Кузьмина Людмила Александровна
Воспитатель, МКДОУ "Введенский детский сад общеразвивающего вида №3", Курганская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Кузьмина Л.А. Занятие по речевому развитию с использованием образовательного конструктора ЛЕГО в подготовительной группе // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 2031712
Тема: Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»
Форма: фронтальная
Цель: сочинение сказки на заданную тему с использованием образовательного конструктора ЛЕГО «Построй свою историю»
Задачи:
- обучающие:
- развивающие:
- воспитательные:
Материалы и оборудование: раздаточный материал (образовательный конструктор ЛЕГО «Построй свою историю»).
Методы и приемы:
Ход:
Мотивация
- Ребята, наши друзья Маркус и Эмилия, рады продолжать изучение русского языка вместе с вами. Они предлагают выполнить задания Мудреца и добавить еще одну звезду в пирамиду знаний.
Целеполагание
Хотите узнать, какие задания Мудреца нам необходимо выполнить?
- Дети: Да!
Тогда откроем волшебную книгу и узнаем (открываю волшебную книгу и читаю):
- Нам нужно сочинить сказку про двух друзей, используя конструктор ЛЕГО
Актуализация знаний
- Ребята, сейчас я покажу вам знакомую схему-загадку лего, а вы определите, кто станет героем нашей сказки.
Воспитатель показывает знакомую загадку-ЛЕГО про зайца и загадывает загадку:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
Дети отгадывают загадку, поясняют, почему это тот или иной герой
- Как вы догадались что это заяц?
- Дети: Потому, что у зайца большие уши, он живет в лесу и т.д.
-Правильно вы отгадали. Молодцы»
- Слушайте внимательно следующую загадку:
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками
Дети отгадывают загадку, поясняют
- Как вы догадались что это ежик?
- Дети: Потому, что у ежика много иголок, он живет в лесу и лежит под деревьями и т.д.
Воспитатель:
- Задание было совсем не сложным, вы легко с ним справились.
Основная часть:
Воспитатель:
- Ребята, скажите мне пожалуйста зачем ежу так много иголок.
Дети отвечают.
Где живут еж и заяц? (В лесу).
- Молодцы, вы все правильно сказали.
Воспитатель.
- Следующее задание Мудреца будет трудным. Нам нужно узнать, что такое слова-друзья.
Слушайте внимательно: Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие, к слову, трусливый. (Боязливый, пугливый...)
Воспитатель.
-Смелый еж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелы Храбрый, отважный...)
Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, воспитатель помогает.
Воспитатель. Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый?
Дети. Да, похожи.
Воспитатель. Это близкие по смыслу слова, слова-друзья. Вот и еще одно задание мы выполнили.
Воспитатель:
- Чтобы сказка про зайца и ежа была интересной надо подобрать побольше разных слов о главных героях. Составим описание ежа и зайца. Описать — значит рассказать, какой еж, его внешний вид, действия и повадки. Давайте я расскажу про зайца. Он серый, пушистый, с длинными ушами, косыми глазами, быстроногий и симпатичный зверек. Зайцы любят капусту и морковку. Мне очень нравятся зайцы. Вы составьте описание ежа.
Физкультминутка.
Постановка проблемы:
- А теперь давайте придумаем сказку о том, как ежик выручил зайца. Используйте при этом конструктор ЛЕГО. Проходите к столам.
Придумывать сказку вы будете по подгруппам. Один придумывает начало, второй середину - что произошло, третий – чем все закончилось. Договоритесь между собой.
Выставляет план-схему из 3-х частей.
- Подумайте, что могло случиться с зайцем и как еж мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.
После двух-трех рассказов воспитатель спрашивает, чья сказка понравилась больше и почему.
- Ребята, вы любите играть?
- Да.
- Поиграем в игру «Шишка»
Воспитатель. Отгадайте загадку.
Рыжая, пушистая.
На сосну взбирается,
Шишками кидается.
(Белка.)
Кто это?
Дети отвечают. Белка
Закончите предложения: белка бросила в волка... шишку. На лбу у волка выросла... шишка.
Какие шишки бросала белка?
Дети. Еловые.
Воспитатель. Что вскочило у волка на голове?
Дети. Шишка.
- Следующее задание Мудреца для Коли и Вики (индивидуальная работа). Вам нужно разделить слово «шишка» на части, определить, сколько слогов и поставить ударение.
Ребята, пока Коля и Вика выполняют задание вы подберите к слову «шишка» сходные слова. (Шишка — мышка, малышка, трусишка).
- Молодцы! Хорошо!
- А теперь пришло время проверить ребят, как они разделили слово «шишка»!
Воспитатель:
- Последнее на сегодня задание Мудреца. Закончите фразу так, чтобы было складно.
Где ты, белочка, гуляла?
Д е т и. Я орешки собирала.
Воспитатель. Ты кого, ежок, нашел?
Д е т и. Я вам белочку привел.
Воспитатель. А ежиха в лес пошла...
Дети. Спелых ягод принесла.
Воспитатель. Быстро белочка скакала...
Дети. Все орешки растеряла.
Воспитатель. В стороне стоял грибок...
Дети. Еж его найти не смог.
Заключительная часть
Подведение итогов.
- Ребята, давайте вспомним, какое задание приготовил для нас Мудрец?
(Сочинить сказку про то, как ёжик выручил зайца).
С помощью чего вам удалось это сделать? (Нам удалось придумать сказку с помощью план-схемы из конструктора ЛЕГО «Построй свою историю).
- Вы справились с заданием, поэтому получаете новую звезду в Пирамиду знаний.