Речевые олимпийские игры: спортивно-логопедическое развлечение для детей подготовительной группы

Первушина Жанна Вячеславовна

Учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад № 9 г. Льгова", г. Льгов, Курская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Первушина Ж.В. Речевые олимпийские игры: спортивно-логопедическое развлечение для детей подготовительной группы // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 21.11.2024).

Заказ № 2097246


 

Образовательные области: познавательная, речевая, физическая.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Цель: Закрепление знаний детей.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • активизировать словарь по теме «Спорт»;
  • упражнять в определении количества слогов в слове;
  • упражнять в составлении слов из букв;
  • упражнять в составлении слов из слогов в начале слова;
  • закреплять полученные на физкультурных занятиях знания и умения.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать внимание, мышление, воображение, мелкую и общую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в команде;
  • прививать любовь к спорту и физкультуре, интерес к спортивным соревнованиям;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества.

Предварительная работа: выбор капитанов команд; беседа об олимпийских играх; повторение названий спортивного инвентаря; закрепление зимних и летних видов спорта.

Оборудование: две напольные пирамиды; два мяча; две скакалки; картинки ; цветные обручи: красный, зелёный, синий; буквы для составления слов «старт» и «финиш»; магнитные доски.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Логопед: Скажите, пожалуйста, как называются люди, которые занимаются спортом – спортсмены. Вы хотите стать спортсменами? А что нужно делать, чтобы стать спортсменом?

Чтобы спортсмены соревновались и смогли узнать, кто самый быстрый, сильный, выносливый, ловкий; ещё это праздник для всех болельщиков и спортсменов – Олимпиада. Вот и мы решили провести сегодня «Речевые олимпийские игры».

Логопед: Во имя грядущих побед,

Во славу российского спорта,

Да здравствует речевая олимпиада,

Ведущая к новым рекордам!

Что такое Олимпиада?

Это честный спортивный бой!

В ней участвовать − это награда!

Победить же может любой!!!

Логопед: Внимание! Мы приветствуем участников, гостей и судей наших соревнований!

Ну, команды смелые,

Дружные, умелые, красиво говорящие,

На площадку выходите,

Силу, ловкость покажите!        

Звучит торжественная музыка (входят команды)

- Приветствуем команду – «Знайки»

- Приветствуем команду – «Почемучки»

Команды выстраиваются на линии старта.

Логопед: Считать Речевые Олимпийские игры открытыми!

(Звучат фанфары)

Логопед: Открылась наша речевая олимпиада,

Себя проверить в стартах надо.

Умеем говорить мы хорошо

И в цель бросать мячи легко?

Ход соревнований:

Логопед: Все собрались? (да)

Все здоровы? (да)

Бегать и играть, готовы? (да)

Ну, тогда подтянись!

Не зевай! Не ленись!

На разминку становись

Разминка: «Артикуляционная гимнастика в движении»

Провели разминку ловко – начинаем тренировку!

Конкурс «Кто больше?»

Тема «Спортивный инвентарь».

Команды по очереди называют предметы спортивного инвентаря. За каждый правильный ответ команда получает кольцо на пирамидку. Побеждает тот, чья пирамидка выше.

Логопед: Всех наших игр с мячом не счесть:

Так много их на свете есть.

Ведь можно мяч бросать, катать,

Его рукою ударять.

В корзину мяч

И в воду брось,

Повсюду дело нам нашлось!

Конкурс «Говорливый мяч» (передаём мяч с конца команды и первый бросает мяч в цель)

Дети команд выстраиваются цепочкой и передают мяч по цепочке на каждое слово скороговорки: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Последний игрок бросает мяч в цель. Побеждает та команда, которая правильно и чётко произнесёт скороговорку и попадёт в цель.

Десять совят на сосне сидят.

Летом грозы, а зимой морозы.

Конкурс «Конец слова за тобой»

Логопед: Каждому участнику команды ведущий бросает мяч и произносит слог – СА…, дети должны продолжить и составить слово. (Например: сало, салазки, сани, санки и т.д.) - СО…Ведущий бросает мяч по очереди каждой команде. Дети стоят в колонне по одному, первый ребенок ловит называет слово и становится в конец колонны.

Логопед: Вы ребята смелые?

Ловкие, умелые?

Это надо доказать,

Выходите поиграть!

Конкурс «Цветные обручи»

Логопед: Мы знаем, что звуки бывают гласные и согласные, а согласные бывают твердыми и мягкими. На полу три обруча: красный – гласные звуки, синий – твердые согласные, зеленый – мягкие согласные. Пока звучит музыка, дети ходят по залу и выполняют спортивные движения.

Карточки даются всем детям команды, под музыку бегают, когда музыка останавливается, собираются в кругу обруча, если слово начинается с твердого согласного – вокруг синего обруча, если слово начинается с мягкого согласного – вокруг зеленого обруча, если слово начинается с гласного звука собираются - вокруг красного обруча.

Жюри подводят предварительные итоги.

Общая игра «Подскажи подходящее слово»

Логопед: В реке большая драка,

Поссорились два р…(рака).

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной.

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует р…(радуга).

Мы по узенькой дощечке

Побежим купаться к р…(речке).

Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»

Потому что это р…(рысь).

Наша старшая сестра

Вяжет с самого у… (утра).

Слон шагает по дороге.

Вот так хобот! Вот так ноги!

Под слоном прогнулся мост.

У слона огромный р…(рост).

Среди жирных голубей

Прыгал тощий в…(воробей).

Я сегодня утром рано

Умывался из-под к…(крана).

Только жив ли петушок,

Золотой наш г…(гребешок).

Жюри объявляет итоги промежуточного конкурса.

Логопед: Этот конкурс капитанов, и атаманов.

Наступил их звёздный час,

Так поддержим их сейчас!

Конкурс капитанов «Весёлая скакалка»

Капитаны команд.

Логопед произносит слово, ребёнок должен перепрыгнуть через скакалку столько раз, сколько слогов в слове.

Жюри отмечает правильность выполняемых действий (точно ли соответствует количество прыжков количеству слогов в каждом названном слове).

 

Слова – 1 команде

мяч, лыжи, ракетка.

Слова – 2 команде

гол, коньки, скакалка.

 

Логопед: Чтоб час веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, мы приглашаем вас,

На эстафету поскорее.

Конкурс «Свою букву найди»

Дети получают карточки, в названии которых первый звук гласный, бегают по залу и когда музыка заканчивается, подбегают к стойке с буквой, с которой начинается их слово. (А, О, У, И)

1 команда - аквариум, обруч, улитка, укроп, индюк, орден

2 команда - арбуз, облако, утка, утюг, индеец, ирис

Конкурс « Снегоболы твердый –мягкий»

Перед командами лежат по 1 обручу, в них 5 синих и 5 зеленых маленьких мячиков, команды построены в колонну по одному, каждой команде логопед по очереди показывает картинку, ребенок выделяет первый звук, определяет твердый или мягкий, бежит к обручу и берет из него снегоболом нужный шарик и кладет в корзинку. Побеждает команда, которая правильно определит все звуки в словах.

Эстафета «Сложи слово»

Принимают участие 5 детей от каждой команды. Дети преодолевают препятствия (перепрыгнув через препятствие), подбегают к мольберту и прикрепляют букву и возвращаются к команде. Когда прикреплена последняя буква, все бегут к мольберту и составляют из букв слова «старт», «финиш».

Конкурс «Найди свою пару»

Детям даны карточки-половинки, под музыку они бегают по залу, когда музыка заканчивается нужно найти половинки картинок, соединиться и прочитать слово.

Логопед: Думаю, что командам надо немного отдохнуть. А мы пока жюри подводит итоги, мы поиграем с вами в игру «ОН-ОНА».

Посмотрим, какие вы знатоки слов.

У меня для вас игра

Под названьем «Он-она»

Попрошу вас не зевать,

Слово в стих мой добавлять.

Он слон - она …(слониха)

Он лось - она…(лосиха)

Он кот – она…

Нет, конечно! Это кошка!

Ну, ошиблись вы немножко.

Что ж, сыграем ещё раз,

Обыграть хочу я вас.

Он морж - она …

Он заяц - она …

Он ёж – она …

Он бык - она …

Да, да, да! Она - корова.

С. Цуканова, Л. Бетц.

Жюри подводит итоги.

Логопед: Соревновались все на славу,

Победители по праву

Похвал достойны и награды,

И мы призы вручить всем рады.

Благодарим всех за участье.

Награждение команд медалями и грамотами.

Логопед: В мире нет рецепта лучше:

Будь речью красивой озвучен,

Будь со спортом неразлучен.

Проживёшь ты до 100 лет!

Вот тебе и весь секрет!

Праздник нам заканчивать пора –

Крикнем празднику – Ура‼!