Формирование учебно-познавательных компетенций у учащихся младших классов на уроках математики

Кайзер Людмила Александровна
Булатникова Светлана Васильевна

Учитель, МОУ школа-интернат № 8, г. Копейск, Челябинская область 
Учитель, МОУ школа-интернат № 8, г. Копейск, Челябинская область 

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кайзер Л.А., Булатникова С.В. Формирование учебно-познавательных компетенций у учащихся младших классов на уроках математики // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 21.11.2024).

Заказ № 2072570


ПРИЛОЖЕНИЕ: Полный конспект урока математики во 2 классе по теме «Увеличить число в несколько раз»


 

Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Процедура познания учениками образовательных объектов включает в себя следующие этапы:

  • актуализация у ученика субъективного образа познания объекта;
  • отыскание и формулирование учеником смысла и сущности этого объекта;
  • конструирование субъективной системы знаний об объекте.

Главная задача образовательного процесса современной российской школы заключается в том, что ученик должен уметь учиться сам, а учитель осуществляет управление его деятельностью.

Проблема самостоятельной деятельности ученика всегда была одной из тех, которая привлекала внимание учителей. Каждый учитель имеет свое мнение в определении самостоятельной работы, по-разному раскрывает её сущность, признаки.

Применительно к математике можно выделить следующие виды самостоятельных работ, положив в основу классификации дидактическую цель и способ деятельности:

Работы, направленные на приобретение новых знаний:

  • работа с учебником, дополнительной и справочной литературой;
  • анализ схем, различных таблиц;
  • составление таблиц;
  • работа с раздаточным материалом.

Работы, направленные на совершенствование знаний и способствующие формированию умений применять знания на практике:

  • работа с учебником, другой литературой;
  • решение познавательных задач, выполнение других упражнений;
  • выполнение заданий по систематизации.

Работы, направленные на применение знаний и способствующие формированию умений и навыков творческого характера:

  • решение задач, требующих комплексного применения знаний;
  • рефераты;
  • олимпиады;
  • презентации по теме урока.

Итак, самостоятельная работа как вид деятельности характеризуется целенаправленностью, обязательной организацией и управлением. Она может быть выражена во фронтальной форме, групповой форме, индивидуальной форме.

Как определить место самостоятельной работы в процессе обучения?

Приступая к изучению некоторого раздела, я выделяю основные понятия и идеи. Опираясь на связи с ранее изученным материалом, определяю, какие из основных понятий и идей буду давать учащимся в готовом виде, а какие учащиеся приобретут в процессе самостоятельного изучения.

При этом я руководствуюсь следующим:

  • если изучаемый материал для учащихся совершенно новый, то наиболее эффективно такое сочетание, когда учитель излагает весь учебный материал, а ученики его самостоятельно закрепляют;
  • если изучаемый материал требует лишь теоретического введения, а ученики обладают умениями самостоятельной работы, то можно изложить лишь основные вопросы, а ученики прорабатывают весь материал самостоятельно;
  • если содержание материала прочно опирается на предшествующую работу учащихся, а изучаемый материал легко распределяется по отдельным заданиям, то можно ограничиться введением в содержание изучаемого материала, а ученики под руководством учителя выполняют основную работу самостоятельно.

Итак, самостоятельная работа является необходимым этапом изучения любой темы.

Как правило, большая самостоятельная работа проводится после коллективного решения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме.

Хотелось бы поделиться своим опытом при проведении самостоятельной работы.

  • Ученики, как бы индивидуально не выполняли работу, заканчивают её не одновременно. Целесообразно заранее включать дополнительные задания.
  • Учителю не надо мешать спокойной и сосредоточенной работе учащихся, не прерывать её всякими указаниями, репликами, замечаниями.
  • Необходимо ориентироваться на весь класс, наблюдая за ходом работы учащихся и реагируя в необходимых ситуациях

Самое ответственное время наступает, пожалуй, тогда, когда надо проверить работу. Вариантов проверки очень много.

  1. Собрать тетради и проверить тщательно работу каждого, если надо, исправить, дать верное решение, показать образец. Но на это надо время, а ученики любят, когда результат моментально известен.
  2. Работа выполняется под копирку (работы собираются у учеников и с использованием кодоскопа или медиапроектора показывается верное решение).
  3. Дать сразу же ответы.
  4. Предложить взаимопроверку.
  5. Организовать проверку работ группой учащихся (группа контроля).

Проведение уроков при сочетании различных форм обучения и видов самостоятельных работ позволяет уделить большее внимание каждому ученику, помочь ему лучше усвоить учебный материал.

Фундаментальные образовательные объекты, исследуемые учениками в их реальных связях, отношениях и условиях бытия, приближают познание ученика к той исходной структуре мысли, которая являлась источником первичных научных знаний о познавательном оригинале. Изучение реальных объектов проходит стадию создания у учащихся их собственного образа, вычленения идеи, выделения свойств, отыскания причин, связей и закономерностей существования.

Когда в образовательные компетенции включены реальные образовательные объекты, ученики выстраивают личностную систему идеальных знаниевых конструкторов, а не берут их в готовом виде. Это предупреждает догматическую передачу учащимся информации, первоначально отчужденной от реальности их личной деятельности.

Покажем, реализацию идей нашей статьи на примере урока математики во 2 классе по теме «Увеличить число в несколько раз».

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с понятием «увеличить в несколько раз».
  • Развивать математическую речь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, навыки самостоятельной работы.
  • Воспитывать любовь к математике, дружелюбные отношения в ученическом коллективе, добиваться рациональной организации труда.

Оборудование: экран, медиапроектор, АРМ, учебник «Математика. 2 класс», Истомина Н.Б., « Ассоциация XXI век», Смоленск, 2004г, тетрадь по математике для 2-го класса, Истомина Н.Б., « Ассоциация XXI век», Смоленск, 2004г., карточки с изображением разных настроений, рисунков, чисел, математических выражений, равенств, индивидуальных заданий, таблица «Оцени свою работу», сигнальные карточки.

Структура урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Домашнее задание.
  6. Итог урока.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Полный конспект урока математики во 2 классе по теме «Увеличить число в несколько раз»


Представим подсчет коэффициента эффективности урока по методике Т.И. Шамовой и Т.И. Давиденко:

№ п/п

Характеристики качества образовательного процесса на учебном занятии

Показатели данных

характеристик в баллах

Максимальные

Реальные

1.1.

Цели учебного занятия определены совместно с учащимися

2 балла

2 балла

1.2.

Организованы действия всех учащихся по принятию целей учебного занятия

2 балла

2 балла

1.3.

Содержание учебного материала соответствует образовательным целям учебного занятия

 

2 балла

 

2 балла

1.4.

Методы и педагогические техники обеспечивают:

- мотивацию деятельности учащихся;

- сотрудничество учителя и учащихся;

- систематическую положительную и отрицательную обратную связь

 

 

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

1.5.

Формы учебно-познавательной деятельности учащихся обеспечивают:

- сотрудничество учащихся;

- включение каждого ученика в активную деятельность по достижению образовательных целей

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

1.6.

Методы обучения и педагогические техники соответствуют:

- содержанию учебного материала;

- образовательным целям учебного занятия.

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

1.7.

Формы организации учебно-познавательной деятельности отобраны в соответствии:

- с методами обучения;

- с содержанием учебного материала;

- с образовательными целями учебного занятия

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

1.8.

Уровень достижения образовательных целей учебного занятия:

- цели ориентированы на содействие раскрытию потенциала ученика, его реализации и развитию;

- предметных целей

2 балла

 

2 балла

2 балла

2 балла

 

 

30 баллов

30 баллов


 Оценка проводилась следующим образом:

  • реализовано полностью – 2 балла;
  • реализовано частично – 1 балл;
  • не реализовано – 0 баллов.

В соответствии с данной таблицей коэффициент эффективности урока вычислялся по формуле:

К = реальные показатели данных характеристик: Максимальные.

Данный урок направлен на раскрытие интеллектуального, творческого потенциала учащихся.

Важнейшей характеристикой урока наряду с его структурой являются его организационная форма и методы проведенного урока. Систему, включающую метод обучения, организационную форму его реализации, обеспечивающие это средства и приемы педагогической техники, непосредственно описывающие взаимодействие участников процесса, мы называем моделью обучения. Метод и форма характеризуют дидактическую основу модели обучения, а средства и приемы составляют педагогическую технику. В отличие от средств обучения приемы педагогической техники полностью определяются учителем. Они реализуют те самые аффективные составляющие образовательного процесса, которые не поддаются никакому проектированию, кроме вероятностного. В приемах отражается индивидуальное мастерство учителя, его личность, жизненный опыт, система отношений с окружающими людьми. Они заполняют неизбежную в образовательном процессе «зону неопределенности». В этой зоне возникает множество мелких, но интересных исследовательских задач. Главное – видеть эти задачи, а также иметь исследовательскую жилку, вкус к экспериментам. Это тоже часть мастерства учителя.

 

Литература:

  1. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий // Директор школы. 2006. № 4. С. 145-148.
  2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5. С. 55-61.
  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 63-70.
  4. Хуторской А.В. Проектирование нового содержания образования // Школьные технологии. 2006. № 2. С. 74-80.
  5. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М. 2001. С. 228-277.