Осень. Перелётные птицы: конспект интегрированного занятия (для воспитанников с ТНР от 5 до 6 лет)

Богомазова Елена Владимировна

Воспитатель, МДОБУ ДСКВ № 6, г. Всеволожск, Ленинградская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Богомазова Е.В. Осень. Перелётные птицы: конспект интегрированного занятия (для воспитанников с ТНР от 5 до 6 лет) // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 03.12.2024).

Заказ № 2139764


 

Цель: обогащение и уточнение представлений детей о перелётных птицах.

Задачи:

Образовательные.

  1. Закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц, особенности внешнего вида; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом, высказывать свои гипотезы, предположения.
  2. Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что».
  3. Активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.

Развивающие.

  1. Развивать наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, мышление. Воспитательные.
  2. Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к птицам.
  3. Воспитывать умение договариваться и работать в паре.

Предварительная работа:

  • Чтение рассказов В. Бианки, Г. Сладкова, М.-Сибиряка.
  • Беседа: «Пернатые друзья», «Почему птицы улетают в тёплые края?», «Как летят птицы?».
  • Презентации: «Птицы», «Осень в лесу»
  • Художественно - творческая деятельность: аппликация «Сказочная птица», рисование «Журавль», лепка «Уточка».
  • Экспериментирование - опыты с перьями, бумагой.
  • Сюжетно- ролевые игра:«Заповедник».
  • Дидактические игры: «Кольца Луллия «Птицы», «Кто где живёт», «Зоосад» -классификация птиц, «Загадки-отрицания», «Подбери пару», «Найди лишнее», Дары Фрёбеля «Сказочные птицы», «Танграм».

Развивающая среда: интерактивная доска, шкатулка, презентация «Как летят птицы», аудиозапись «Соловьи», «Журавли», песня «Журавлёнок».

Центр природы: силуэты перелётных и зимующих птиц, мнемотаблица для рассказывания.

Центр конструирования: «Танграм», схемы-модели.

Центр экспериментирования: листы бумаги

 

Ход занятия

Вводная часть

(Дети собираются вокруг воспитателя, в полном составе группы)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на мнемотаблицу. Кто из вас может рассказать стихотворение по этой мнемотаблице? стихотворение (И. Токмаковой «ОСЕНЬ»):

Предполагаемые ответы детей: Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят…

Видно тоже в Африку

Улететь хотят.

Воспитатель: Спасибо! Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?

Предполагаемые ответы детей: Это стихотворение об осени.

Воспитатель: Дети, а сейчас давайте определим признаки осени.

Игра: «Что бывает осенью».

Вы мне будете говорить «да» или «нет».

Опадают листья (да)

Тает снег (нет)

Дети загорают у реки (нет)

Люди убирают урожай на полях (да)

Птицы улетают на юг (да)

Воспитатель: Ребята, когда я пришла в детский сад, нашла коробку, а в ней загадка: « Они летать умеют, их пух и перья греют». Кто это?

Предполагаемые ответы детей: птицы.

Воспитатель: Интересно, а что же в этой коробке еще может быть? И кто же её прислал?

Предполагаемые ответы детей: подарок, книжка, картинки.

Воспитатель: Посмотрим! (в коробке перья и письмо).

«Дорогие ребята! Мы учёные-орнитологи. Сейчас у нас много работы и нужна команда помощников. Вы готовы стать помощниками орнитологов? Для вас есть несколько заданий».

Основная часть

Воспитатель: Предлагают нам стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи? Как вы думаете, откуда о них можно узнать?

Предполагаемые ответы детей: из словаря, энциклопедии.

Воспитатель: Ребята, в энциклопедии написано, что орнитолог – это человек, который наблюдает за птицами, собирает данные, изучает образ жизни, питание и поведение пернатых, защищает птиц от вымирания и от вредного воздействия окружающей среды.

Воспитатель: Вы хотите попробовать быть орнитологами?

Предполагаемые ответы детей: очень хотим!

Воспитатель: Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Взрослые ученые - орнитологи приготовили для вас задания: 1. Как называются птицы, которые улетают в теплые края?

Предполагаемые ответы детей: (Перелетные)

Воспитатель: 2. А как называются птицы, которые остаются?

Предполагаемые ответы детей: Зимующие.

Воспитатель: Посмотрите, здесь много птиц, их нужно распределить на перелетных и зимующих птиц. Перелётных птиц нужно посадить на верхние ветви дерева, а зимующих на земле.

Развивающая игра «Перелётные и зимующие птицы» (дети выполняют задание в центре природы).

Воспитатель: Как хорошо вы справились! Ещё задание, нужно отгадать загадки:

1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это?

Предполагаемые ответы детей: Соловей.

Воспитатель: Послушайте, как поет соловей /аудиозапись/. А где вы ещё можете услышать его пение?

Предполагаемые ответы детей: в лесу, на даче.

Воспитатель:

Ещё загадка:

2. Дни коротки, ночи длинны,

Мы друг друга кличем,

В октябре летим мы клином,

Жалобно курлычем.

Предполагаемые ответы детей: Журавли.

Воспитатель: вы отгадали, а почему журавли жалобно курлычут? Предполагаемые ответы детей: потому что они прощаются со своей родиной, когда улетают в теплые края.

Воспитатель: А хотите послушать, как они курлычут?

Предполагаемые ответы детей: конечно хотим

Воспитатель: включает аудиозапись.

Воспитатель: Вот как они прощаются с родным краем. Они вернуться на родину?

Предполагаемые ответы детей: когда станет тепло и придет весна, журавли вернуться домой, на родину.

Воспитатель: Ребята, чем похожи все птицы между собой?

Предполагаемые ответы детей: У всех есть голова, ноги, тело, хвост, крылья, перья.

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как, же они их различают?

Предполагаемые ответы детей: По оперению, внешнему виду, величине.

Воспитатель: Конечно! Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. А теперь давайте попробуем описать журавля по мнемотаблице.

Предполагаемые ответы детей: Журавль – большая птица серого цвета, с большим клювом и длинными ногами.

Воспитатель: Ребята, есть удивительная песня «Журавлёнок» Эдуарда Колмановского, давайте её послушаем! /аудиозапись/.

Воспитатель: Что вы узнали из этой песни?

Предполагаемые ответы детей: Журавли собирались лететь в тёплые края.

Воспитатель: Чему учил журавлёнка вожак?

Предполагаемые ответы детей: Пусть та земля теплей, но Родина милей.

Воспитатель: Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?

Предполагаемые ответы детей: Потому что в России зимой холодно, нет насекомых.

Воспитатель: А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда?

Предполагаемые ответы детей: Вожак их ведёт.

Воспитатель: Мы с вами орнитологи. Давайте обратимся к энциклопедии.

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Воспитатель: Как вы думаете, как летят птицы - как им вздумается, или существует какой-то порядок перелёта? Чтобы мы смогли с вами ответить на это вопрос, нам поможет интерактивная доска.

/Презентация/

1 слайд. Ласточки, скворцы, трясогузки улетают «стайками», все вместе.

2 слайд. Журавли, лебеди выстраиваются «клином» в виде треугольника.

3 слайд. Утки, цапли выстраиваются «цепочкой», в одну линию.

4 слайд. Гуси летят «косяком».

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в подвижную игру «Перелет птиц»? Выбирайте картинки с изображением птиц. Собирайтесь в стаи. Получилось три стаи птиц: скворцы, журавли и утки. По сигналу каждая команда (стая) построится и полетит в тёплые края как летят эти птицы.

Воспитатель: Как летели ваши птицы?

Предполагаемые ответы детей: скворцы летели стайкой, утки – цепочкой, журавли- клином.

Воспитатель: Да, вы справились с этим заданием! Следующее задание от орнитологов - эксперимент! Посмотрите на карту-схему и выполните задание!

Дети выполняют задание по схеме - один лист мнут, а другой остается гладкий, затем подбрасывают вверх.

Воспитатель: Что вы узнали?

Предполагаемые ответы детей: Гладкий лист летит, а смятый падает. Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Предполагаемые ответы детей: гладкий лист широкий, как крыло птицы, его держит воздух.

Воспитатель: Вот теперь мы увидели, почему птицы летают. Им помогают крылья и хвост, которые они расправляют во время полета.

Воспитатель: Как вы много теперь знаете! Орнитологи попросили нас выложить птицу из геометрических фигур. Вы сможете это сделать по схеме.

Развивающая игра «Танграм».

Дети выкладывают журавля (работают в парах).

Воспитатель: Хорошо поработали! Красивые журавли получились!

Заключительная часть

Воспитатель: А нам пора возвращаться в группу. Раз, два, три обернись, обратно в детей превратись.

Воспитатель: Так кем же вы сегодня были?

Предполагаемые ответы детей: орнитологами

Воспитатель: Ребята, так кто же это такие – орнитологи?

Предполагаемые ответы детей: Это люди, которые изучают и охраняют птиц.

Воспитатель: Что нового вы узнали про птиц?

Предполагаемые ответы детей: Птицы по-разному летят в стаях. Ведёт стаю вожак. Птицам помогает лететь крылья и хвост.

Воспитатель: Какое задание было само интересное?

Предполагаемые ответы детей: собирать журавля из геометрических фигур, узнать, как летят птицы и как находят дорогу, выполнять опыт по карточке.

Воспитатель: Ребята, вы были настоящими орнитологами! Много нового узнали про птиц. Выполнили все задания. Учёные - орнитологи прислали вам на память значки с изображением журавлика.

Воспитатель: Может быть, кто-то из вас станет орнитологом, когда вырастет и будет продолжать изучать птиц и заботиться о них!