Развитие эколого-ценностных ориентаций младших школьников во внеурочной деятельности

Кайзер Людмила Александровна
Булатникова Светлана Васильевна

Учитель, МОУ школа-интернат № 8, г. Копейск, Челябинская область 
Учитель, МОУ школа-интернат № 8, г. Копейск, Челябинская область 

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кайзер Л.А., Булатникова С.В. Развитие эколого-ценностных ориентаций младших школьников во внеурочной деятельности // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 03.12.2024).

Заказ № 2072567


 

Взаимоотношения между человеком и природой всегда являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования.

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает стать человеку справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. А чтобы человек научился этому, нужно прививать любовь к природе с раннего детства. Убедительны слова В.А. Сухомлинского: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подбирал выпавшего птенца из гнезда, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а, может быть, и простая человечность».

Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте он более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее. Поэтому, особая и значимая роль в экологическом воспитании и образовании принадлежит учителю начальных классов.

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание.

Под экологическим воспитанием мы понимаем процесс формирования у детей сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Воспитание в этом случае рассматривается, по мнению Н.Ф. Виноградовой, как «специальная организованная в обществе система необходимых для развития человека условий» [3, с. 8].

Следует отметить, что воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Проблема экологического воспитания и образования является важной и необходимой составляющей частью при обучении детей. Работа по экологическому воспитанию важна как на уроках, так и во внеурочное время.

Мы считаем, что внеклассная работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Оно проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий своей деятельности. Внеклассная работа по экологии в начальной школе выполняет ряд функций:

  1. Просветительская: помогает ребёнку осознать природу как среду своего обитания, а также усвоить мысль о том, что необходимо использовать знания о природе с целью её сохранения, предотвращения необратимого нарушения её целостности;
  2. Развивающая: формирует у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных, делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы, давать рекомендации разумного взаимодействия с ней;
  3. Воспитательная: осуществляет формирование у младших школьников эколого-нравственного и эстетического отношения к природе [1, с. 32], возникновение чувства восхищения от величия природы, её красоты; при этом пробуждается чувство долга и ответственности за сохранение прекрасного в природе, что побуждает учащихся к осуществлению природоохранной деятельности;
  4. Организующая: стимулирует активную деятельность учащихся по охране природы, выстраивает систему реализации побудительных мотивов личности ребёнка к природоохранной деятельности;
  5. Прогностическая: развивает у младших школьников умения предсказать возможные последствия тех или иных действий человека в природе; предусмотреть, к чему ведёт нарушение биологических связей в природе, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут полезными природе.

С учетом развития и становления личности школьника необходимо создать такую систему ценностей, которая бы позволила осуществить созидание личности в процессе усвоения социального опыта и его вхождение с помощью взрослых в самый широкий контекст существования культуры и ее ценностных оснований. При этом общечеловеческие ценности должны родиться в опыте личности, иначе они не могут быть адекватно ею присвоены.

Мы считаем, что воспитание экологической культуры учащихся способствует формированию таких ценностных экологических ориентаций, как:

  • осознание учащимися разносторонней ценности природы как источника удовлетворения разнообразных потребностей общества в целом и каждого человека (потребность в общении с природой, понимание красоты природы; любовь к природе, стремление познать природные законы);
  • понимание: «природа – дом человека, который надо беречь». Отношение к природе как к условию существования человечества;
  • потребность сознательно соблюдать нормы ответственного поведения в окружающей среде в различных видах деятельности;
  • убежденность в необходимости бережного отношения к объектам окружающей среды, основанную на личном опыте школьника;
  • умения и навыки по пропаганде современных проблем экологии среди различных слоев населения;
  • информационно-коммуникативной компетентности учащихся.

Работа по экологическому воспитанию детей нашла отражение во внеклассных мероприятиях, классных часах, экскурсиях, а также участии детей в городских экологических турнирах, в акциях по охране окружающей природы [2, с. 15].

В нашей школе существует детский клуб «Маленькие друзья природы». Это одна из форм организации жизнедеятельности детей, включающая в себя гуманистические отношения.

Основные задачи:

  1. Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности;
  2. Обогащение личного опыта, положительного, гуманного взаимодействия ребёнка с природой;
  3. Расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.

Детский клуб «Маленькие друзья природы» реализует социально-ориентированные, личностно ориентированные, социально-психологические функции детского коллектива.

Социальные функции отражают воспитательные задачи, стоящие перед детским коллективом, и направлены на экологическое, нравственное воспитание школьников.

Личностно-ориентированные задачи направлены на удовлетворение потребностей и интересов детей.

Социально-психологические задачи способствуют формированию сплочённого детского коллектива. Важнейшей социально-психологической функцией, реализуемой детским коллективом, является эмоциональная поддержка коллектива. Созданию хорошего настроения способствуют такие факторы, как справедливые, доброжелательные отношения всех членов детской организации, учет настроений детей, создание обстановки сопереживания друг другу.

Участниками детской экологической организации являются дети младшего школьного возраста, а руководителями – учителя.

Задачами организации являются:

  • развитие у детей творческой и практической деятельности по охране и защите птиц;
  • воспитание у школьников любви к родной природе, навыков бережного отношения к ее обитателям.

Район наблюдения за птицами – природное окружение МОУ ШИ №8 Копейского городского округа.

Данные составлены на основании проводимых экскурсий с учащимися.

Зимующих птиц в природе ребята определяли по размеру, окраске, поведению. Ближе к жилью человека переселяются синицы, дятлы, галки, сороки. Стремление зимующих птиц к стайности объясняется стремлением к выживанию в экстремальных условиях.

В зимнее время в окрестностях нашей школы встречаются сорока обыкновенная, ворона серая, воробей домовой и полевой, галка, синица большая, снегири, свиристели, дятел большой пестрый.

Синицы кочуют по школьному парку стаями. Такие птицы как снегири, свиристели – частые гости в нашем школьном саду. Привычная картина зимнего дня – заснеженные деревья, а на них красуются снегири. Что же они выбирают для корма? Вот уселись они на сирень. Что привлекло их там? Оказывается, коробочки с семенами сирени. И на рябине они побывают, добывая семена из красных ягод. Нравятся им ещё и семена клена.

В марте – апреле продолжают кочевать по лесу смешанные стаи, состоящие из синиц, поползней и дятлов. К середине апреля эти стаи распадаются, исчезают кочующие птицы: снегири, свиристели. В апреле – мае возвращаются перелетные птицы с юга. В конце апреля наступает гнездовой период. На маршруте мы встречали гнёзда дроздов рябинников, зябликов, сорок, вороны серой, грачей. В начале лета птицы продолжают насиживать гнезда, выкармливать птенцов. В конце августа многие перелетные птицы сбиваются в большие стаи и начинают готовиться к отлету.

На уроках трудового обучения и во внеурочное время мы занимались изготовлением кормушек. У нас получились кормушки – столики, лотки, кормушки домики, самовысыпающиеся кормушки из пластмассовых ёмкостей. Замечательная столовая для птиц!

Чаще всего кормушки посещали синицы, воробьи, снегири, вороны. Охотнее всего поедались хлебные крошки, несоленое сало, семечки, зерно. Наиболее активный прилёт птиц на кормушки наблюдался в дневное время. В неблагоприятную погоду (низкая температура воздуха, снегопад) мы чаще ходили кормить птиц.

Однажды мы пошли в парк и взяли с собой корм для птиц: тыквенные семечки, сушеные ягоды рябины, кусочки солёного и несоленого сала и большой сухарь.

Мы заметили, что для синицы сухарь слишком тяжёл, снегири не любят сало, свиристели обожают рябину, а ворона готова поживиться всем.

В течение учебного года были проведены мероприятия, направленные на развитие эколого-ценностных ориентаций у младших школьников. Работая с дополнительной литературой, дети узнали, что в природе множество примет связано с птицами.

В ходе проделанной работы, учащиеся овладевали информационной компетентностью, которая позволила детям искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Она обеспечила навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах, образовательных областях, а также в окружающем мире.

Весь материал о проделанной работе ребята собрали и оформили, издав альбом «Покормите птиц зимой», подготовили и провели презентацию данного альбома перед учителями и учащимися школы.

В заключении стоит отметить, что системная работа по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста, обязательно реализует свои задачи. В сознании ребенка закрепятся знания, правила построения мира, понимание природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в младшем школьном возрасте у него закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях – экологических правилах.

 

Литература:

  1. Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. М., 2009. 49 с.
  2. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении / Новый аспект образования. М., 2007. 24 с.
  3. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы // Начальная школа. 2009. № 4. С. 20-24.