Горбенко Елена Андреевна
Учитель начальных классов, МБОУ СШ № 10, г. Архангельск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Горбенко Е.А. Технологии инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в обычном классе начальной школы // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 03.12.2024).
Заказ № 2079436
Да! Трудно, трудно нашим детям,
Не каждый сразу их поймёт.
Вопрос тот часто задаётся
"А для чего такой живёт?.."
А дети в том не виноваты,
Что свет их принял вот таких.
И сделать всё для них должны мы,
Чтоб радостней был детский мир.
Но и среди таких детей,
Полно талантливых людей.
Есть музыканты и артисты,
Певцы, учёные, юристы...
О, нет! Они не инвалиды,
Они такие же, как мы.
А может лучше, может чище,
Они - ирония судьбы.
Не тот больной, кто свет не видит,
Не слышит кто морской прибой.
Не страшно быть слепым глазами,
А страшно быть слепым душой!!!
Галина Шпадэ
Каждый ребенок – от природы особенный. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности [1, с. 4].
Отличительной чертой, характеризующей современную систему образования, является изменение взглядов на обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (далее − ОВЗ) и детей-инвалидов.
Сейчас детям, у которых есть особенности развития, не обязательно обучаться в специальных учреждениях.
Такие дети могут быть и в обычной общеобразовательной школе.
Появление новой категории детей в стенах школы, требует постоянного совершенствования педагога, работающего с ними. В моём классе в этом учебном году инклюзивно обучаются 2 ученика с задержкой психического развития (вариант 7.2) и логопедическими проблемами, кроме того, один из них является ребенком-инвалидом.
Такое обучение создает определенные трудности, как для учителя, так и для самих ребят. Эффективность обучения таких детей в общей массе без включения специалистов службы сопровождения будет минимальной. Таким детям обязательно нужно проводить занятия педагогу-психологу, дефектологу и учителю-логопеду [1, с. 5].
Считаю, что сущностью инклюзивного образования является социализация. Необходимым условием достижения результатов социализации является вариативность образовательных технологий и методов обучения детей.
Можно выделить две большие группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические.
Организационные технологии связаны с этапами организации инклюзивного процесса, а педагогические - могут быть успешно использованы в инклюзивной практике учителем на уроке [3, с. 85].
Остановимся на некоторых из них.
Технологии дифференциации обучения.
В связи с тем, что в общеобразовательном классе есть «особые» дети, возникает необходимость менять формы, методы и технологии работы.
Основные формы занятий, зависящие от количества участников процесса:
Следуя общим правилам и способам организации учебной деятельности на уроке, учитель инклюзивного класса должен помнить и учитывать тонкости включения в работу ребенка, у которого отмечаются особенности познавательной деятельности, поведения, коммуникации.
Технологии, направленные на развитие социальных (жизненных) компетенций детей.
Одним из основных результатов инклюзивного образования является формирование социальных компетенций.
При прямом обучении социальным навыкам педагог учит детей правильному поведению через правила и примеры. Принятие правил очень важно для всех школьников, но оно должно быть осознанным, связанным с их личным опытом. Этому нужно учить ребят. Перед тем как ученики приступают к работе фронтально или по группам, учитель может обсудить в классе правила взаимодействия детей друг с другом. Например, «говорить по очереди», «слушать друг друга», «задавать вопросы, если что-то не понятно». Очень важно научить детей договариваться о правилах перед работой, чтобы дети понимали, если возникает конфликтная ситуация: как вести себя каждому ребенку, что принять за основу. Учитель должен регулировать этот процесс взаимодействия.
Многие правила можно вводить при помощи символов и знаков. Например, чтобы добиться тишины в классе, можно ввести «Знак тишины». Это может быть рисунок кленового листа. Для того чтобы услышать тихий шелест, с которым лист ложится на пол, ребята поневоле замолкают. После этого учитель говорит: «А теперь давайте договоримся. Если я показываю на этот листочек, в классе должно быть так тихо, чтобы было слышно, как он падает». Если сам учитель выполняет правило, школьники тоже быстро его усваивают.
Что необходимо знать учителям и специалистам, работающим в инклюзивном классе?
Технологии оценки результатов учебной деятельности
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих принципов:
Важно отметить, что учитель не ограничивается использованием какой-либо одной технологии, а организует их комплекс. Педагоги не всегда умеют работать с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Они не очень уверенно владеют современными технологиями построения образовательного маршрута и разработками индивидуальных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Главное преимущество инклюзии – равные возможности для каждого ребенка. Инклюзивное образование нужно всем, так как дает понимание обществом проблем инвалидности, воспитание отзывчивости и понимания у детей без инвалидности, а проблемным детям уверенность в себе, общение со сверстниками, адаптация и интеграция в общество, полноценное образование и воспитание.
Литература: