Лунтик в гостях у ребят: конспект организованной образовательной деятельности (младшая группа)

Колесина Надежда Алексеевна
Устимова Татьяна Владимировна

Воспитатель, МБОУ Михневская СОШ (дошкольное отделение), пос. Михнево, городской округ Ступино, Московская область
Воспитатель, МБОУ Михневская СОШ (дошкольное отделение), пос. Михнево, городской округ Ступино, Московская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Колесина Н.А., Устимова Т.В. Лунтик в гостях у ребят: конспект организованной образовательной деятельности (младшая группа) // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 03.12.2024).

Заказ № 2071709


 

Цель: Формирование представлений детей об органах чувств человека и их значении в познании окружающего мира.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с органами слуха, обоняния, зрения и их значением в жизни человека;
  • Формировать умение ухаживать за глазами, носом, ушами, ртом;
  • Учить различать большие и маленькие предметы

Развивающие:

  • Развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств;
  • Развивать внимание, наблюдательность, коммуникативные способности, мелкую моторику рук;
  • Развивать зрительные, слуховые, вкусовые ощущения;
  • Обогащать словарь детей: существительными, обозначающими органы человека; глаголами, обозначающими функции органов чувств и частей тела; прилагательными, обозначающими цвет, вкус.

Воспитательные:

  • Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;
  • Воспитывать бережное отношение к органам чувств, потребность в уходе за ними.

Материал:

  • Баночки с кусочками продуктов (огурец, лук, чеснок и апельсин).
  • Пузырьки с отвинчивающимися крышками, маленькие зеркальца на каждого ребенка.
  • Кусочки моркови, яблока, огурца, шпажки.
  • Записи различных звуков.
  • Игрушки большие и маленькие: две уточки, две пирамидки, два зайчика. Игрушки из кукольного театра: заяц, медведь и поросенок.
  • Заготовки сердечек из цветной бумаги, клей – карандаш на каждого ребенка.
  • Чистая открытка в виде сердечка из цветного картона.

Оборудование: ноутбук

Словарная работа: органы чувств, зеркальце, лицо, сладкий, соленый, кислый, горький, большой, маленький

Предварительная работа:

  • Беседы «Что для чего», «Как ухаживать за носом», «Как ухаживать за глазами».
  • Дидактические игры «Валеология, или здоровый малыш: здоровые уши, хорошее зрение», «Какой инструмент звучит», «Определи состояние предмета». - Игровые ситуации «Кукла Маша на приеме у глазного врача», «У зайки ушко разболелось»
  • Чтение художественной литературы: Э. Мошковская «Мой замечательный нос», «Шум», С. Капутикян «Ротик», Н. Кнушевицкая «Глаза».
  • Загадывание загадок об органах чувств.
  • Рассматривание иллюстраций в альбоме «Органы чувств человека»
  • Просмотр мультфильмов «О здоровье глаз», «Уши для Ушарика».

 

Ход ООД

 

Воспитатель:

- Ребята, я рада вас всех видеть здоровыми и красивыми. Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались. Повторяйте за мной:

 

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!"

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

 

Воспитатель:

- Какие у вас красивые улыбки, надеюсь и настроение такое – же прекрасное. Ой, ребята, кто-то стучится. Вы присаживайтесь на стульчики, а я посмотрю, кто там

Воспитатель выходит за дверь, возвращается с Лунтиком (взрослый)

 

Воспитатель:

- Кто пришел к нам в гости? Поздоровайтесь с ним!

Дети:

- Это Лунтик! Здравствуй, Лунтик!

Воспитатель:

- Ребята, а Лунтик пришел в гости не с пустыми руками, а с подарками!

Лунтик:

- Но сначала отгадайте загадку!

Часто я в него смотрюсь,

Перед ним кружусь, верчусь.

Свои косы заплетаю,

И костюмчик поправляю.

 

Воспитатель помогает детям, если они затруднятся с ответами

Воспитатель:

- Ребята, это зеркальце! Посмотрите, сколько маленьких зеркалец принес вам Лунтик.!

Лунтик:

- Скажите, а для чего нужно зеркало?

Дети:

- Чтобы смотреть в зеркало, чистые ли мы, приводить в порядок одежду, причесываться перед зеркалом

 

Лунтик хвалит детей за правильные ответы и раздает зеркальца детям

Воспитатель:

- Ребята, давайте заглянем в зеркало, что мы там увидим?

 

Дети смотрят в свои зеркальца.

Дети:

- В зеркале наше лицо!

Воспитатель:

- Правильно, ребята, мы видим наше лицо. А что у нас есть на лице?

Дети:

- Глазки, носик, рот, ушки!

Воспитатель:

- Давайте покажем зеркалу наши глазки, носик, ушки, ротик.

 

Дети показывают глаза, нос, рот, ушки

Воспитатель:

- Ой, как интересно! Спасибо, Лунтик! Давайте, дети, посмотрим в зеркало на наши глаза.

А как, вы думаете, зачем нам нужны глаза?

Дети:

- Чтобы смотреть.

Воспитатель:

- Верно, благодаря глазам, мы можем видеть всё, что нас окружает. Глазами мы можем увидеть и картинки в книжках, и мультфильмы и т.д.

Ребята, я предлагаю Лунтику и вам послушать стихотворение про глазки:

Разберемся вместе дети, для чего глаза на свете?

Почему у всех у нас на лице есть пара глаз?

Для чего нужны глаза? Чтоб из них текла слеза?

Ты закрой глаза ладошкой, посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно. Где кроватка? Где окно?

Странно, скучно и обидно - ничего вокруг не видно.

Воспитатель:

- Лунтик, а хочешь вместе с ребятами поиграть в игру

«Большой и маленький»?

На столе расставлены игрушки: большая и маленькая уточка, большая и маленькая пирамидки, большой и маленький зайцы (игрушки на выбор воспитателя)

Дети по просьбе Лунтика находят названную игрушку.

Воспитатель:

-Умники мальчики, умницы девочки, вы замечательно справились с заданием! А вот чтобы глазки не болели, нужно делать зарядку для глаз.

Вот какая стрекоза, как горошины глаза (пальцами делают очки)

Влево – вправо, назад – вперед (глазами смотрят вправо, влево).

Ну, совсем, как вертолет (круговые движения глаз).

Вот летает высоко (глаза подняли вверх).

Вот летает низко (глаза опустили).

Воспитатель:

- Ребята, вы молодцы! А теперь давайте в зеркале найдем носик и покажем его Лунтику. Сколько носиков у нас?

Дети:

- Один!

Воспитатель:

- Для чего нам нужен носик?

Дети:

- Чтобы дышать!

Воспитатель:

- Правильно, носик нужен, чтобы дышать. Сейчас мы с вами проверим, как умеют дышать носики у вас и Лунтика.

 

Экспериментирование «Угадай по запаху»

В непрозрачных баночках (коробочках) лежат кусочки лука, огурца, чеснока и апельсина.

В крышках проделаны отверстия, чтобы дети могли ощутить запах продуктов.

Детям предлагают понюхать «баночки с запахами» и выяснить, что лежит внутри. Лунтик помогает детям

 

Воспитатель:

- Молодцы, все отгадали! Правильно, нос нам нужен для того, чтобы дышать и чувствовать запахи

Воспитатель:

- Ребята, оказывается, Лунтик не знает, для чего нам нужны уши?

Дети:

- Чтобы слушать!

Воспитатель:

- Правильно, ребята! Теперь и Лунтик будет знать, что уши у человека могут слушать

Чтобы ушки лучше слышали, давайте сделаем им массаж.

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди,

И скорей их покажи.

А потом, а потом,

Покрутили козелком.

Ушко, кажется, замёрзло,

Отогреть его так можно.

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра,

Наступила тишина!

Воспитатель:

- Лунтик, а ты хочешь посмотреть, как ребятишки умеют отгадывать различные звуки?

Лунтик:

- Конечно, хочу, я с радостью с ними тоже буду отгадывать!

Игра «Угадай чей звук»

Воспитатель включает аудиозапись различных звуков. Дети угадывают, им помогает Лунтик. Воспитатель вместе с Лунтиком хвалит детей

Воспитатель:

- Ребята, Лунтик хочет поиграть с вами в игру - загадку «Отгадай, чьи ушки?»

Игра – загадка «Отгадай, чьи ушки?»

Из-за ширмы показываются только уши животных: зайца, медведя, поросенка. Дети отгадывают

Лунтик хвалит детей

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите в свое зеркало, и скажите, а что еще есть у нас на лице?

Дети:

- Еще есть рот!

Воспитатель:

- Для чего нужен рот?

Ротик нужен людям всем,

Чтоб друг с другом говорить,

Чтоб слова произносить,

Чтоб кричать или шептать,

Песни петь, стихи читать.

Еще ротик людям нужен,

Чтобы есть обед и ужин:

Кашку, суп, бананы, груши…

Ротик нужен, чтобы кушать!

Воспитатель:

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам угощение! Но пробовать вы его будете с закрытыми глазами! А потом скажите, что вы попробовали!

 

Экспериментирование «Угадай по вкусу»

Воспитатель дает попробовать нескольким детям, (предварительно попросив их закрыть глаза) кусочки яблока, зефира и моркови.

Лунтик хвалит детей за правильные ответы.

 

Воспитатель:

- Ребята, какой же орган чувств помог вам определить вкус?

Дети:

- Это язык!

Воспитатель:

- Да, язык нужен человеку для того, чтобы различать вкус. Вкус бывает сладкий, соленый, кислый, горький.

 

Воспитатель:

- Ребята, у нашего ротика есть помощники. Это губы, зубы и язычок. За ними тоже нужно ухаживать! Расскажите, как вы ухаживаете за ротиком?

Дети:

- Надо чистить зубы и язык щеткой, полоскать рот водой после того, как мы покушаем

Воспитатель:

- А что еще умеет наш язык?

Дети:

- Язык умеет говорить

Воспитатель:

- Чтобы проверить, как ваши язычки умеют говорить, вы сейчас мне и Лунтику быстро скажете, как вас зовут!

Дети произносят свои имена.

Воспитатель:

- Ребята, вы большие молодцы! А чтобы ротик еще и правильно дышал, я научу вас и Лунтика одному упражнению. Посмотрите в мою красивую коробочку, что там есть?

Дети:

- Пузырьки!

Воспитатель показывает детям и Лунтику, как правильно подуть в пузырек: рот закрыть, вдохнуть воздух носом и подуть в пузырек ртом

 

Упражнение «Подуй в пузырек».

Дети откручивают крышки и дуют в пузырьки.

Воспитатель:

- Давайте покажем Лунтику, как мы умеем еще ухаживать за собой.

 

Физкультминутка «Если хочешь быть здоров».

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения:

Льется чистая водица,

Мы умеем чисто мыться.

Зубную пасту мы берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шейку, моем ушки,

После вытремся посуше.

Воспитатель:

- Лунтик, а ребята решили сделать тебе подарок: подарить большую открытку с сердечками, которую сделают сейчас своими руками.

Дети вместе с воспитателем делают для Лунтика красивую открытку с сердечками. Дарят Лунтику.

 

Рефлексия:

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы с вами узнали, что у людей есть чудесные помощники, которые позволяют узнать об окружающих нас предметах − это органы чувств.

Лунтик:

-Дети, какие органы чувств человека вы знаете? Назовите и покажите их.

Дети:

- Это глаза, ушки, рот, носик (показывают)

Лунтик:

-Вспомните, какую роль они выполняют:

Глаза, чтобы… (смотреть)

Уши, чтобы… (слушать)

Нос, чтобы… (дышать и чувствовать запах)

Язык, чтобы… (говорить, различать вкус)

- Спасибо вам, ребята, что рассказали мне про органы чувств. Теперь я знаю, что они помогают узнать нам про все-все на свете. Не забывайте ухаживать за ними, чтобы они были вашими верными помощниками. А теперь мне пора возвращаться к себе домой. До свидания, ребята!

Дети:

- До свидания, Лунтик!

Дети прощаются с Лунтиком, обмениваются впечатлениями

 

 

Литература:

  1. Дехант М. Конспект занятия во второй младшей группе «Наши помощники – органы чувств» // MAAM.RU. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-vo-vtoroi-mladshei-grupe-na-temu-nashi-pomoschniki-organy-chuvstv.html
  2. Дову С. Моё тело от макушки до пяток. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
  3. Иванова А.И. Человек. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. Козлова С.А., Шукшина С.Е. Тематический словарь в картинках. Мир человека: Я и моё тело. М.: Школьная пресса, 2012.
  5. Маслакова О.Н. Конспект занятия «Наши помощники- органы чувств» (план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) // nsportal.ru – образовательная социальная сеть. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/09/03/konspekt-zanyatiya-nashi-pomoshchniki-organy-chuvstv
  6. Шукшина С.Е. Я и моё тело. Программа занятий, упражнения, дидактические игры. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, родителей. М.: Школьная Пресса, 2009.