Радаева Евгения Михайловна
Воспитатель, МБДОУ № 40, г. Миасс, Челябинская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Радаева Е.М. Конспект занятия учителя-дефектолога "Зимующие птицы" // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 23.11.2024).
Заказ № 2072767
Цель: расширить знания детей о зимующих птицах путем мотивации в виде прогулки по городу с использованием здоровьесберегающих технологий.
Возраст, группа, особенности: средняя группа, дети с ОНР
Время: 10.50
Материал: корзина с масками птиц, большой массажный мяч, маленькие массажные мячи, массажеры Су-Джок, флажки двух цветов по числу детей, предметные картинки с изображениями зимующих птиц, картинки для выполнения артикуляционной гимнастики.
Содержание:
I. Вводная часть. Игровая мотивация.
Дети входят в группу под тихую спокойную музыку. Детей встречает педагог в роли снегиря.
- Здравствуйте ребята! Недалеко от детского сада есть замечательный парк, а хозяин этого парка я — снегирь Снежок. Как вы думаете, кто живет в моем парке?
«Мозговой штурм».
-А вы хотите посмотреть, кто же там живет на самом деле? (Да)
-Сегодня я приглашаю вас в гости.
В парк пойдем, хоровод заведем…
1. Подвижная игра «В парке».
Цель: развитие общей моторики, координация речи с движением. Актуализация словаря по теме «Зимующие птицы».
В парк пойдем, (Дети идут по кругу, держатся за руки).
Хоровод заведем.
В хоровод возьмем синицу, (Приседают, держатся за руки).
С ней присядем низко-низко.
В хоровод возьмем мы дятла (Пляшут, держат руки на поясе).
И с ним спляшем ловко.
Вверх потянемся за воробьем, (Тянутся вверх, поднявшись на носочки).
Побежим за голубем (Бегут по кругу друг за другом).
И поскачем по дорожке, (Скачут по кругу друг за другом).
Как воронята.
II. Основная часть.
Дети приходят в импровизированный «парк».
- Вот мы и пришли в мой парк. Скажите, что нужно для того, чтобы птицы зимой не замерзли? (ответы детей)
-Повторяйте за мной чистоговорку и мы вспомним, что же нужно чтобы помочь птицам зимой.
1. Самомассаж рук для активизации речевой зоны головного мозга. Автоматизация ранее поставленных звуков.
Чистоговорка «Зимующие птицы».
(Катают мяч между ладоней)
Бьи – бьи – бьи – зашумели воробьи
(Перекладывают мяч из руки в руку)
Бьи – бьи – бьи –на деревьях воробьи
(Массаж бедер ног)
БЕЙ – БЕЙ – БЕЙ – шустрый воробей
(Подкидывают и ловят мяч)
БЬИ – БЬИ – БЬИ - скачут воробьи
БЬИ – БЬИ – БЬИ – на ветке воробьи
- Ребята. Я вам скажу по секрету, у меня в парке есть волшебная птица. Вы хотите узнать, что это за птица? (Ответы детей)
- Его так просто не увидишь, Чтобы его увидеть, вам нужно из маленьких частей собрать целую картинку. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать часть этой птицы. А когда вы соберёте все части, то вы узнаете о какой птице идет речь. Согласны?
2. Упражнение «Отгадай загадки».
Цель: учить отгадывать описательные загадки, закреплять знания о характерных признаках птиц.
- Вот смотрите, в этой корзине лежат птицы, которые живут в моём парке. Я вам загадываю загадку, вы отгадайте и найдите маску этой птицы в корзине.
Дети отгадывают и достают маски из корзины.
Распустили перышки,
Нежатся на солнышке.
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках …
(снегири).
Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит …
(дятел).
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи подбирает …
(воробей).
В старину с собой в дорогу
Эту птицу брали.
Вместе с ней домой обратно
Письма отправляли.
Эта птица – почтальон,
Вести приносит в дом.
Неспроста сейчас она –
Символ Мира и Добра …
(голубь).
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зову ее - …
(сорока).
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая …
(ворона).
-Положите на стол маски, которые вы достали из корзины. Скажите, кто это?
-Как можно назвать их одним словом? (Зимующие птицы)
-Почему они называются зимующие?
Дети получают часть предмета (птицы) за правильно выполненные задания.
3. Игра «В парке у снегиря Снежка».
Цель: расширение и активизация словаря по теме.
- Нам сейчас предстоит рассмотреть этих птиц. Мы с вами будем определять форму, цвет, какое оперение они имеют, какого они размера. Вот такая огромная у нас работа, поэтому вы должны быть внимательными, чтобы заработать часть волшебной птицы. - Молодцы! Вы много знаете птиц и так хорошо рассказали, какие они.
4. Создание проблемно-игровой ситуации. Игра «Чего не стало?».
Цель: развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных ив форме родительного падежа в единственном и множественном числе).
- Часто в парке На скамеечке сидят птицы. Вот однажды утром прихожу в огород и смотрю: не хватает каких-то птиц. Вчера были, а сегодня уже нет.
- Посмотрите, каких птиц вы видите? Назовите их и запомните. (Ответы детей.)
- Вы правильно назвали птиц. А теперь крепко закройте глаза, а я уберу одну птицу. Вы должны будете сказать, какой птицы не стало. Свой ответ начинайте со слов «не стало…». Все закрыли глаза? Готовы? Какой птицы не стало?
- Верно.
Затем помещается следующий комплект.
И так далее.
- Правильно. Молодцы, ребята, вы были очень внимательными, вот вам еще одна часть загаданного предмета.
-Пойдемте дальше к моему любимому столику и скамеечке, немножко отдохнем. Посмотрите, что лежит на столике? Возьмите картинки и внимательно посмотрите на них. Первыми могут, сесть те дети, у кого на картинках птицы, в названиях которых есть звук [с].
- Какие у вас птицы?
- Правильно.
- А ты …., почему не сел? Что у тебя на картинке?
- Молодец. В слове ворона нет звука [с]. Получайте еще одну часть птицы, которую нам предстоит собрать. А сейчас, ребята, мы поиграем с вами в игру.
5. Д/и «Подними флажок».
Цель: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения.
- Произнесите звук [с]. Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, мы не смыкаем губы. Значит, для прохождения воздуха нет преграды из губ, но есть преграда - зубы. Как вы думаете, звук [с] гласный или согласный? (Согласный.)
- Верно. Его нельзя петь, открыв рот. И во рту есть преграда. Это зубы. Каким кружком мы будем обозначать этот звук? (Синим.)
- Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному синему флажку. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [с].
А, б, п, с, б, м, т, б, н, с, б, к.
Ат, ос, ин, са, су, ты, со, по.
Бык, бак, мак, суп, банан, каблук, бумага, палка, санки.
-Ребята! Я очень рада, что вы хорошо справились с заданием. Сейчас для с язычка мы выполним упражнения, чтобы научиться красиво произносить звуки.
6. Артикуляционная гимнастика с использованием ИКТ.
Цель: развитие артикуляционной моторики. Дети выполняют упражнения согласно услышанному тексту и увиденному на экране:
Чередование «Иголочка», упражнение «лопатка». Укрепление мышц языка.
Чередование «Лягушка» — «Слоник». Укрепление мышц губ.
Упражнение «Грибок». Укрепление мышц подъязычной связки.
7. Упражнение «Что делать?».
Цель: активизация речи, оказание стимулирующего воздействия на речевые области в коре головного мозга, развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений.
- Предлагаю вам продолжить прогулку по моему огороду, где вас ждут еще много интересных заданий.
Коза приглашает детей на ковер, предлагает встать лицом в круг и раздает каждому массажеры Су-Джок.
- Настала пора представить себя художниками. Я называю птицу, а вы рассказываете, как вы будете эту птицу рисовать.
Дети открывают шарики, достают колечки.
8. Пальчиковая гимнастика «Кормушки».
Цель: координация речи с движением, развитие тонкой моторики, внимания и памяти.
Мы повесили кормушки,
В них насыпали зерно.
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
9. Дидактическая игра «Что за птицы прилетели?».
Цель: развитие вестибулярного аппарата, мышления, внимания, быстроту реакции, закрепление полученных знаний.
- Ребята, вы же теперь все знаете, что за птицы живут в моем парке? Сейчас мы с вами поиграем, я буду называть разных птиц, а вы внимательно слушайте и показывайте. Вставайте в рассыпную и закрывайте глаза, когда вы услышите название зимующей птицы -поднимайте руки вверх, название перелётной — опускайте руки вниз.
Дети, стоя врассыпную с закрытыми глазами, показывают руки вверх, руки вниз.
- Познакомила я вас со своим парком и с теми, кто в нем живет. Пора нам возвращаться в детский сад. Закройте глазки, я посчитаю до трех и мы окажемся в детском саду.
III. Заключительная часть. Рефлексия
1. Вот мы и дома. Вам понравилось гулять в моем парке? Прежде, чем нам попрощаться, ответьте мне на вопросы.
- Правильно ребята, мне очень понравилось, как вы отвечали. Вы старались говорить внятно, четко и понятно, а значит, всем вокруг было слушать вас приятно. Покажите мне части птицы, которые вы получали за свои правильные ответы. А теперь давайте попробуем собрать нашу волшебную птицу.
Дети складывают из частей целую картинку.
- Вы узнали, что за это птица?
Дети. Это снегирь.
- Как вы думаете, почему он вам улыбается?
Дети. Наверно потому, что мы смогли выполнить все задания, ответить на вопросы и собрать части целой картинки.
Снегирь Снежок прощается с детьми, благодарит их за правильные вопросы.