Несмачных Марина Анатольевна
Шевченко Виктория Владимировна
Учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад № 49 "Радуга", пос. Краснобродский, Прокопьевский МО, Кемеровская область
Страший воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 49 "Радуга", пос. Краснобродский, Прокопьевский МО, Кемеровская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Несмачных М.А., Шевченко В.В. Дифференциация звуков [с] – [ш]: конспект логопедического занятия с воспитанниками подготовительной к школе группы // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 2031422
Тема: «Дифференциация звуков [с] – [ш]»
Цель занятия: закрепление умения дифференцировать звуки [с] – [ш], делить предложения на слова, слова на слоги, проводить звуковой анализ слогов и слов.
Задачи:
Коррекционно – образовательная:
Коррекционно – развивающие:
Коррекционно – воспитательная:
Оборудование: зеркала, звуковые схемы звуков, схема предложения, конверт, зеленые веревочки, замки для звуков, логопедическое лото.
Методы и приемы: наглядность, беседа, логопедические игры, физминутка, гимнастика для глаз.
Ход занятия
I. Организационный момент
Психологический настрой
Каждый день – всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Вспомним правило красивой речи: Сначала подумай, потом говори.
- Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. (Дети поднимают руки.)
- Подул теплый ветерок –ш-ш-ш-ш-ш, зашелестели листья. (Дети быстро шевелят пальчиками.)
- Подул холодный ветер –с-с-с-с-с-с, закачались сосны. (Дети покачивают и машут руками.)
- Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветви. (Дети расслабляются.)
- Снова подул ветер. (Дети снова напряглись и зашевелились, а затем расслабились.)
II. Основная часть
- Как зашумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш-ш-ш)
- Как подул холодный ветер? (с-с-с-с-с-с-с)
Вы догадались, какие звуки мы будем повторять? (Мы будем повторять звуки с –ш.)
Сравнительная характеристика звуков
Логопед на доску прикрепляет буквы.
- Что происходит с нашим язычком и губами при произношении звука С? (При произношении звука С губы – в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы.)
- Поднесите ладошку ко рту и произнесите звук С. (Дети произносят сначала по одному, затем вместе).
- Какая воздушная струя проходит посередине языка? (Холодная воздушная струя проходит посередине языка.)
- Как вы узнали, что воздушная струя холодная? (Поднесли ладошку ко рту и почувствовали холодный воздух.)
- Покажите с помощью руки, где находится язычок при произношении звука С. (Дети показывают ладошкой.)
- Что происходит с нашим язычком при произношении звука Ш? (Губы вытянуты рупором, трубочкой, бубликом. Кончик языка «чашечкой» поднят за верхние зубы. Посередине языка идет теплая, плавная струя воздуха.
- Как вы узнали, что воздушная струя теплая? (Поднесли ладошку ко рту и почувствовали тепло.)
- Покажите «чашечку» при помощи рук. (Дети показывают).
- А теперь ребята давайте споем песенку с помощью звуков.
1-звук С
2-Звук Ш.
Звуковая характеристика звуков.
- Звук Ш согласный или гласный звук? (Звук Ш – согласный звук.)
- Почему? (Звук Ш – согласный звук, т.к. при произношении этого звука голос встречает преграду, мы звук не поем.)
- Твердый или мягкий? (Всегда твердый.)
- Как узнаем глухой звук или звонкий? (Подставляем ладошку к горлышку и произносим звук. (Дети произносят звук.)
Л. Звук Ш- согласный, твердый, глухой, шипящий.
-Кружочек какого цвета выбираем для этого звука (Для звука Ш выбираем кружочек зеленого цвета.)
- Расскажите про звук С? (Звук С- согласный, твердый, глухой, свистящий.)
-Кружочек какого цвета выбираем для этого звука (Для звука С выбираем кружочек зеленого цвета.) Дети на доске пишут буквы и под буквами выкладывают звуковую схему.
-Характеристика звуков похожа, но существует одно отличие звуков друг от друга. Звук С – свистящий, а звук Ш – шипящий. При произношении звука С –свистим, Звука Ш –шипим.
- Ребята, а как вы думаете, в замке какого цвета живут звуки С –Ш? (Звуки С, Ш живут в зеленом замке, т.к. они глухие звуки).
Логопед выставляет на доску зеленый замок и объясняет, что звуки С, Ш живут в зеленом замке, т.к. они глухие звуки.
- А как вы думаете, какие звуки живут в замке синего цвета? (В замке синего цвета живут звонкие согласные).
- Перечислите их?
- Почему согласные называются звонкими? (При произношении звенит в горлышке.)
Связь звуков и букв.
- Ребята, что такое звук? (Звук – это то, что мы слышим.)
- Что такое буква? (Буква – это квартирка звука или это то, что мы пишем.)
Логопед произносит звук и показывает букву.
- У каждого на столах красивые разноцветные ленточки. Выложите с помощью ленточек буквы С и Ш. (Дети разворачиваются к столу и выполняют задание.)
Дети выполняют задание, логопед произносит стихотворения
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Е (Дети делают из буквы Ш, букву Е)
Логопед комментирует выполненное задание.
Упражнения с мячом – ежиком (Движения по тексту)
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я с метаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
Физминутка
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
Дети выполняют движения по тексту стихотворения
Развитие фонематического слуха.
А) Игра «Подарим картинки Паше и Соне».
- К нам в гости пришли мальчик и девочка. Давайте придумаем им имена. У мальчика в имени будет звук Ш, а у девочки звук С. (Мальчика назовем Паша, а девочку Соня.)
- В пальчиковом бассейне лежат подарки Паше и Соне. Паше подарите картинки, в названии которых услышите звук Ш, а Соне – в названии которых услышите звук С.
Дети выполняют задание, объясняя выполнение действий. Пример: «Я подарю грушу Паше, потому что в слове груша есть звук Ш» и т.д.
Б) Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук С, топни – звук Ш.
Слова: шапка, санки, машина, сумка, карандаш, доска, кошка, масло, Саша, сушка, камыши, солнышко.
- Звуки, как люди, живут в разных домах, называемых слогами, да еще и каждый занимает ему одному отведенную квартиру.
В) Логопедическое лото: «Найди место звуку в слове».
Дети садятся за столы и выполняют задание, два человека лото со звуками С и СЬ, два человека со звуком Ш.
Закрепление звуков в слогах. Звуковой анализ слогов.
- А теперь отправляемся в путешествие к красному замку. Какие звуки в нем живут? (Гласные звуки)
- Назовите гласные звуки. (А, О, У, И)
- Почему мы называем звуки гласными? (При произношении голос не встречает преграду, мы их не поем).
- Давайте подружим звуки С, Ш с гласными звуками. Звук С подружился со звуком А, что получилось? (СА)
ША СА СО ШО СУ ШУ (Логопед пишет на доске слоги, а дети выкладывают звуковую схему слогов. Объясняют, что звуки Ш, С –согласные, а звуки А, О, У – гласные.)
Мы заметили сейчас:
Буквы разные у нас,
Отличаются по цвету,
Что напомнило вам это?
Звуковая схема слога:
И игра у нас готова.
Упражнение для глаз «Мигалочки» (Выполнение движений по тексту).
Светит солнышко в окошко
Закроем глазки мы немножко.
Подержали – открываем,
А теперь мы поморгаем.
Закрепление звуков в слогах. Звуковая схема слова.
- А сейчас я попрошу вас выполнить более сложное задание. Надеюсь, вы справитесь с ним.
- Нужно выполнить звуковую схему слов.
СОК
ДУШ
(Дети выкладывают звуковую схему слов на доске.)
-Назовите слово? (СОК)
-Сколько слов? (Одно)
-Сколько слогов? (Один)
-Как вы узнали, что слог один? (Прохлопали слово)
- Сколько согласных звуков в слове СОК?( 2)
- Сколько гласных звуков? (1)
- Сколько слогов? (1)
- Вспоминаем правило: сколько гласных, столько и слогов.
По этой же схеме работаем со словом ДУШ.
Потом разворачиваются к столу, у каждого на столах листы со словами, дети выкладывают звуковые схемы слов. Логопед достает слова из большого конверта.
ШАР СЛОН СОН ШКАФ
Закрепление звуков в предложении.
На доске схема предложения из 4- х слов. (Логопед произносит слова, которые дети должны запомнить, каждый ребенок со своим словом составляет предложение.)
Слова: ландыш, весна, сумка, груша
Примеры: Наташа ела вкусную грушу. Мама купила сумку.
III. Итог
- Какие звуки сравнивали?
- Что нового вы узнали на занятии?
- Что у вас получилось?
- Что было для вас сложного?
Наш закончился урок.
Кто собой доволен,
Руку поднимите,
На пальчиках оценку
За занятие покажите.
Все пятерки, это ясно!
А вы, гости,
Как, согласны?
Лично я ребят хвалю,
Я таких трудяг люблю! (Логопед вручает медали с оценками)