Костыгина Любовь Евгеньевна
Учитель-логопед, МАДОУ д\с № 60, г. Тюмень, Тюменская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Костыгина Л.Е. Художественная литература как средство коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 21.11.2024).
Заказ № 2089450
К числу важнейших задач в логопедической работе с дошкольниками, имеющими ОНР, относится коррекция связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Связность наиболее интересно может развиваться у детей в ходе их знакомства с произведениями художественной литературы. Наличие в детской художественной литературе простоты, образности, яркости, воспроизведения одних и тех же речевых образов и форм – важный фактор для использования её коррекции связной речи у детей с ОНР.
В процессе работы над связной речью посредством художественной литературы активно применяются наглядные методы, направленные на обогащение языка и обеспечивающие связь двух сигнальных систем.
Использование наглядных методов основано на применении изобразительной наглядности: рассматривание картин, фотографий, описание и рассказывание по игрушкам и картинам. Использование наглядности позволяет закрепить знания, совершенствовать умение связной речи. Например, на занятиях по обучению пересказу используются иллюстративные панно и опорные картинки. В частности, на занятии запоминания стихотворения А. Плещеева «Осенью» для активизации эмоционального восприятия и запоминания содержания произведения можно использовать изображения осенней погоды, которые в дальнейшем можно заменять условными схемами, помогающими детям учиться составлять план пересказа. Так же можно учить детей с ОНР самостоятельно составлять простые рисунки-схемы.
Словесные методы также активно используются в процессе логопедической работы по коррекции связной речи посредством художественной литературы. Здесь уместны и рассказывание художественных произведений, пересказ, речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопросы.
Речевой образец – «правильная, чётко и заранее продуманная речевая деятельность педагога, оформленное речевое сообщение, используемое для подражания детьми» [2, с. 31]. Образец должен быть легко доступным для восприятия детей по содержанию и форме, должен произноситься чётко, громко и предъявляться до начала речевой деятельности детей. В старшем дошкольном возрасте образец можно использовать после речи детей, с целью сравнения и коррекции. Чтобы привлечь внимание детей к образцу, следует сопровождать его другими словесными методами и приемами, а именно: пояснениями, указаниями.
Использование образца при коррекции связной речи возможно при обучении детей пересказу художественного произведения. Пересказ помогает совершенствовать связную речь, развивает внимание и мышления дошкольника [2, с. 32].
При пересказе художественных произведений детям могут помочь наводящие вопросы. Сначала дошкольникам предлагается прослушать рассказ. После прочтения можно предложить выбрать и разложить в необходимой последовательности картинки, соответствующие ходу изложения содержания того или иного художественного произведения. Детям можно задавать наводящие вопросы, с помощью которых они вспоминают, что было в рассказе сначала и чем всё закончилось.
Следующий приём – повторное проговаривание – предполагает преднамеренное, многократное повторение конкретного речевого элемента с целью его запоминания [2, с. 33]. Можно использовать различные варианты повторения: за педагогом, за детьми, хоровое повторение.
Повторное проговаривание можно использовать при разучивании художественных произведений. При выборе материала можно обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, отличающиеся краткостью стиха, четким ритмом, яркими средствами выразительности.
Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия, активно применяется для объяснения детям значений слов, объяснения смысла художественного произведения [2, с. 37].
После чтения художественного произведения важно произвести его детальный анализ, чтобы дети осознали его идейное содержание и языковые преимущества. Правильный и грамотный анализ литературного произведения и объяснение поступков героев делает художественную речь достоянием ребёнка, стимулируя, в последующем, его осознанное, самостоятельное рассказывание.
При анализе произведений художественной литературы важно детей научить понимать как их идейное содержание, так и художественные достоинства, чтобы надолго запомнились разнообразные яркие поэтические образы.
Систематическая работа над пониманием смысла произведений художественной литературы совершенствует связную речь детей, учит оценивать героев, их поступки и действия [3, с. 108].
Оценка детской речи – следующий приём коррекции связной речи у дошкольников с ОНР, позволяющий дать обоснованное суждение о речевом сообщении дошкольника, характеризующий качество и результат реализации речевой деятельности.
При оценивании пересказа художественного произведения педагогу следует помнить, что оценка должна носить не констатирующий, а обучающий характер. Оценка должна научить всех детей ориентироваться на неё в своих высказываниях, повышать речевую активность ребёнка, интерес к речевой деятельности, организовывать его поведение [2, с. 48].
Вопрос – еще один словесный приём, предполагающий словесное обращение, требующее ответа. Вопросы могут быть констатирующими или репродуктивными (Кто? Что? Какой? Где? Куда?), и поисковыми, требующими установления логических связей между фактами и явлениями (почему? Зачем?).
Педагогу важно владеть методически правильной постановкой вопросов, которые должны быть четкими, грамотно оформленными, понятные детям, точно выражать главную мысль произведения [2, с. 49].
В процессе ознакомления с художественной литературой важно правильно определять логическое ударение в вопросе, концентрировать внимание детей на нужное слово, несущее ключевую смысловую нагрузку [2, с. 50].
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР при коррекции связной речи следует использовать вопросы-указания, поясняющие, в каком порядке излагать события. Например, при пересказе народной сказки «Заяц-хваста» можно использовать следующие вопросы:
Сочинение также может использоваться в процессе коррекции связной речи у дошкольников с ОНР посредством художественной литературы. В ходе работы по художественным произведениям дети создают различные виды творческих рассказов, самостоятельно сочиняют сказки.
Использование словесных методов предполагает подключение наглядных приёмов: показ предметов, картин, рассматривание иллюстраций с целью активации эмоционального восприятия и лучшего понимания содержания и художественных средств выразительности произведения.
В логопедической работе по коррекции связной речи у детей с ОНР следует применять и практические методы. К ним можно отнести использование различных дидактических игр, игр-драматизаций, дидактических упражнений, пластических этюдов и прочее [1, с.25].
Практические приёмы могут быть словесными и наглядными. Возбуждая у ребёнка интерес к деятельности, они способствуют обогащению мотивов речи, созданию положительного эмоционального фона в процессе коррекции связной речи средствами художественной литературы [4, с. 35]. Например, можно применить игровую ситуацию: пригласить дошкольников в путешествие по сказкам. Детей можно рассадить на ковёр, представить, что это ковёр-самолёт, и, произнеся волшебные слова, отправиться в страну сказок, где ребята обнаружат сундучок с вопросами по сказке. Отвечая на вопросы, дети вспоминают сюжет, запомнившийся сказки. В итоге детьми самостоятельно создаётся настоящая рукописная сюжетная книжка.
В реальном коррекционном процессе все методы и приёмы коррекции связной речи используются комплексно. Так могут быть использованы разнообразные вопросы, средства наглядности, игрушки, картины, игровые приёмы, вопросы, указания и прочее.
Таким образом, одним из эффективных средств коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР является использование художественной литературы. Для этого в коррекционном процессе используются различные методы и приёмы:
Педагог с целью коррекции связной речи должен уметь эффективно пользоваться различными приёмами в зависимости от конкретных задач занятия, уровня развития детей, их индивидуальных особенностей.
Литература: