Использование кинезиологических сказок в работе по здоровьесбережению с детьми младшего дошкольного возраста

Харламова Диана Александровна

Воспитатель, МБОУ "ЦО № 52 им. В.В. Лапина", г. Тула

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Харламова Д.А. Использование кинезиологических сказок в работе по здоровьесбережению с детьми младшего дошкольного возраста // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 21.11.2024).

Заказ № 2071404


 

Проблема сохранения здоровья дошкольников на ступени дошкольного образования одна из самых актуальных на современном этапе развития российской системы образования. Чем же определяется актуальность данной проблемы? Какие задачи стоят перед педагогами ДОУ? Отвечая на эти вопросы, с уверенностью можно сказать, что постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения. В свою очередь Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (п. 1.6.) и Федеральная программа дошкольного образования (п. 1.1.1) наметили решение большого комплекса задач в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста:

  • построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
  • создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Поэтому сегодня поговорим о том, какие современные здоровьесберегающие технологии помогут решить поставленные задачи? Какова методика их использования?

Одной из эффективных технологий, отвечающей заявленным требованиям является использование кинезиологических сказок в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Данная технология обеспечивает формирование у дошкольников интеллекта, повышает стрессоустойчивость, синхронизирует работу полушарий головного мозга, способствует улучшению памяти и внимания. Кроме того, можно отметить, что в ходе её использования у малышей повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно – моторная координация и формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Но что же такое кинезиология? В переводе с греческого – это наука о движении, которой более двух тысяч лет. Сейчас же это оригинальный способ оздоровления детей. Научной основой использования элементов кинезиологии в работе с дошкольниками стали труды Н.С. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, В.Н.Бехтерева, которые доказали положительное воздействие манипуляций рук на развитие речи детей и на функциональность высшей нервной деятельности в целом.

При использовании кинезиологических сказок в работе с детьми младшего дошкольного возраста важно отметить, что для успешного проведения таких занятий надо учесть следующее:

  1. Дети освоили элементарный комплекс кинезиологических упражнений, могут точно выполнять движения;
  2. Содержание занятия имеет игровой сюжет, доступный и интересный детям;
  3. Для достижения наилучшего результата по развитию дошкольников занятия с использованием кинезиологических сказок проводятся ежедневно, без пропусков.
  4. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  5. Продолжительность занятий с детьми младшего дошкольного возраста составляет от 5 до 10 минут.

Методика работы. Прежде чем проводить работу с использованием кинезиологических сказок, необходимо разучить все упражнение отдельно. По ходу чтения сказки каждое движение выполняется от 3 до 5 раз, в зависимости от сложности упражнения. Отдельное движение можно повторить 5 раз, если это связка движений, например: «Гусь – курица - петух», то можно повторить 3 раза. Все движения при разучивании выполняются сначала правой рукой, затем левой и потом обеими руками. При разучивании упражнений выполняем полностью связку движений. А при выполнении упражнений по ходу сказки выполняем только движения, называемые педагогом.

Использование кинезиологисческих сказок в работе с детьми младшего дошкольного возраста позволяет не только погрузить их в определенную игровую ситуацию, сделать детскую деятельность более содержательной, интересной и привлекательной, но и способствует познавательному, речевому и физическому развитию детей, формирует их социально – коммуникативные навыки.

 

Литература:

  1. Гимнастика мозга. Программа по Образовательной кинезиологии доктора наук Пола И. Деннисона и Гейл И. Деннисон. Сборник упражнений: методическое пособие. М., 2010.
  2. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: учебно-методическое пособие. Рязань: РГПУ, 2000.
  3. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М: ТЦ Сфера, 2001.
  4. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: практическое пособие. М.: Аркти, 2015.
  5. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: учебное пособие. М., 2010.