Парамонова Галина Геннадьевна
Смолева Дарья Михайловна
Воспитатель, ГБОУ Школа № 2103, г. Москва
Воспитатель, ГБОУ Школа № 2103, г. Москва
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Парамонова Г.Г., Смолева Д.М. Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет с «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Наступила осень!» // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 03.12.2024).
Заказ № 2089327
Цель: учить детей рассказывать (личный опыт).
Задачи:
Предварительная работа:
Наблюдение ранней осени в парке, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени.
Оборудование:
Ход занятия
Ребята я вам сейчас загадаю загадки, а вы мне, скажите о каком времени года они
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...( осень)
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто... (листопад)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный... (дождь)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду... (лужи)
Сотни птиц, собравшись в стаи,
Днем осенним улетают.
А летят они туда,
Где тепло всегда-всегда.
Птички, вы куда спешите?
Нашим детям расскажите!... ( на юг)
-Ребятки, о каком времени года загадки? (Об осени).
- А давайте назовем осенние месяца? (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, а чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным, обозначим план рассказа.
Сначала расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.
Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.
Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.
Трава пожелтела, птицы стали улетать.
- А кто еще знает признаки наступления осени?
Осенью часто идут дожди.
Листья желтеют.
Бывают первые заморозки.
Вот послушайте какие стихотворения есть про осень.
Сентябрь
Полетели в небе птицы.
Что им дома не сидится?
Просит их сентябрь: «На юге
Спрячьтесь вы от зимней вьюги».
Октябрь
Нам октябрь принёс подарки:
Расписал сады и парки,
Стали листья словно в сказке.
Где же взял он столько краски?
Ноябрь
В ноябре лесные звери
Закрывают в норках двери.
Бурый мишка до весны
Будет спать и видеть сны.
Логоритмическое упражнение “Ветер и листья”
Ветер по лесу летал, ветер листики считал
(бегут по кругу на носочках и взмахивают руками).
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной, вот с березки золотой
(встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на каждую строку).
И последний лист с осинки ветер бросил на тропинку
(опускают руки, приседают).
Ветер по лесу кружил, ветер с листьями дружил
(бегут по кругу на носочках и взмахивают руками).
Вот дубовый, вот кленовый.
Вот рябиновый резной, вот с березки золотой.
(встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на каждую строку).
И последний лист с осинки ветер кружит над тропинкой
(кружатся на носочках на месте).
К ночи ветер-ветерок рядом с листьями прилег
(приседают, опустив руки).
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной, вот с березки золотой
(сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на каждую строку).
И последний лист с осинки тихо дремлет на тропинке
(ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза).
А теперь внимательно посмотрите на картинки. (На доске картинки с приметами осени). Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения. (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)
Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.
Вот такая она – ранняя осень!
Дыхательная гимнастика «Листопад»
Раздать детям осенние листья и объяснить, что такое листопад. Предложить детям подуть на листья так, чтобы они полетели. Получился листопад. Повторить несколько раз.
- Скажите, ребята, о каком времени года мы говорили?
Мы говорили об осени.
А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.
Игра «Да или нет?»
Осенью растут грибы? Да
Тучки солнце закрывают? Да
Холодный ветер прилетает? Да
Ну а птицы гнезда вьют? Нет
Урожай все собирают? Да
Птичьи стаи улетают? Да
Часто-часто льют дожди? Да
Достаем ли сапоги? Да
Солнце светит очень жарко? Нет
Можно детям загорать? Нет
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать? Да
Молодцы, ребятки, вы очень внимательные, правильно отвечали на вопросы, составляли рассказ по картинкам, и знаете все признаки осени.