Сущенко Наталия Борисовна
Зырянова Любовь Викторовна
Дорошина Ольга Анатольевна
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 10 "Хуторок", г. Пятигорск, Ставропольский край
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 10 "Хуторок", г. Пятигорск, Ставропольский край
Педагог - психолог, МБДОУ "Детский сад № 10 "Хуторок", г. Пятигорск, Ставропольский край
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Сущенко Н.Б., Зырянова Л.В., Дорошина О.А. Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры, как средство развития ребёнка» // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 21.11.2024).
Заказ № 2101673
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития…
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Федеральные государственные требования к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы переносят акцент с формирования знаний, умений и навыков на воспитание общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» ребенка не через систему знаний, а через эффективные формы организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Игре, как форме организации детской деятельности, отводится важная роль. Эта особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания для дошкольников должны проходить в форме игры.
Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми. Формируется понятие гендерной принадлежности, происходит приобщение к истокам народной культуры.
В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире. Пальчиковые игры помогут детям освоить счет, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность в восприятии художественного слова, развивать память, воображение и речь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения; помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп; учит соблюдению речевых пауз. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную, самостоятельную деятельность ребенка, построить увлекательное занятие в детском саду.
При подборе игры необходимо помнить об индивидуальных и возрастных особенностях: если дети 4–5 лет справляются самостоятельно, то младшим ребятам необходима помощь взрослых.
С чего начать?
Рекомендации:
Начать разучивать игру рекомендуется с младшего дошкольного возраста. Но часто старшие дети с удовольствием играют в пальчиковые игры, разученные еще в младшем возрасте. Главное – учитывать время и место данной игры.