьбу с огнем, подвергая свои жизни опасностям, тем самым спасая жизни других людей.
Ученик: Для некоторых людей подвиг – это каждодневная работа. Эти люди живут среди нас. Мы можем встретить их везде, даже не подумать, что именно у этого человека огромное количество спасенных жизней. Они не знают, что такое трусость, страх, сомнение. Чтобы спасти жизнь других, спасатели сами могут попасть в опасность. Я считаю, что пожарные – герои!
Ученик: В детстве я мечтал стать пожарным. Я знаю, что пожарный должен быть вынослив и храбр, его назначение – помогать людям. Я хочу быть похожим на них.
Ученик: Меня поразила чистота и порядок в части. У каждого члена спасательного отряда свой противогазмаска, баллоны с кислородом, чтобы проводить спасательные операции. Во время экскурсии каждый из нас смог их примерить.
Ученик: В гараже всегда наготове современные пожарные автомобили. Они яркие, красивые, находятся в постоянной боевой готовности, а по прибытии в пожарную часть после тушения пожара приводятся в боевую готовность, в течение 10 минут. Нам рассказали, чем оборудована машина, как работает выдвижная шестнадцатиметровая спасательная лестница, где спрятаны различные рукава для тушения пожаров, ёмкости с водой и пеной, разнообразные инструменты: топоры, лопаты, необычные ножницы-резаки, одеяла - словом, всё, что может пригодиться в спасательной операции.
Ученик: Оказывается, существуют различные типы пожарных машин: автоцистерны, пожарные автомобили связи и освещения, автомобильные пожарные лестницы, пожарная машина — насосная станция. Одной из основных является машина для пожаротушения и вспомогательных действий. Все машины красного цвета. Выезжая по вызову, они имеют преимущество проезда и могут ехать на красный сигнал светофора. При этом включаются сирены и мигалки. Желающие примерили на себя пожарно-спасательное снаряжение, посидели в машине на месте пожарного расчёта.
Учитель: Спасибо, ребята.
4. Рефлексия.
Учитель:
-Если слаб огонь, скорей
Ты водой его залей.
Если близко телефон
И тебе доступен он,
Нужно 01 набрать
И быстрей пожарных звать!
- Если же большой огонь,
Дымом все объято.
Выбегать из дома вон
Надо всем ребятам.
И на помощь поскорей
Ты зови, зови людей.
И в завершении нашего занятия давайте составим пятистишье о пожарном, спасателе (работа в группах).
Схема:
1. название (существительное - 1 слово.)
2. описание (прилагательное - 2 слова)
3. действие (глагол - 3 слова)
4. чувство (4 слова любых)
5. вывод, подтверждение сущности того, что было сказано выше.
Учитель: Спасибо ребята, за ваши знания о данной профессии.
Литература:
Приложение
Знакомство с пожарной машиной и обмундированием пожарного.
Частые гости в нашей школе. Баринов Ю.А.