Почемова Марина Анатольевна
Учитель, МБОУ СОШ № 8, г. Ноябрьск, ЯНАО
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Почемова М.А. Системно-деятельностный подход при обучении учащихся работе с информацией // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 03.12.2024).
Заказ № 2072069
Системно-деятельностный подход − это подход, при котором в учебном процессе главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Основной результат обучения – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
В последнее время чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. Новые современные ФГОС устанавливают новые требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Уже в начальной школе ученик учится искать информацию, оценивать достоверность полученной информации, работать с ней.
Теперь учитель при освоении нового материала не просто наглядно и доступно объясняет, показывает и рассказывает новый материал, организовывает исследовательскую работу учащихся так, чтобы они сами пришли к решению проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Основной формой организации познавательной деятельности учащихся, в рамках системно-деятельностного подхода, как и раньше остается урок, но по сравнению с традиционным подходом, изменяются требования к уроку.
Формы деятельности учащихся на уроке в рамках системно-деятельностного подхода при работе с информацией:
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования навык работы с информацией в том или ином виде заложен в требованиях к образовательным результатам учащихся и охватывает такие виды учебных действий, как чтение, поиск, кодирование, хранение информации, анализ и интерпретация информации. С учетом этого образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию, умению самому находить источник информации в окружающем мире и пользоваться этим источником, беря из него всю полезную для себя информацию.
При всем этом очень важно научить ребенка правильно понять, преобразовать, зафиксировать и представить обработанную информацию. Существует несколько вариантов работы, чтобы научить грамотно и рационально работать с информацией как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. С одной стороны, расширилось образовательное пространство, с другой – ученик не владеет системно необходимыми для работы с информацией навыками и умениями.
Хотелось более подробно остановиться именно на кодировании, хранении, анализе и интерпретации информации.
Научить результативно работать с информацией, начиная с начальных классов, можно, используя рабочие листы и ментальных карт.
Рабочий лист — это одноразовое дидактическое пособие на печатной основе, применяемое на небольшом отрезке учебного процесса (уроке), обязательным элементом которого выступают учебные задания с требованием ответа в специально созданных формах (заготовках).
Рабочий лист можно рассматривать как:
Ментальная карта — это способ фиксации мыслей, наиболее похожий на то, как они рождаются и развиваются в нашей голове. Их также могут называть диаграммами связей, интеллект-картами или ассоциативными картами, майндмэпами и картами мыслей. Применение ментальных карт на уроках позволяет:
осуществлять различные способы контроля.
Примеры ментальных карт
Примеры рабочих листов (окружающий мир, 3 класс)