Системно-деятельностный подход при обучении учащихся работе с информацией

Почемова Марина Анатольевна

Учитель, МБОУ СОШ № 8, г. Ноябрьск, ЯНАО

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Почемова М.А. Системно-деятельностный подход при обучении учащихся работе с информацией // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 03.12.2024).

Заказ № 2072069


 

Системно-деятельностный подход − это подход, при котором в учебном процессе главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Основной результат обучения – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

В последнее время чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. Новые современные ФГОС устанавливают новые требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Уже в начальной школе ученик учится искать информацию, оценивать достоверность полученной информации, работать с ней.

Теперь учитель при освоении нового материала не просто наглядно и доступно объясняет, показывает и рассказывает новый материал, организовывает исследовательскую работу учащихся так, чтобы они сами пришли к решению проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Основной формой организации познавательной деятельности учащихся, в рамках системно-деятельностного подхода, как и раньше остается урок, но по сравнению с традиционным подходом, изменяются требования к уроку.

Формы деятельности учащихся на уроке в рамках системно-деятельностного подхода при работе с информацией:

  1. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически;
  2. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения;
  3. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку;
  4. Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве;
  5. Анализ источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов;
  6. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата, проекта. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий;
  7. Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения;
  8. Проектно-исследовательская деятельность.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования навык работы с информацией в том или ином виде заложен в требованиях к образовательным результатам учащихся и охватывает такие виды учебных действий, как чтение, поиск, кодирование, хранение информации, анализ и интерпретация информации. С учетом этого образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию, умению самому находить источник информации в окружающем мире и пользоваться этим источником, беря из него всю полезную для себя информацию.

При всем этом очень важно научить ребенка правильно понять, преобразовать, зафиксировать и представить обработанную информацию. Существует несколько вариантов работы, чтобы научить грамотно и рационально работать с информацией как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. С одной стороны, расширилось образовательное пространство, с другой – ученик не владеет системно необходимыми для работы с информацией навыками и умениями.

Хотелось более подробно остановиться именно на кодировании, хранении, анализе и интерпретации информации.

Научить результативно работать с информацией, начиная с начальных классов, можно, используя рабочие листы и ментальных карт.

Рабочий лист — это одноразовое дидактическое пособие на печатной основе, применяемое на небольшом отрезке учебного процесса (уроке), обязательным элементом которого выступают учебные задания с требованием ответа в специально созданных формах (заготовках).

Рабочий лист можно рассматривать как:

  • модель урока и средство управления учением
  • метод организации самостоятельной работы обучающихся
  • форму организации учебно-познавательной деятельности;
  • средство и способ индивидуализации обучения;
  • методический ресурс, направленный на формирование умений работать с информацией (структурировать и систематизировать ее, перекодировать в разных системах, делать умозаключения и пр.) и переводить теоретические знания в практическую плоскость;
  • инструмент организации и оценивания процесса и результатов обучения: оформленные рабочие листы фиксируют и наглядно демонстрируют приобретенный учеником образовательный опыт.

Ментальная карта — это способ фиксации мыслей, наиболее похожий на то, как они рождаются и развиваются в нашей голове. Их также могут называть диаграммами связей, интеллект-картами или ассоциативными картами, майндмэпами и картами мыслей. Применение ментальных карт на уроках позволяет:

  • научить учащихся пользоваться разными источниками информации с целью поиска необходимых знаний, установления взаимосвязей;
  • развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память;

осуществлять различные способы контроля.

 

Примеры ментальных карт

Примеры рабочих листов (окружающий мир, 3 класс)