Составление рассказа по картинке «На кормушке»: технологическая карта занятия образовательной области «Коммуникация» (связная речь)

Варламова Татьяна Анатольевна

Воспитатель, МБДОУ № 243 "Дубравушка", г. Ростов-на-Дону

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Варламова Т.А. Составление рассказа по картинке «На кормушке»: технологическая карта занятия образовательной области «Коммуникация» (связная речь) // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 03.12.2024).

Заказ № 2071903


 

Образовательная область: «Коммуникация»

Раздел: Связанная речь

Тема: Составление рассказа по картинке «На кормушке».

Педагогическая цель: Формировать умение слушать и понимать речь, составлять по образцу рассказ о птицах; развивать умение употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие птиц (синицы, ворона – вороны ит.д ). Закрепить знания о зимующих птицах, об отличительных особенностях птиц. Воспитывать желание заботиться о зимующих птицах.

Планируемые результаты:

  • знает и называть основные части тела. Характерные особености зимующих птиц;
  • имеет представление о жизни зимующих птиц;
  • умеет различать зимующих птиц; составлять рассказ о птицах, употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Познание»

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная

Билингвальный компонент: птицы.

Средства реализации: картинки с избражением птиц, мнемотаблица, игрушечные фигурки птиц (желательно, чтобы эти фигурки были закреплены на прищепках), искусственная ветка (без каких-либо колючек или торчащей проволоки) или большой букет цветов.

Организационная структура игрового занятия

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Действие детей

Мотивационно-побудительный

 

Худ. слово: На суку сижу, «Кар», «Кар» - кричу. Чик – чирик   с ветки прыг, клюй не робей Кто это?

Игр. упр. «Кто как кричит?»

Предлагаю вспомнить как кричит: ворона, воробей, гуси, утки.

Дети слушают с интересом загадку, анализируют и отвечают.

Дети произносят звукоподражание.

 

Организационно - поисковый

Предлагаю рассматреть картинку «На кормушке»

 

 

Д/п «Изобрази птицу»

 

Предлагаю послушать образец рассказа .

Работа с мнемо таблицами.

 

Игр. упр «Один и много»

Дети всматриваются в картину сравнивают птиц, называют характерные особенности каждой птицы, и условия зимования.

Дети используя мимики и жесты стараются изобразить птицу.

Дети внимателльно слушают образец и пожеланию рассказывают о птице.

Дети используя таблицы составляют рассказ о птицах.

Дети рассматриваю картинки с изображением птиц и называют.

Рефлексивно - корригирующий

Игр. упр. «Птички зернышки клюют» Приложение 1.

Предлагаю классифицировать.

Кормят птичек, радуются.

 

Приложение 1

Птички зернышки клюют

Цель: научить детей быть доброжелательными и заботливыми.

Оборудование: игрушечные фигурки птиц (желательно, чтобы эти фигурки были закреплены на прищепках), искусственная ветка (без каких-либо колючек или торчащей проволоки) или большой букет цветов.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: на столике у окна стоит большая ваза с веткой, на которой сидят птички. Чтобы дети не видели это раньше начала игры, все закрывают легкой тканью или прячут за ширму. Педагог обращает на себя внимание детей словами: «Посмотрите, дети, какие красивые к нам прилетели птички». Будет лучше, если в этот момент включить запись с пением птиц для фона, это незаметно делает помощник. Пока дети ищут глазами, где же птички, педагог снимает ткань с веточки (отодвигает ширму). Все увидели птичек. Педагог: «Посмотрите, какие они красивые! Такие маленькие, а как хорошо поют». Чтобы дети сразу не подбегали к птичкам, воспитатель добавляет: «Давайте постоим тихонько, чтобы не испугать птичек. Они, хоть и ручные, но все равно могут испугаться и не прилететь больше». Воспитатель продолжает: «Птички летали, устали, пели нам песни (фон пения птиц выключается) и, наверное, теперь хотят кушать. Им нужно дать зернышек. Накормим птичек?» Дети соглашаются. Педагог протягивает плавно руку к ветке, как будто боится испугать птичек резким движением, и птичка «садится» на протянутые пальцы руки. Дальше педагог говорит: «Посмотрите, она меня не боится, потому что привыкла. И все остальные птички тоже ручные. Здесь их не обижают, кормят и любят птичек. Хотите, чтобы птички и к вам на ручки сели?» Дети возбужденно могут кричать: «Хотим», тогда педагог должен снова сказать: «Но, если мы будем громко разговаривать и кричать, то птички улетят». Дети успокаиваются. Педагог «пересаживает» свою птичку на другую руку, нежно поглаживает пальцем правой руки птичку и подзывает одного ребенка (самого спокойного в этот момент игры). Снимает плавно птичку с ветки и дает ребенку. Показывает, как надо держать птичку.

Пока педагог усаживает птичек детям на ручки, помощник ставит поднос на недалеко стоящий столик. Дети гладят птичек, а педагог в это время говорит: «Давайте покормим птичек, пусть они поклюют зернышки». Достает из кармана пакетик с зерном и, немного подняв руку с птичкой вверх, изображает ее полет. Птичка «летит» к подносу. Педагог высыпает из пакетика зерно, и остальные дети, повторяя действия ведущего, тоже подходят к подносу. Птички «клюют» зернышки. Важно в это время следить за тем, чтобы дети не толкали друг друга и продолжали бережно держать птичек, а клювиком как бы стучать по подносу, изображая кормление птиц.

Педагог: «Ну вот, все птички покушали и хотят снова полетать». Дети изображают действиями с птичками их полет. Педагог: «А теперь птичкам надо отдохнуть на своей любимой ветке». Подходит и плавно усаживает птичку на ветку. Побуждает детей сделать так же, помогает, если у кого-то не получается, или просит помочь другим детям тех детей, у которых получилось хорошо. Игра закончена. Снова звучит музыка, дети и педагог прощаются с птичками, говоря «до свидания».