Влияние массажных игр на эмоциональное и физическое развитие детей

Шушанова Светлана Владимировна
Якупова Гульшат Зулкарнаевна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 408 комбинированного вида", г. Казань
Воспитатель по обучению татарского языка, МАДОУ "Детский сад № 408 комбинированного вида", г. Казань

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шушанова С.В., Якупова Г.З. Влияние массажных игр на эмоциональное и физическое развитие детей // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 21.11.2024).

Заказ № 2101616


 

Здоровый человексамое драгоценное произведение природы.

Томас Картейль

 

Аннотация:

Физическое и эмоциональное развитие детей является одной из самых актуальных проблем в системе образования. Это отражено в программе дошкольного образования, где одной из задач является: «…охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Ребёнок детского сада не осознает, зачем ему нужен игровой массаж, просто игра – ведущий вид деятельности, и это является хорошей мотивацией для детей. При этом обязательно надо учитывать психофизические возможности дошкольников, в том числе – особенности развития памяти: запоминания, узнавания, сохранения и воспроизведения различного рода информации, в умении правильного использования в игровой деятельности. Массажные игры очень нравятся детям дошкольного возраста, так как игровой массаж положительно влияет на эмоциональное и физическое состояние, раскрепощает во время организованной образовательной деятельности, способствует укреплению их здоровья и вызывает положительные эмоции.

 

Ключевые слова: игровой массаж, физическое развитие, эмоциональное развитие старших дошкольников.

 

Одной из важнейших проблем нашего общества является проблема здоровья детей, независимо от места их проживания и биологического возраста. А психическое и физическое здоровье взаимосвязаны между собой. Перед нами, педагогами, стоит основная задача сохранения и укрепления здоровья наших воспитанников, так как, именно, дети являются будущим нашей страны. Это отражено в программе дошкольного образования, где одной из главных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

О многогранности и сложности эмоционального мира детей писали А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин. Они полагали, что воспитание предполагает не только обучение детей определенной системе знаний и умений, но и формированию эмоционального отношения к действительности. Л.Г. Выготский выделял эмоциональное развитие детей, как одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, его переживаний, умении общаться в данной социальной среде и, прежде всего, ребенка. « …игра – своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций…» [3, с. 158]

Весёлое, радостное настроение и здоровье всегда взаимосвязаны, особенно у детей. Различные формы работы (игры, пение, танцы, занятия, спорт и многое другое) создают благоприятный для психологической безопасности и комфортности детей эмоциональный климат, поддерживают спокойное, радостное состояние душевного равновесия. Положительные взаимоотношения между детьми как одного возраста, так и разных возрастных групп формируются благодаря общению. А общение, особенно эмоционально окрашенное и познавательно ценное, является необходимым условием развития речи при изучении татарского языка или любого другого.

В своей работе для физического и эмоционального развития старших дошкольников, обогащения речевого и личностного общения мы используем игры массажного характера. Эти игры позволяют создать в различных видах деятельности обстановку доверия и взаимопонимания, улучшения эмоционального настроя и расслабления, что в свою очередь, помогает лучшему запоминанию и усвоению родного языка и языка той местности, где проживает ребенок. Помогает пробудить потребность в самовыражении, преодолеть стеснительность и отчужденность в отношениях со сверстниками.

Массажные игры могут быть речевыми или музыкальными: дети проговаривают или пропевают слова небольшого стихотворения, песенного куплета, частушки, прибаутки, используя простые напевы, мелодекламацию, речитатив. Такие игры повышают активность детей в восприятии, переживании и запоминании литературного текста, развивают фантазию ребенка, изменяют его отношение к самому себе и собственным действиям, положительно влияя на физическое развитие детей. А о пользе самого массажа известно всем и каждому! Массажем (самомассажем) нужно заниматься обязательно, ведь это совсем несложно, а польза для детей огромная: они растут более крепкими сильными, выносливыми, с правильно сформированной осанкой, и здоровыми. Мягкие плавные движения успокаивают, быстрые, наоборот, улучшают настроение, повышают тонус, бодрят.

В играх мы используем следующие простые приемы массажа:

Поглаживание – легкие скользящие плавные движения ладонью или тыльной стороной кисти. Так начинаем и заканчиваем массаж, делая его на руках, спине, животе, плечах. Затем растирание короткими круговыми движениями. Руки уже не просто скользят по коже, а плотно нажимами с ней соприкасаются. Растирание по спине обычно делают ладонью или кончиками пальцев. Разминание – короткие движения пальцев руки, с более сильным нажимом. Оно воздействует не только на кожу, но и на мышцы, суставы, сухожилия. Нередко эти приемы сочетаются. Пощипывание – особенно нравится детям, им щекотно и весело. Надавливание – круговые вращения кулачками по телу. Похлопывание – ладошками или ребром кисти рук дети постукивают по туловищу с разной силой и быстротой. Эти несложные движения становятся более эмоциональными, последовательными, динамичными, фиксируются попытки детей отобразить какой-либо процесс, о котором рассказывается параллельно при выполнении игрового массажа.

В своей работе мы стараемся соответствовать решению задач физического развития: нервная система ребенка отзывается как на психоэмоциональные раздражители, так и на физические в виде массажа; социально-коммуникативного развития, которые вызывают интерес детей к игровому массажу.

Массажные игры активизируют процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывают сообразительность и находчивость. Решая задачи познавательно-речевого развития, стараемся подарить детям радость и незабываемые впечатления от игры с массажем. Широкое внедрение данных легко применять и в художественно – эстетическом развитии дошкольников старших и подготовительных групп. Что позволяет детям лучше воспринимать произведения искусства и литературы, посредством музыки, фольклора. Понимать татарские музыкальные произведения, игры с пением других народностей нашей многонациональной Родины, уметь петь и исполнять музыкально-ритмические движения.

Например: татарская народная песня «Әпипә»

Бас, кызым, Әпипә,                                 (легкие похлопывания по спине снизу вверх)

Син басмасан, мин басам.                       (похлопывания по спине сверху вниз)

Синең баскан эзләреңә                           (кулачками круговые движения по спине)

Мин дә китереп басам.                           (постукивание кулачками по спине)

Бас, кызым, Әпипә,               (легкие похлопывания по спине снизу вверх)

Син басмасаң, мин басам.       (похлопывания по спине сверху вниз)

Әпипәнең калачларын           (широкие круговые движения по спине)

Ашап калам ичмасам.             (пощипывание руками,»покусывание»)

В познавательно-речевом развитии массажные игры развивают воображение и фантазию, улучшают память при помощи сенсорики, способствуют быстрому запоминанию наизусть. Активизируют словарный запас, звукопроизношение и грамматический строй речи.

Игра-массаж «Букашка» В.Берестов

«Уйный-уйный усәбез», аудиоприложение к УМКа для детей 5-6 лет..

Дети встают парами врассыпную или друг за другом по кругу. Один из детей встает спиной, а другой выполняет движения по тексту песни, касаясь различных частей тела впереди стоящего или сидящего: рук, плеч, головы, спины.

После этого, дети меняются местами в парах и продолжают игру.)

На меня ползет козявка,                       (щекочущие движения пальцами вверх по руке

Будто я какая травка,                           плеч)

И садится мотылек,                             (поглаживающие движения двумя руками по голове

Будто я какой цветок.                           и плечам)

И кузнечики по майке                 (постукивание по спине пальчиками)

Скачут будто по лужайке  

И шмели ко мне летят,                 (круговые движения по спине)

Будто мед найти хотят                (пощипывание спины пальчиками)

Стихотворение Роберта Миңнуллина «Аю»

Аю килгән Казанга                               («шагаем» кулачками по спинке вверх, к плечам)

Кереп чыккан базарга.                         (кулачками делаем зигзаобразную волну вниз)

Килгән аю бал өчен –                           (кулачки «шагают» по спине вверх)

Сизгән булган бал исен.                       (кулачки вместе «рисуют» круг по всей спине)

Тик юлы уңмаган ди –                         (сверху вниз волна-зигзаг по всей спине)

Акчасы булмаган ди.                             (легкие похлопывания ладонями по спине)

Стихотворение Шәүкәта Галиева «Яз»

Туктап сана,                                         (поглаживания ладонями по спине)

Тамчы тама:                                         (постукивания пальчиками по спине)

Тып, тып, тып.                           (всеми пальцами одновременно по всей спине, «побежали»)

Төшә – төшә,                             (ладонями скользим по спине, как на лыжах, вверх-вниз)

Бозны тишә:                                         (указательным пальцем «буравим» спину)

Тып, тып, тып.                                     (бегающие движения пальцами по всей спине)

Яз бу, ишет,                                   (ладонями делаем зигзообразную волну сверху вниз)

Кага ишек:                                           (кулачками стучим по спине)

Тып, тып, тып.                                     (бегающие движения пальцами по всей спине)

Стихотворение Әхмәта Ерикәй «Көз»

Көз килде. Үләннәр                             (поглаживание по спине снизу вверх)

Саргайды, шинде.                               (ладонями скользим волной-зигзагом вниз по спине, плечам)

Сап-сары яфраклар                             (похлопывания ладонями по всей спине)

Җиргә сибелде.                                   (зигзагообразной волной сверху вниз по спине)

В процессе работы с детьми мы отметили, основной эффект массажных игр или упражнений проявляется в снятии психоэмоционального напряжения, включении механизмов релаксации и разгрузки, улучшении позитивного настроения. У детей вырабатывается понимание и видение явлений, предметов и образов, как на русском, так и на татарском языке, улучшается запоминание новых слов, выражений, стихотворений, песен. Развивается способность к принятию собственных решений, реализации творческой активности, возрастает интерес к изучению татарского языка. Игры-массажи позволяют одновременно решать задачи речевого, интеллектуального и оздоровительного характера, и укрепляют взаимоконтакт взрослого и ребенка.

Таким образом, игровой массаж представляет собой основу положительного эмоционального и физического развития старших дошкольников. Игры формируют гармонически развитую активную личность, воспитывают инициативу, самостоятельность, развивают воображение, память, фантазию, и желание творить. В массажных играх также формируются моральные качества: ответственность, чувства товарищества и дружбы, согласование действий. Поэтому оздоровительный эффект игрового массажа положительно влияет на развитие детей и помогает им расти веселыми, жизнерадостными и здоровыми. Дети должны радоваться своим успехам! А мы, воспитатели, обязаны всячески помогать нашим дошколятам, создавать на занятиях обстановку взаимопонимания и доверия, эмоционального благополучия, ощущение защищенности, тем самым, обеспечить взаимосвязь всех составляющих здоровья – физического, психического и социального для воспитания всесторонне развитой личности, патриота малой и большой Родины XXI века.

 

Литература:

  1. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: Скрипторий, 2008. 136 с.
  2. Борисенко М.Н., Лукина Н.А. Массаж и развивающие игры. М.: Литера, 2012. 64 с.
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999, 224 с.
  4. Закирова К.В. На поляне детства. Хрестоматия для воспитателей детских садов и родителей (на татарском языке). Казань: Татмедиа, 2011 559 с.
  5. Мещерякова В.Н., Абитова Г.А. Татарский язык – язык Родины. Казань: Новое Знание, 1999. 68 с.
  6. Шаехова Р.К., Закирова К.В. Иҗат баскычлары. Казань: Министерство образования РТ. РИЦ «Школа», 2001. 65 с.
  7. Шаехова, Р.К. Раз – словечко, два – словечко… занимательное обучение татарскому языку. – Казань: Хэтер, 2011. 96 с.
  8. Халикова, Р.Ш. Зеркало народной души. Хрестоматия по татарской литературе для педагогических училищ (на татарском языке) – Казань: издательство «Магариф», 1993. 225 с.