Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста

Федореева Олеся Петровна

Воспитатель, МБДОУ детский сад № 122, г. Иркутск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Федореева О.П. Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 21.11.2024).

Заказ № 2139734


 

Задачи:

  1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
  2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
  3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики.

Цель: Повышение мелкой моторики у дошкольников посредством пальчиковых игр.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. В группу пришли дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют активное восприятие речи и порождают самостоятельную речевую деятельность. Для развития речи у детей мы используем в своей работе пальчиковые игры. Любая пальчиковая игра проходит весело, дети могут представить себя в роли маленькой кошки, или весёлого серого зайчика и т.д. Не стоит забывать, что дети фантазеры. Дети свободно принимают все условия театрального действа, легко перевоплощаются. На основе своих собственных, еще небогатых познаний дети с удовольствием вовлекаются в игру.

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.

Любые приемы – постукивание подушечками пальцев, растирание, поглаживание оснований пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья – несут ребенку только здоровье.

Можно организовать таким образом пальчиковую игру, чтобы дети разминали руки друг другу. Упражнения требуют участие обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».

Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

Полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывания, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание, постукивание и т.д. Это оказывает сильное воздействие на нервную систему. Слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

Выбор тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравиться разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

  • массаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
  • конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;
  • рисование по трафаретам;
  • штриховка в заданном направлении;
  • дорисовка (по принципу симметрии);
  • дидактические игры;
  • шнуровка, пуговицы, прищепки, пазлы, мозаика.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому целесообразно будет разделить их на группы по значению:

  1. Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка»,
  1. Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы. «Замок» -пальцы соединяют в замок и разъединяют.
  2. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
  3. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. «Колечко» − поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
  4. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» − сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
  5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения − разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук. «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз.

К примеру, самомассажа можно отнести Су-Джок терапию. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик – две соединенные полусферы, внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными – круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.

 

Литература:

  1. Бабоерова Н.Г. Итоговая аттестационная работа на тему: Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста посредством серии пальчиковых игр / Инфоурок. URL: https://infourok.ru (дата обращения: 13.02.2024).
  2. Бельгибаева Г.К. Казангапова С.О. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста методом проведения Су-Джок терапии // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 2 (часть 3). С. 322-324. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6606 (дата обращения: 13.02.2024).
  3. Прозорова О.А. Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста» / Инфоурок. URL: https://infourok.ru (дата обращения: 13.02.2024).
  4. Рубцова Е.М. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста // Воспитатель детского сада. URL: https://www.vospitatelds.ru/categories/7/articles/3025 (дата обращения: 13.02.2024).
  5. Тавабилова Л.А. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста / Инфоурок. URL: https://infourok.ru (дата обращения: 13.02.2024).
  6. Фролова Е.А. Использование игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики детей 2-3 лет / Детские сады Тюменской области. Информационно-методический портал. URL: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news10905.html (дата обращения: 13.02.2024).
  7. Цыганкова Т.А. Программа кружка. «Малыш» (пальчиковая гимнастика, младшая группа) / Инфоурок. URL: https://infourok.ru (дата обращения: 13.02.2024).
  8. Шерстюк Е.М. Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры и мелкую моторику в соответствии с ФГОС / Инфоурок. URL: https://infourok.ru (дата обращения: 13.02.2024).