Художественная литература как средство коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Костыгина Любовь Евгеньевна

Учитель-логопед, МАДОУ д\с № 60, г. Тюмень, Тюменская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Костыгина Л.Е. Художественная литература как средство коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 21.11.2024).

Заказ № 2089450


 

К числу важнейших задач в логопедической работе с дошкольниками, имеющими ОНР, относится коррекция связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Связность наиболее интересно может развиваться у детей в ходе их знакомства с произведениями художественной литературы. Наличие в детской художественной литературе простоты, образности, яркости, воспроизведения одних и тех же речевых образов и форм – важный фактор для использования её коррекции связной речи у детей с ОНР.

В процессе работы над связной речью посредством художественной литературы активно применяются наглядные методы, направленные на обогащение языка и обеспечивающие связь двух сигнальных систем.

Использование наглядных методов основано на применении изобразительной наглядности: рассматривание картин, фотографий, описание и рассказывание по игрушкам и картинам. Использование наглядности позволяет закрепить знания, совершенствовать умение связной речи. Например, на занятиях по обучению пересказу используются иллюстративные панно и опорные картинки. В частности, на занятии запоминания стихотворения А. Плещеева «Осенью» для активизации эмоционального восприятия и запоминания содержания произведения можно использовать изображения осенней погоды, которые в дальнейшем можно заменять условными схемами, помогающими детям учиться составлять план пересказа. Так же можно учить детей с ОНР самостоятельно составлять простые рисунки-схемы.

Словесные методы также активно используются в процессе логопедической работы по коррекции связной речи посредством художественной литературы. Здесь уместны и рассказывание художественных произведений, пересказ, речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопросы.

Речевой образец – «правильная, чётко и заранее продуманная речевая деятельность педагога, оформленное речевое сообщение, используемое для подражания детьми» [2, с. 31]. Образец должен быть легко доступным для восприятия детей по содержанию и форме, должен произноситься чётко, громко и предъявляться до начала речевой деятельности детей. В старшем дошкольном возрасте образец можно использовать после речи детей, с целью сравнения и коррекции. Чтобы привлечь внимание детей к образцу, следует сопровождать его другими словесными методами и приемами, а именно: пояснениями, указаниями.

Использование образца при коррекции связной речи возможно при обучении детей пересказу художественного произведения. Пересказ помогает совершенствовать связную речь, развивает внимание и мышления дошкольника [2, с. 32].

При пересказе художественных произведений детям могут помочь наводящие вопросы. Сначала дошкольникам предлагается прослушать рассказ. После прочтения можно предложить выбрать и разложить в необходимой последовательности картинки, соответствующие ходу изложения содержания того или иного художественного произведения. Детям можно задавать наводящие вопросы, с помощью которых они вспоминают, что было в рассказе сначала и чем всё закончилось.

Следующий приём – повторное проговаривание – предполагает преднамеренное, многократное повторение конкретного речевого элемента с целью его запоминания [2, с. 33]. Можно использовать различные варианты повторения: за педагогом, за детьми, хоровое повторение.

Повторное проговаривание можно использовать при разучивании художественных произведений. При выборе материала можно обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, отличающиеся краткостью стиха, четким ритмом, яркими средствами выразительности.

Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия, активно применяется для объяснения детям значений слов, объяснения смысла художественного произведения [2, с. 37].

После чтения художественного произведения важно произвести его детальный анализ, чтобы дети осознали его идейное содержание и языковые преимущества. Правильный и грамотный анализ литературного произведения и объяснение поступков героев делает художественную речь достоянием ребёнка, стимулируя, в последующем, его осознанное, самостоятельное рассказывание.

При анализе произведений художественной литературы важно детей научить понимать как их идейное содержание, так и художественные достоинства, чтобы надолго запомнились разнообразные яркие поэтические образы.

Систематическая работа над пониманием смысла произведений художественной литературы совершенствует связную речь детей, учит оценивать героев, их поступки и действия [3, с. 108].

Оценка детской речи – следующий приём коррекции связной речи у дошкольников с ОНР, позволяющий дать обоснованное суждение о речевом сообщении дошкольника, характеризующий качество и результат реализации речевой деятельности.

При оценивании пересказа художественного произведения педагогу следует помнить, что оценка должна носить не констатирующий, а обучающий характер. Оценка должна научить всех детей ориентироваться на неё в своих высказываниях, повышать речевую активность ребёнка, интерес к речевой деятельности, организовывать его поведение [2, с. 48].

Вопрос – еще один словесный приём, предполагающий словесное обращение, требующее ответа. Вопросы могут быть констатирующими или репродуктивными (Кто? Что? Какой? Где? Куда?), и поисковыми, требующими установления логических связей между фактами и явлениями (почему? Зачем?).

Педагогу важно владеть методически правильной постановкой вопросов, которые должны быть четкими, грамотно оформленными, понятные детям, точно выражать главную мысль произведения [2, с. 49].

В процессе ознакомления с художественной литературой важно правильно определять логическое ударение в вопросе, концентрировать внимание детей на нужное слово, несущее ключевую смысловую нагрузку [2, с. 50].

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР при коррекции связной речи следует использовать вопросы-указания, поясняющие, в каком порядке излагать события. Например, при пересказе народной сказки «Заяц-хваста» можно использовать следующие вопросы:

  • Где жил заяц, почему зимой ему было плохо?
  • Как заяц встретился с другими зайцами и почему стал хвастаться?
  • Как ворона узнала про хвасту и почему пошла его разыскивать?
  • Как заяц выручил ворону из беды?
  • Далее после пересказа сказки, можно использовать вопросы поискового характера:
  • Как ты думаешь, почему ворона рассказала, что заяц не хваста, а храбрец?
  • Как бы ты назвал зайца в этой ситуации?

Сочинение также может использоваться в процессе коррекции связной речи у дошкольников с ОНР посредством художественной литературы. В ходе работы по художественным произведениям дети создают различные виды творческих рассказов, самостоятельно сочиняют сказки.

Использование словесных методов предполагает подключение наглядных приёмов: показ предметов, картин, рассматривание иллюстраций с целью активации эмоционального восприятия и лучшего понимания содержания и художественных средств выразительности произведения.

В логопедической работе по коррекции связной речи у детей с ОНР следует применять и практические методы. К ним можно отнести использование различных дидактических игр, игр-драматизаций, дидактических упражнений, пластических этюдов и прочее [1, с.25].

Практические приёмы могут быть словесными и наглядными. Возбуждая у ребёнка интерес к деятельности, они способствуют обогащению мотивов речи, созданию положительного эмоционального фона в процессе коррекции связной речи средствами художественной литературы [4, с. 35]. Например, можно применить игровую ситуацию: пригласить дошкольников в путешествие по сказкам. Детей можно рассадить на ковёр, представить, что это ковёр-самолёт, и, произнеся волшебные слова, отправиться в страну сказок, где ребята обнаружат сундучок с вопросами по сказке. Отвечая на вопросы, дети вспоминают сюжет, запомнившийся сказки. В итоге детьми самостоятельно создаётся настоящая рукописная сюжетная книжка.

В реальном коррекционном процессе все методы и приёмы коррекции связной речи используются комплексно. Так могут быть использованы разнообразные вопросы, средства наглядности, игрушки, картины, игровые приёмы, вопросы, указания и прочее.

Таким образом, одним из эффективных средств коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР является использование художественной литературы. Для этого в коррекционном процессе используются различные методы и приёмы:

  • наглядные (рассматривание картин, игрушек, рассказывание об игрушках и по картинам);
  • словесные (чтение художественных произведений, пересказ, речевой образец, объяснение, указание, напоминание, повторное проговаривание, вопросы);
  • практические методы (дидактические игры, игры-драматизации, упражнения, пластические этюды) и др.

Педагог с целью коррекции связной речи должен уметь эффективно пользоваться различными приёмами в зависимости от конкретных задач занятия, уровня развития детей, их индивидуальных особенностей.

 

 

Литература:

  1. Андрюшина И.И. Научно-методические основы речевого развития детей и использование художественного слова в детском саду: автореф. дис. канд. пед. Наук. М., 2003.
  2. Арсеньева М.В. Коррекция нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской художественной литературы: дис. канд. пед. наук. СПб., 2014.
  3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. М.: Гном и Д, 2007.
  4. Гуськова А.А. Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок // Логопед. 2008. № 4. С. 33-39.