Матвеева Рената Жихоевна
Воспитатель, МБДОУ Детский сад № 16 "Колокольчик", г. Шадринск, Курганская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Матвеева Р.Ж. Знакомство с татарской культурой: конспект организованной образовательной деятельности (старшая группа) // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 23.11.2024).
Заказ № 2073870
Цель: Ознакомление детей с особенностями татарской национальной культуры.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Материал: тюбетейка, татарский народный костюм.
Оборудование:
Ход занятия
Организационный момент:
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним- тайга по нраву, другим- степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один черкеску носит, другой надел халат.
Один- рыбак с рожденья, другой - оленевод.
Один кумыс готовит, другой - готовит мед.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех одна.
Воспитатель:
-Ребята, о чем это стихотворение?
(Ответы и рассуждения детей.)
-Много народов проживают в России, всем в нашей стране хватит места. Каждый народ уникален и имеет богатую историю. Ребята, а какие национальности проживают в нашей России?
Дети:
-Русские, удмурты, татары, украинцы.
Воспитатель:
-Ребята сегодня мы с вами познакомимся с культурой татарского народа. У нас в группе тоже есть представители этой национальности. Вы все вместе живете дружно: играете, гуляете, ходите в детский сад. Татарский народ тоже имеет свою культуру, праздники, обычаи и традиции, которые помнит и чтит.
Основная часть:
Воспитатель:
-Ребята у татарского народа, как и у других национальностей, есть любимые праздники (перечислить несколько). Исем кушк (имя наречие); Карга боткасы (грачиная каша). В основе обряда лежит почитание высших сил с целью получения их благословения и богатого урожая в предстоящем году. Каз омэсе – заготовка поздней осенью гусиного мяса, пуха и перьев. Самым любимым праздником татар, является Сабантуй. Этот праздник отмечают, когда закончены полевые работы, в конце мая - начале июня. Празднуют его под открытым небом, место, где проводят праздник, называют» майдан», его украшают шарами, лентами. На Сабантуй собирается много народа. Во время праздника проводятся игры: народные игры, борьба «кереш» (на полотенцах), лазанье по бревну, «скачки на лошадях», победитель получает живого барана, различные конкурсы.
-После сева летним днем
Мы станцуем и споем.
Веселись же и ликуй!
Это праздник Сабантуй!
-Понравилось вам стихотворение?
Дети:
-Да.
Воспитатель:
-Этому празднику посвящены не только стихи, но и песни.
(Включается отрывок песни Сабантуй.)
-Понравилась вам песня? Какая она?
Дети:
-Веселая, задорная.
Воспитатель:
-Любой праздник сопровождается демонстрацией одежды. На праздники люди надевают свои лучшие наряды и украшения. Хотите посмотреть, как выглядит татарский национальный костюм?
(Демонстрация слайдов.)
-Посмотрите, здесь изображены девушки и юноши в татарских национальных костюмах. Любимыми цветами является зеленый, красный, синий, белый. Платье у женщин было неизменно широким, внизу - оборки. Поверх платья надевать жилет- камзол или фартук, сапоги - ичеги. На голове калфак. У замужних женщин был совсем другой головной убор. Нижняя часть предназначалась для закрепления волос (женщины носили 2 косы), затем шло покрывало и, наконец, повязка, обруч, платок или шапочка, фиксирующие покрывало. Все расшито орнаментом. Преобладает растительный орнамент: цветы, тюльпаны, листья, веточки.
Мужской костюм состоит из рубахи, поверх надевали камзол, шаравары, сапоги - ичеги. Головным убором мужчины является тюбетейка, одевается на макушку головы. Посмотрите, как красиво она украшена, расшита золотым бисером, бусинами.
-Ребята, я к вам тоже в национальном костюме. И по национальности я тоже татарка. Кто знает, как здравствуйте, на татарском?
Дети:
-Исянмесес.
Воспитатель:
-Во, что я одета?
Дети:
-В татарский национальные костюм.
Воспитатель:
- Ребята, кто скажет, что у меня на голове?
Дети:
- Калфак.
Воспитатель:
-Что у меня одето поверх платья?
Дети:
-Камзул.
Воспитатель:
-Как называются сапоги у меня?
Дети:
-Ичеги.
Воспитатель:
-Ребята я очень хочу поиграть с вами в татарскую народную игру, она называется'' Тюбетейка», «Узелки».
-Молодцы! Хорошо поиграли. Вам понравилось?
Дети:
-Да.
Заключительная часть:
Воспитатель:
-Ребята, что нового вы узнали на занятии?
-Какие новые слова узнали?
-Как называется любимый татарами праздник?
Дети:
-Сабантуй.
Воспитатель:
-Кто скажет, как называются татарские головные уборы?
Дети:
-Калфак и тюбетейка.
Воспитатель:
-Ребята вам понравилось наше занятии. А может кто-то из вас знает, как будет до свидания, на татарском.
Дети:
-Сау булыгыз!