Применение методики ТРИЗ в детском саду и дома

Рогозина Марина Владимировна
Беляева Мария Леонидовна

Старший воспитатель, МАДОУ д/с № 66, г. Белгород
Старший воспитатель, МАДОУ д/с № 67, г. Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Рогозина М.В., Беляева М.Л. Применение методики ТРИЗ в детском саду и дома // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 03.12.2024).

Заказ № 2035632


 

Чем ребёнок становится старше, а на горизонте «маячит» школа», родителей начинает волновать вопрос: «А готов ли мой ребёнок к школе?».

Почему бы об этом не задуматься раньше?

Есть родители, которые думают, что не обязательно развивать ребёнка до 3 лет и очень ошибаются, так как знания и умения, накопленные ребёнком в раннем дошкольном возрасте, очень важны.

Поэтому, чем раньше родители заметят интерес своего малыша к чему-либо, постараются его укрепить, тем активнее будет развиваться их ребёнок.

Познавательное развитие, развитие воображения, умение нестандартно мыслить – вот те навыки, которые ребёнок может получить, если следовать принципам Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), которую когда-то, в далёком 1946 году, предложил советский ученый, Генрих Саулович Альтшуллер, всем нам (мы так думаем) известный писатель-фантаст Генрих Альтов.

ТРИЗ − это методика, разработанная для решения технических проблем и поиска новых идей. Однако, принципы ТРИЗ могут быть использованы в различных областях, в том числе и в детском саду.

В детском саду принципы ТРИЗ могут быть применимы для развития творческого мышления и способности решать проблемные ситуации.

 

Рис. 1

 

Ведь очень важно не только давать детям какую-либо информацию, но и побуждать их искать пути решения задач, которые стоят перед ними. Конечно, можно помочь детям в поиске решений, но это нечестно по отношению к детям. Ведь, войдя во взрослую жизнь, им предстоит принимать решения самостоятельно.

Необходимо побуждать детей, на основе имеющихся у них представлений, делать открытия, не для вас, а для себя!

В этом как раз нам в помощь ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, которая не только поможет развить фантазию, а научит системно мыслить, быть пытливым, любознательным – это те умения, которые пригодятся детям не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

В чём же секрет теории ТРИЗ? А в том, что ребёнок ищет пути решения проблемы нестандартно, не так как взрослые, которые уже мыслят стереотипно. Если маленький ребёнок найдет способ спасти Красную Шапочку от злого волка, а Колобка от Лисы, не позволит Лисе обмануть Зайчика, то из этого малыша вырастет человек, который всегда найдет выход из любого затруднительного положения.

Одно из направлений ТРИЗ – это знакомство с противоречиями. Есть очень интересная игра, которая называется «Хорошо - плохо» - эта игра учит ребёнка, да и не только, видеть во всём плохом что-то хорошее.

Например, такой сюжет: «Шел мальчик по берегу реки, нес банку с аквариумной рыбкой. Споткнулся, упал, банка упала и разбилась, а рыбка попала в реку». Вопрос: это плохо или хорошо? Попробуйте порассуждать!

Такие игры открывают детям настоящий мир с его проблемами.

Можно и даже нужно играть в такие игры, открывая перед детьми окружающий мир, соблюдая правила – все явления, поступки, сказки, события, предметы, рассматривая их с позиции «хорошо - плохо».

 

Рис.2

 

Так же, с помощью ТРИЗ дети могут учиться находить нестандартные решения для задач, связанных с играми и конструированием.

Кроме того, принципы ТРИЗ могут быть использованы для развития социальных навыков у детей. Например, дети могут учиться находить нестандартные решения для проблем, связанных с конфликтами или недопониманием между детьми.

И особенно это очень важно в наше время, когда мир столкнулся с проблемой экологии, когда дети должны и могут научиться находить нестандартные решения проблем, которые связаны с окружающей средой.

Ведь планета Земля – наша мать. Она нас кормит, поит, одевает, дает уют и комфорт. Но человек, пользуясь всеми этими дарами нашей планеты, не только не заботиться о ней, но и губит её.

Попробуйте с ребёнком решить проблему вывоза мусора, если у вас нет мусоровоза, а живете вы в лесу.

Находите те способы познания и тренировки мыслительных операций, которые нравятся вашему ребёнку и, обязательно, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности малыша!

Дерзайте и у вас все получится! А мы вам поможем.

 

Литература:

  1. «Золотой ключик» творческого мышления /под ред. Сидорчук Т.А. Челябинск, 2000.
  2. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения // Шанс на приключение /сост. Селюцкий А.Б. Петрозаводск, 1991.
  3. Ардашева Н.И. и др. Истории про.… Ульяновск, 1993.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
  5. Гин А.А. «Да» и «нет» говорите…// Педагогика+ТРИЗ: сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования, выпуск 2. Гомель: Сож, 1997.
  6. Дидактические игры для развития творческого воображения детей / сост. Никашин А.И. Ростов н / Д., 1991.
  7. Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Минск: Университетское, 2000.
  8. Мурашковска И.Н. Валюмс Н.П. Картинки без запинки. СПб., 1995.