Сайгашкина Жанна Валериевна
Воспитатель, МДОУ "Детский сад № 122 комбинированного вида", г. Саранск, Республика Мордовия
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Сайгашкина Ж.В. Природа глазами художника // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 2027542
В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира… Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества
В.А. Сухомлинский
Пейзажная живопись вызывает интерес у детей изображением предметов и явлений цветовыми сочетаниями, колоритом. Рассматривая пейзаж, дети эмоционально реагируют на цвет. Однако некоторые воспринимают его очень поверхностно. Часть детей способна воспринимать элементарные основы гармонии цвета - они замечают, какие цвета сочетает художник, как он размещает в картине краски. 5-7-летние дошкольники, выбирая "самую красивую" картину, способны при этом руководствоваться эстетическими чувствами, вызываемыми яркостью красок, их сочетанием.
Живопись – самое сложное направление при работе с детьми дошкольного возраста. Создание истинного произведения искусства требует изучения психологии, понимания внутреннего мира человека, выражение художником своего отношения к картине.
Тип проекта: творческий
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы и их родители, педагоги.
Продолжительность проекта: сентябрь-май.
Актуальность. При работе с дошкольниками в данном направлении было отмечено, что они испытывают затруднения в осознанном восприятии произведений искусства.
Детям сложно видеть особенности композиции и сюжета картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками; проявлять эмоционально – личностное отношение к картине.
С технической стороны детям сложно видеть линию перспективы и правильно ее использовать при изображении объектов в собственном рисунке.
При составлении рассказов по картинам пейзажной живописи дети дошкольного возраста испытывают сложности в использовании эмоционально окрашенной лексики; в изложении последовательности своих мыслей, чувств.
Исходя, из данной актуальности была выбрана тема проекта: «Природа глазами художника».
Цель проекта. Воспитание всесторонне развитой, творчески активной личности.
Исходя из цели нами были поставлены следующие задачи:
Обучающие:
Особое место пейзажная живопись занимает в развитии речи. Ведь речь ребенка - показатель того, насколько он понял содержание произведения. Приобщая детей к пейзажной живописи, как виду искусства, опосредованно отражающему реальный мир, мы учли особенности развития словаря, связанной речи детей, чуткость к языковым явлениям и ориентировку на смысловую значимость языка. Имея в виду следующую особенность: дети шестого года жизни обращают внимание на смысловую сторону языка, поэтому у них происходит как-бы спад выразительности речи. Речь, лишенная интонационной отзывчивости, отражает познание им искусства лишь на уровне рационального, логического мышления. В самом произведении заложена тесная взаимосвязь рационального и эмоционально-насыщенного. Следовательно, и познание пейзажей осуществлялось на основе единства эмоционального и рационального, что обусловило речь воспитателя и ребенка.
Развивающие:
С помощью пейзажной живописи мы развивали мыслительную деятельность старших дошкольников; умение делать обобщения на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь. Внутренняя речь помогает ребенку спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения, возникшие в результате восприятия замысла художника. Внутренняя речь, кроме того, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, как бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства. При рассматривании пейзажей у воспитанников формировали и развивали не только перцептивные действия, но и система сенсорных комплексных ощущений, дающих целостное восприятие художественного произведения. В процессах ознакомления с пейзажами у детей формировали и расширяли научные знания линейной, воздушной перспектив, композиции, возможности цвета, техники изображения. В результате чего осуществлялось осваивание детьми своеобразной терминологии, тем самым, расширяя свой словарный запас.
Воспитательные:
Более полное познание детьми произведения пейзажной живописи позволило нам не только развивать интерес к живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения. Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с пейзажной живописью у детей активизировался интерес к общественной жизни, к различным видам человеческой деятельности, отношением его к процессам труда, к ценностям, которые создает народ, к художественному творчеству. Дети обогатили свой нравственный опыт, любовь к Родине. У них сформировалось нравственное сознание.
При ознакомлении детей с пейзажной живописью мы учили детей видеть красоту человеческих чувств, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведениях изобразительного искусства, сравнивать явления с реальной действительностью. И этим развивали их эстетические чувства, которые проявлялись у детей в начале эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством - в собственной художественной деятельности.
Формируя социальные чувства, особенно нравственные, искусство повлияло на усвоение детьми норм поведения в обществе - морали и законов государства, осуществляет социализацию человека - его включение в жизнь коллектива, семьи, общества, в существующие традиции и обычаи, и их отношений друг к другу.
Основные направления творческой работы с дошкольниками:
Знакомство с:
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
Основной (Реализационный) этап:
Заключительный этап:
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Взаимодействие с детьми.
Задачи: прививать любовь к прекрасному; обогащать духовный мир; развивать воображение; воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Взаимодействие с родителями.
Задачи: педагогическое просвещение, приобщение к совместной творческой деятельности с детьми.
Форма работы с детьми.
Специально организованные мероприятия, игры, наблюдения, экскурсии, рассматривание репродукций, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о природе, художественное творчество, составление описательных рассказов о природе, беседы.
Формы работы с родителями.
Консультации, подбор репродукций картин, беседы о важности данной проблемы, оформление папки передвижки, выставки детского творчества, совместное творчество детей с родителями, советы родителям.
Формы работы с педагогами.
Консультации, проведение мастер-класса «Пейзажная живопись».
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Заключение
Воспитанники эмоционально откликаются на образное содержание произведений живописи, ориентируются в цвете, как средстве для передачи эмоционального состояния, настроения, отношения автора к изображаемому, выделяют главное на плоскости листа: цвет, положение в пространстве.
Дети различают жанры живописи, их особенности, помнят имена художников, названия некоторых произведений.
Применяют средства выразительности при изображении различных жанров;
Видят и понимают разнообразие и красоту природы в различное время года. Возникает потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства;
Дети проявляют устойчивый интерес к произведениям изобразительного искусства, испытывают удовольствие и радость от встречи с ними.
В описательных рассказах о природе, объектах и явлениях природы дети стараются точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов; освоить слова, обозначающие более тонкое дифференцирование цвета, определять и воспроизводить логику описательного рассказа, использовать разнообразные средства выразительности, в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения).
Таким образом, делая вывод надо сказать, что особая роль в развитии речи, её образности отводится знакомству с произведениями пейзажной живописи детей старшего дошкольного возраста.