Патриотическое воспитание дошкольника через знакомство с малой Родиной

Капитонова Ольга Фёдоровна

Воспитатель, МБДОУ детский сад № 1 "Ручеёк" ГО "Жатай", Республика Саха (Якутия)

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Капитонова О.Ф. Патриотическое воспитание дошкольника через знакомство с малой Родиной // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 23.11.2024).

Заказ № 2133862


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложения к статье


 

Облагараживая одежду и быт национальными знаками и символами, мы укрепляем свою гражданскую позицию, воспитываем в себе чувство патриотизма и национальную гордость, сохраняем историю, возраждаем традиции, возраждаемся как народ – древний, могучий народ Саха!

А. Полятинская-Платонова

 

Цель: Формирование основ патриотизма у дошкольников через ознакомление с малой Родиной.

Задачи:

  1. Расширять представления о малой Родине;
  2. Воспитывать уважение к традиционным ценностям, принятым в обществе, любовь к родному краю, уважение и интерес к культуре народа Саха.
  3. Развивать интерес детей к изучению истории родного края.
  4. Формирование чувства гордости за свой народ, почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа.

 

Каждый человек-участник сложного и непрерывного процесса социального воспроизводства поколений. Социальность включает в себя культуру, воспитанность, образованность человека. У каждого из нас их уровень и сочетание различны: любой человек становиться носителем общего, особенного и единичного [8, c. 15]. Так и ребёнок, которого мы воспитываем, должен быть личностью как человек своей малой Родины, своей страны.

Основой патриотизма является, чувство любви к своей малой Родине, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Исторически сложилось так, что любовь к малой Родине во все времена была чертой национального характера. Якуты испокон веков были преданы своему народу, терпимы к суровым условиям климата, что закаляло их характер, стремление выжить любой ценой, и это всё передавалось детям. Важное значение, для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной. Знакомство детей с историко-культурными, национальными, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, как преданность, гуманизм, доброта, которые помогут стать патриотами и гражданами своей малой Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Необходимо донести до ребёнка, что у каждого народа свои сказки, истории, традиции, творчество, что все они передаются от поколения к поколению. Становление человека как гражданина должно начинаться с истории его малой Родины.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными. Поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, Дети зачастую не знают своих корней, названия города, посёлка, улицу на которой проживают, столицу Якутии, чем богата наша Якутия, почему у нас такой суровый климат (Приложение 1).

Одна из задач патриотического воспитания - расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, о замечательных людях, прославивших свой край [7, c. 239].

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Продолжать расширять представления детей о родной стране, государственных и народных праздниках, формировать интерес к малой Родине [3, с. 67]. Полезно провести занятие «Мой родной посёлок», где закрепляются знания о родном посёлке, понятие об адресе; расширяются представления о достопримечательностях посёлка, их значимости и ценности для его жителей [4, с. 11].

Эффективными методами работы являются беседы («Что мы Родиной зовем?», «История посёлка Жатай.» (Приложение 2), экскурсии по посёлку, при этом следует уточнять, какие памятники есть у нас в посёлке, прогулки, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Поэтому, в соответствии с требованием Федеральной Образовательной Программы Дошкольного Образования, работа воспитателя в ДОУ должна быть направлена в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей. Знакомить детей с историко - культурными, национальными, природными особенностями Якутии, которые помогут стать патриотами и гражданами своей малой Родины – Якутии [4, c. 9]. Сегодня уже нет сомнений в том, что детей необходимо приобщать к миру информационной культуры, начиная с дошкольного возраста. Новое поколение дошкольников уже владеют компьютором, у них формируется новый тип восприятия информации. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. Цифровые ресурсы мобильны, активны. Такая подача материала для детей более интересна, необычна и эмоционально окрашена [6, с. 42].

Особое внимание уделяем правильной организации Развивающей Предметно-Пространственной Среды, соответствующей возрастным особенностям детей, которое обеспечивает максимльную реализацию образовательного потенциала. Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ способствует и росту профессионального мастерства педагога.

Формирование патриотических чувств у детей невозможна без участия родителей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с семьёй способствует формированию творчества у родителей, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Для наглядного восприятия детьми, информацию о символах и народностях родного края родители в группе оформили «Патриотический уголок – Моя Якутия родная!».

В детском саду проводиться кружок «Хомусчаан» под руководством Тастыгиной Елены Александровны, с помощью которой, развиваются духовно-нравственные чувства к народному фольклору. Дети познают историю своего народа, какими музыкальными инструментами пользовались наши предки народа Саха.

Приобщение к народной культуре должно носить обязательный живой , неформальный характер. Учитывая этот принцип, всю работу с детьми необходимо проводить в форме посиделок, различных игр, творческих и театрализованных представлений. Воспитывая у детей любовь к своему народу, необходимо подвести их к пониманию, что народ это частица Родины [2, с. 56].

Таким образом, углубленная, комплексная, систематизированная работа, по ознакомлению с малой Родиной, несет положительные результаты: у детей обогатился словарный запас, дети знают стихи, сказки народов Якутии, читают стихи на якутском языке, знают якутские музыкальные инструменты.

Всё это доставляет детям неоценимую и богатую информацию для приобретения знаний и умений в области социально-комуникативного развития. У детей сформированы первичные традиционные ценностные представления о малой Родины. Уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, своему народу (имеет некоторые представления об истории семьи, родной страны, гордиться воинскими и трудовыми наградами дедушек, бабушек, родителей, проявляет интерес к профессиям родителей). Имеет уважительное отношение к сверсникам, к людям других культур и народностей, преставление о родном крае, о некоторых достопримечательностях Любовь и интерес к малой родине (желание, чтобы родной край становился всё лучше) [7, с. 239].

 

Литература:

  1. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. М.: Сфера, 1999. 112 с.
  2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005. 256 с.
  3. Ветохина А.Я., Дмиренко З.С, Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий: методическое пособие для педагогов. СПб.: Детство – ПРЕСС, 2011. 192 с.
  4. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: конспекты занятий с детьми 5-6 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. 56 с.
  5. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитания в ДОУ. М: Сфера, 2005. 192 с.
  6. Моторин В.В. Об использовании компьютера в педагогическом процессе // Дошкольное воспитание. 2001. № 12. с. 265.
  7. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022-368 с.
  8. Педагогика: учебное пособие / под. ред. П.И. Пидкасистого. М.: Высшее образование, 2008. 430 с.