Первушина Жанна Вячеславовна
Учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад № 9 г. Льгова", г. Льгов, Курская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Первушина Ж.В. Речевые олимпийские игры: спортивно-логопедическое развлечение для детей подготовительной группы // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 21.11.2024).
Заказ № 2097246
Образовательные области: познавательная, речевая, физическая.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Цель: Закрепление знаний детей.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Воспитательные:
Предварительная работа: выбор капитанов команд; беседа об олимпийских играх; повторение названий спортивного инвентаря; закрепление зимних и летних видов спорта.
Оборудование: две напольные пирамиды; два мяча; две скакалки; картинки ; цветные обручи: красный, зелёный, синий; буквы для составления слов «старт» и «финиш»; магнитные доски.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Логопед: Скажите, пожалуйста, как называются люди, которые занимаются спортом – спортсмены. Вы хотите стать спортсменами? А что нужно делать, чтобы стать спортсменом?
Чтобы спортсмены соревновались и смогли узнать, кто самый быстрый, сильный, выносливый, ловкий; ещё это праздник для всех болельщиков и спортсменов – Олимпиада. Вот и мы решили провести сегодня «Речевые олимпийские игры».
Логопед: Во имя грядущих побед,
Во славу российского спорта,
Да здравствует речевая олимпиада,
Ведущая к новым рекордам!
Что такое Олимпиада?
Это честный спортивный бой!
В ней участвовать − это награда!
Победить же может любой!!!
Логопед: Внимание! Мы приветствуем участников, гостей и судей наших соревнований!
Ну, команды смелые,
Дружные, умелые, красиво говорящие,
На площадку выходите,
Силу, ловкость покажите!
Звучит торжественная музыка (входят команды)
- Приветствуем команду – «Знайки»
- Приветствуем команду – «Почемучки»
Команды выстраиваются на линии старта.
Логопед: Считать Речевые Олимпийские игры открытыми!
(Звучат фанфары)
Логопед: Открылась наша речевая олимпиада,
Себя проверить в стартах надо.
Умеем говорить мы хорошо
И в цель бросать мячи легко?
Ход соревнований:
Логопед: Все собрались? (да)
Все здоровы? (да)
Бегать и играть, готовы? (да)
Ну, тогда подтянись!
Не зевай! Не ленись!
На разминку становись
Разминка: «Артикуляционная гимнастика в движении»
Провели разминку ловко – начинаем тренировку!
Конкурс «Кто больше?»
Тема «Спортивный инвентарь».
Команды по очереди называют предметы спортивного инвентаря. За каждый правильный ответ команда получает кольцо на пирамидку. Побеждает тот, чья пирамидка выше.
Логопед: Всех наших игр с мячом не счесть:
Так много их на свете есть.
Ведь можно мяч бросать, катать,
Его рукою ударять.
В корзину мяч
И в воду брось,
Повсюду дело нам нашлось!
Конкурс «Говорливый мяч» (передаём мяч с конца команды и первый бросает мяч в цель)
Дети команд выстраиваются цепочкой и передают мяч по цепочке на каждое слово скороговорки: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Последний игрок бросает мяч в цель. Побеждает та команда, которая правильно и чётко произнесёт скороговорку и попадёт в цель.
Десять совят на сосне сидят.
Летом грозы, а зимой морозы.
Конкурс «Конец слова за тобой»
Логопед: Каждому участнику команды ведущий бросает мяч и произносит слог – СА…, дети должны продолжить и составить слово. (Например: сало, салазки, сани, санки и т.д.) - СО…Ведущий бросает мяч по очереди каждой команде. Дети стоят в колонне по одному, первый ребенок ловит называет слово и становится в конец колонны.
Логопед: Вы ребята смелые?
Ловкие, умелые?
Это надо доказать,
Выходите поиграть!
Конкурс «Цветные обручи»
Логопед: Мы знаем, что звуки бывают гласные и согласные, а согласные бывают твердыми и мягкими. На полу три обруча: красный – гласные звуки, синий – твердые согласные, зеленый – мягкие согласные. Пока звучит музыка, дети ходят по залу и выполняют спортивные движения.
Карточки даются всем детям команды, под музыку бегают, когда музыка останавливается, собираются в кругу обруча, если слово начинается с твердого согласного – вокруг синего обруча, если слово начинается с мягкого согласного – вокруг зеленого обруча, если слово начинается с гласного звука собираются - вокруг красного обруча.
Жюри подводят предварительные итоги.
Общая игра «Подскажи подходящее слово»
Логопед: В реке большая драка,
Поссорились два р…(рака).
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной.
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует р…(радуга).
Мы по узенькой дощечке
Побежим купаться к р…(речке).
Лесники её котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»
Потому что это р…(рысь).
Наша старшая сестра
Вяжет с самого у… (утра).
Слон шагает по дороге.
Вот так хобот! Вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост.
У слона огромный р…(рост).
Среди жирных голубей
Прыгал тощий в…(воробей).
Я сегодня утром рано
Умывался из-под к…(крана).
Только жив ли петушок,
Золотой наш г…(гребешок).
Жюри объявляет итоги промежуточного конкурса.
Логопед: Этот конкурс капитанов, и атаманов.
Наступил их звёздный час,
Так поддержим их сейчас!
Конкурс капитанов «Весёлая скакалка»
Капитаны команд.
Логопед произносит слово, ребёнок должен перепрыгнуть через скакалку столько раз, сколько слогов в слове.
Жюри отмечает правильность выполняемых действий (точно ли соответствует количество прыжков количеству слогов в каждом названном слове).
Слова – 1 команде мяч, лыжи, ракетка. |
Слова – 2 команде гол, коньки, скакалка. |
Логопед: Чтоб час веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья, мы приглашаем вас,
На эстафету поскорее.
Конкурс «Свою букву найди»
Дети получают карточки, в названии которых первый звук гласный, бегают по залу и когда музыка заканчивается, подбегают к стойке с буквой, с которой начинается их слово. (А, О, У, И)
1 команда - аквариум, обруч, улитка, укроп, индюк, орден
2 команда - арбуз, облако, утка, утюг, индеец, ирис
Конкурс « Снегоболы твердый –мягкий»
Перед командами лежат по 1 обручу, в них 5 синих и 5 зеленых маленьких мячиков, команды построены в колонну по одному, каждой команде логопед по очереди показывает картинку, ребенок выделяет первый звук, определяет твердый или мягкий, бежит к обручу и берет из него снегоболом нужный шарик и кладет в корзинку. Побеждает команда, которая правильно определит все звуки в словах.
Эстафета «Сложи слово»
Принимают участие 5 детей от каждой команды. Дети преодолевают препятствия (перепрыгнув через препятствие), подбегают к мольберту и прикрепляют букву и возвращаются к команде. Когда прикреплена последняя буква, все бегут к мольберту и составляют из букв слова «старт», «финиш».
Конкурс «Найди свою пару»
Детям даны карточки-половинки, под музыку они бегают по залу, когда музыка заканчивается нужно найти половинки картинок, соединиться и прочитать слово.
Логопед: Думаю, что командам надо немного отдохнуть. А мы пока жюри подводит итоги, мы поиграем с вами в игру «ОН-ОНА».
Посмотрим, какие вы знатоки слов.
У меня для вас игра
Под названьем «Он-она»
Попрошу вас не зевать,
Слово в стих мой добавлять.
Он слон - она …(слониха)
Он лось - она…(лосиха)
Он кот – она…
Нет, конечно! Это кошка!
Ну, ошиблись вы немножко.
Что ж, сыграем ещё раз,
Обыграть хочу я вас.
Он морж - она …
Он заяц - она …
Он ёж – она …
Он бык - она …
Да, да, да! Она - корова.
С. Цуканова, Л. Бетц.
Жюри подводит итоги.
Логопед: Соревновались все на славу,
Победители по праву
Похвал достойны и награды,
И мы призы вручить всем рады.
Благодарим всех за участье.
Награждение команд медалями и грамотами.
Логопед: В мире нет рецепта лучше:
Будь речью красивой озвучен,
Будь со спортом неразлучен.
Проживёшь ты до 100 лет!
Вот тебе и весь секрет!
Праздник нам заканчивать пора –
Крикнем празднику – Ура‼!