Богомазова Елена Владимировна
Воспитатель, МДОБУ ДСКВ № 6, г. Всеволожск, Ленинградская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Богомазова Е.В. Осень. Перелётные птицы: конспект интегрированного занятия (для воспитанников с ТНР от 5 до 6 лет) // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 03.12.2024).
Заказ № 2139764
Цель: обогащение и уточнение представлений детей о перелётных птицах.
Задачи:
Образовательные.
Развивающие.
Предварительная работа:
Развивающая среда: интерактивная доска, шкатулка, презентация «Как летят птицы», аудиозапись «Соловьи», «Журавли», песня «Журавлёнок».
Центр природы: силуэты перелётных и зимующих птиц, мнемотаблица для рассказывания.
Центр конструирования: «Танграм», схемы-модели.
Центр экспериментирования: листы бумаги
Ход занятия
Вводная часть
(Дети собираются вокруг воспитателя, в полном составе группы)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на мнемотаблицу. Кто из вас может рассказать стихотворение по этой мнемотаблице? стихотворение (И. Токмаковой «ОСЕНЬ»):
Предполагаемые ответы детей: Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно тоже в Африку
Улететь хотят.
Воспитатель: Спасибо! Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?
Предполагаемые ответы детей: Это стихотворение об осени.
Воспитатель: Дети, а сейчас давайте определим признаки осени.
Игра: «Что бывает осенью».
Вы мне будете говорить «да» или «нет».
Опадают листья (да)
Тает снег (нет)
Дети загорают у реки (нет)
Люди убирают урожай на полях (да)
Птицы улетают на юг (да)
Воспитатель: Ребята, когда я пришла в детский сад, нашла коробку, а в ней загадка: « Они летать умеют, их пух и перья греют». Кто это?
Предполагаемые ответы детей: птицы.
Воспитатель: Интересно, а что же в этой коробке еще может быть? И кто же её прислал?
Предполагаемые ответы детей: подарок, книжка, картинки.
Воспитатель: Посмотрим! (в коробке перья и письмо).
«Дорогие ребята! Мы учёные-орнитологи. Сейчас у нас много работы и нужна команда помощников. Вы готовы стать помощниками орнитологов? Для вас есть несколько заданий».
Основная часть
Воспитатель: Предлагают нам стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи? Как вы думаете, откуда о них можно узнать?
Предполагаемые ответы детей: из словаря, энциклопедии.
Воспитатель: Ребята, в энциклопедии написано, что орнитолог – это человек, который наблюдает за птицами, собирает данные, изучает образ жизни, питание и поведение пернатых, защищает птиц от вымирания и от вредного воздействия окружающей среды.
Воспитатель: Вы хотите попробовать быть орнитологами?
Предполагаемые ответы детей: очень хотим!
Воспитатель: Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Взрослые ученые - орнитологи приготовили для вас задания: 1. Как называются птицы, которые улетают в теплые края?
Предполагаемые ответы детей: (Перелетные)
Воспитатель: 2. А как называются птицы, которые остаются?
Предполагаемые ответы детей: Зимующие.
Воспитатель: Посмотрите, здесь много птиц, их нужно распределить на перелетных и зимующих птиц. Перелётных птиц нужно посадить на верхние ветви дерева, а зимующих на земле.
Развивающая игра «Перелётные и зимующие птицы» (дети выполняют задание в центре природы).
Воспитатель: Как хорошо вы справились! Ещё задание, нужно отгадать загадки:
1. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?
Предполагаемые ответы детей: Соловей.
Воспитатель: Послушайте, как поет соловей /аудиозапись/. А где вы ещё можете услышать его пение?
Предполагаемые ответы детей: в лесу, на даче.
Воспитатель:
Ещё загадка:
2. Дни коротки, ночи длинны,
Мы друг друга кличем,
В октябре летим мы клином,
Жалобно курлычем.
Предполагаемые ответы детей: Журавли.
Воспитатель: вы отгадали, а почему журавли жалобно курлычут? Предполагаемые ответы детей: потому что они прощаются со своей родиной, когда улетают в теплые края.
Воспитатель: А хотите послушать, как они курлычут?
Предполагаемые ответы детей: конечно хотим
Воспитатель: включает аудиозапись.
Воспитатель: Вот как они прощаются с родным краем. Они вернуться на родину?
Предполагаемые ответы детей: когда станет тепло и придет весна, журавли вернуться домой, на родину.
Воспитатель: Ребята, чем похожи все птицы между собой?
Предполагаемые ответы детей: У всех есть голова, ноги, тело, хвост, крылья, перья.
У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как, же они их различают?
Предполагаемые ответы детей: По оперению, внешнему виду, величине.
Воспитатель: Конечно! Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. А теперь давайте попробуем описать журавля по мнемотаблице.
Предполагаемые ответы детей: Журавль – большая птица серого цвета, с большим клювом и длинными ногами.
Воспитатель: Ребята, есть удивительная песня «Журавлёнок» Эдуарда Колмановского, давайте её послушаем! /аудиозапись/.
Воспитатель: Что вы узнали из этой песни?
Предполагаемые ответы детей: Журавли собирались лететь в тёплые края.
Воспитатель: Чему учил журавлёнка вожак?
Предполагаемые ответы детей: Пусть та земля теплей, но Родина милей.
Воспитатель: Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?
Предполагаемые ответы детей: Потому что в России зимой холодно, нет насекомых.
Воспитатель: А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда?
Предполагаемые ответы детей: Вожак их ведёт.
Воспитатель: Мы с вами орнитологи. Давайте обратимся к энциклопедии.
Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Воспитатель: Как вы думаете, как летят птицы - как им вздумается, или существует какой-то порядок перелёта? Чтобы мы смогли с вами ответить на это вопрос, нам поможет интерактивная доска.
/Презентация/
1 слайд. Ласточки, скворцы, трясогузки улетают «стайками», все вместе.
2 слайд. Журавли, лебеди выстраиваются «клином» в виде треугольника.
3 слайд. Утки, цапли выстраиваются «цепочкой», в одну линию.
4 слайд. Гуси летят «косяком».
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в подвижную игру «Перелет птиц»? Выбирайте картинки с изображением птиц. Собирайтесь в стаи. Получилось три стаи птиц: скворцы, журавли и утки. По сигналу каждая команда (стая) построится и полетит в тёплые края как летят эти птицы.
Воспитатель: Как летели ваши птицы?
Предполагаемые ответы детей: скворцы летели стайкой, утки – цепочкой, журавли- клином.
Воспитатель: Да, вы справились с этим заданием! Следующее задание от орнитологов - эксперимент! Посмотрите на карту-схему и выполните задание!
Дети выполняют задание по схеме - один лист мнут, а другой остается гладкий, затем подбрасывают вверх.
Воспитатель: Что вы узнали?
Предполагаемые ответы детей: Гладкий лист летит, а смятый падает. Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Предполагаемые ответы детей: гладкий лист широкий, как крыло птицы, его держит воздух.
Воспитатель: Вот теперь мы увидели, почему птицы летают. Им помогают крылья и хвост, которые они расправляют во время полета.
Воспитатель: Как вы много теперь знаете! Орнитологи попросили нас выложить птицу из геометрических фигур. Вы сможете это сделать по схеме.
Развивающая игра «Танграм».
Дети выкладывают журавля (работают в парах).
Воспитатель: Хорошо поработали! Красивые журавли получились!
Заключительная часть
Воспитатель: А нам пора возвращаться в группу. Раз, два, три обернись, обратно в детей превратись.
Воспитатель: Так кем же вы сегодня были?
Предполагаемые ответы детей: орнитологами
Воспитатель: Ребята, так кто же это такие – орнитологи?
Предполагаемые ответы детей: Это люди, которые изучают и охраняют птиц.
Воспитатель: Что нового вы узнали про птиц?
Предполагаемые ответы детей: Птицы по-разному летят в стаях. Ведёт стаю вожак. Птицам помогает лететь крылья и хвост.
Воспитатель: Какое задание было само интересное?
Предполагаемые ответы детей: собирать журавля из геометрических фигур, узнать, как летят птицы и как находят дорогу, выполнять опыт по карточке.
Воспитатель: Ребята, вы были настоящими орнитологами! Много нового узнали про птиц. Выполнили все задания. Учёные - орнитологи прислали вам на память значки с изображением журавлика.
Воспитатель: Может быть, кто-то из вас станет орнитологом, когда вырастет и будет продолжать изучать птиц и заботиться о них!