Титова Юлия Владимировна
Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 80 комбинированного вида", г. Саранск, Республика Мордовия
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Титова Ю.В. Педагогический образовательный проект по основам безопасности и жизнедеятельности «Азбука безопасности» для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1983413
Важным направлением работы дошкольной образовательной организации традиционно является поиск оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Воспитание культуры безопасности является педагогическим компонентом формирования личности безопасного типа, адаптивной личности. Приобщение к культуре безопасности как компоненту общей культуры - это необходимая и важная составляющая социализации ребенка.
Проблемой формирования собственной безопасности детей занимались многие педагоги. В том числе Р.И. Жуковский, С.А. Козлова, Э.К. Суслова и другие. Подчеркивая важность формирования готовности к безопасной жизнедеятельности, основанной на присвоении ребенком культуры безопасности, они отмечали, что данная готовность является одним из основополагающих условий реализации личностного потенциала и социального предназначения человека. Очень важно, чтобы формирование безопасного поведения осуществлялось не на основе запретов и насаждений, а на основе убеждений, доказательств необходимости выбора правильного поведения и реакции в конкретной ситуации. Поэтому, это еще раз подтверждает актуальность данного направления и необходимость формирования у детей дошкольного возраста навыков, позволяющих сохранить свое здоровье, жить и развиваться в безопасном мире. В силу возраста ребенка и развития его познавательной сферы, происходит активное исследование и познание окружающей действительности, вследствие чего, возрастает риск травматизма ребенка. Следовательно, через приобретение опыта, активно познаются окружающие предметы, явления, объекты. В дошкольном детстве помимо приобретенных знаний, формируются практические умения, которые ребенок в дальнейшем использует их в своей жизни. Очень важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок не только приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который позволит ему ориентироваться в окружающей действительности, но и умел его активно использовать.
Я согласна с мнением многих педагогов, что необходимо растить детей, умеющими ориентироваться в окружающей жизни. На мой взгляд, безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение безопасно вести себя в различных ситуациях.
Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Ответы на эти вопросы я попыталась раскрыть в проекте: «Азбука безопасности».
Тема проекта: «Азбука безопасности».
Актуальность проекта: Современный мир таит в себе множество опасностей. Знание правил безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, ПДД, ОБЖ поможет предотвратить беду, а правильное поведение в той или иной ситуации может спасти жизнь. Детская безопасность всегда была и будет общей заботой педагогов и родителей. Жизнь ребёнка – это самое дорогое, что есть на свете. Задача взрослых научить маленького человечка обойти беду стороной.
Дети с самого раннего возраста для собственной безопасности должны чётко знать правила безопасности. Это касается всех сфер жизни и деятельности ребёнка – быта, игры, движения. Прямой обязанностью взрослого является обучение ребёнка основам безопасного поведения. Ребёнок может оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, природе, на дороге, поэтому главная задача взрослых – стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. Чтобы дети знали, как правильно вести себя в разных ситуациях и умели применять полученные знания в реальной жизни.
Новизна проекта:
У детей недостаточно информации и опыта о потенциально опасных для человека ситуациях. У малышей не сформированы правила поведения в природе и окружающем мире. Взрослые мало рассказывают о разностороннем мире и его опасностях.
Цель проекта:
Формировать у младших дошкольников элементарные представления об основах безопасности жизнедеятельности.
Задачи проекта:
Участники проекта.
Дети, родители (законные представители), педагоги МАДОУ «Детский сад № 80 комбинированного вида».
Тип проекта: информационно-творческий, по времени – долгосрочный, с 01.09.2021г. по 31.05.2022г.
Место проведения:
МАДОУ «Детский сад № 80 комбинированного вида».
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:
Дети должны уметь:
Дети должны иметь представление:
Родители: будут вовлечены в воспитательно-образовательный процесс на основе педагогического сотрудничества и совместной деятельности.
Материалы и оборудование: учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы, картинки, художественная литература, обучающие плакаты
Работа над проектом включает ряд этапов:
1 этап – подготовительный с 01.09.2021г. – 30.09.2021г.
2 этап – основной с 01.10.2021г. по 22.04.2022г.
3 этап – заключительный с 25.04.2022 – 31.05.2022г.
Первый этап – подготовительный.
На первом этапе работы, мною была изучена научно-педагогическая литература по обучению детей безопасному поведению:
Второй этап – основной.
На данном этапе были проведены следующие мероприятия:
Третий этап - заключительный. Период рефлексии, анализ и обобщение результатов, формулировка выводов, составление рекомендаций, участие в конкурсах, (отчёт презентация на педагогическом часе в ДОУ по данному вопросу). Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Разработки и презентации мероприятий, конспектов размещены на сайте образовательного учреждения, на моем личном мини-сайте: МААМ. ru.
На данном этапе планируется провести следующие мероприятия:
Программные задачи: формировать у младших дошкольников представления о правилах безопасного поведения в группе, на улице, дома, умения и навыки, необходимые для поддержания здоровой жизнедеятельности; воспитывать чувство осторожности и дружеские взаимоотношения.
Содержание проектной деятельности
Работа по реализации данного проекта осуществляется по 5 тематическим блокам:
1. блок - «Дорожная безопасность»
2. блок - «Пожарная безопасность»
3. блок - «Безопасность в быту»
4. блок – «Безопасность в общении»
5. блок - «Природа и безопасность»
1. блок - «Дорожная безопасность»
2. блок - «Пожарная безопасность»
3. блок - «Безопасность в быту»
4. блок – «Безопасность в общении»
5. блок - «Природа и безопасность»
Итоги проекта:
Дети имеют первоначальные представления:
Работа по реализации данных блоков планируется осуществлять в совместной деятельности детей, родителей и педагогов, а также в индивидуальной работе.
План реализации образовательного проекта для детей 2-й младшей группы
Сроки реализации |
Тема |
Сентябрь |
Разработка проекта, подбор методической литературы, детской художественной литературы, дидактических картинок, дидактических игр |
Октябрь |
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ Беседа о безопасности: - «Дорога до детского сада», Беседа «Как переходить проезжую часть», Цель : развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве Беседа «Светофор» (значение сигналов) Цель : Познакомить детей со значением сигналов. Учить понимать значение красного, желтого и зеленого сигналов. ООД Аппликация «Наш друг светофор» Цель: Формировать навыки безопасного поведения на дорогах, закрепить знания о светофоре, учить передавать образ светофора путем наклеивания кругов на полоску картона черного цвета Д/и «Разрезной светофор» Цель: Учить собирать светофор из трех частей, располагая в определенном порядке Подвижная игра «Воробушки и автомобиль» Просмотр мультфильмов «Смешарики. Азбука безопасности» Рассматривание плаката: «Азбука безопасности на дороге» Рассматривание плаката: «Дорожные знаки» Работа с родителями: Оформление папок-передвижек: «Воспитание безопасного поведения детей на дороге» Консультация для родителей «Безопасность детей при перевозке в машине |
Ноябрь |
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Беседа на тему: «Профессия пожарный», «Пожарная служба» Цель: познакомить детей с профессией Пожарный, Пожарная служба. Чтение сказки С.Я Маршак «Кошкин дом» К.И. Чуковский «Путаница»; Цель : на примере сказки показать детям о том, к чему может привести привезти огонь. Формировать представления об опасности неосторожного обращения с огнем через чтение литературных произведений и малых фольклорных форм Беседа «Огонь добрый и злой» Цель: Дать детям представление о том, какой бывает огонь, о том, какое значение он имеет в жизни людей Папка-передвижка «Учим ребенка правилам безопасности». |
Декабрь |
НЕ ИГРАЙ С ОГНЕМ Беседа: «О правилах пожарной безопасности» Цель: Формировать умение связно отвечать на вопросы; правильно использовать в речи названия предметов; познакомить с правилами пожарной безопасности Беседа: «Спички детям не игрушка!» Цель: Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём. Закреплять знания об основных требованиях пожарной безопасности, формировать дисциплинированность, чувство ответственности за свои поступки. ООД Аппликация «Лестница для пожарных» Цель: Формировать представления о пожарной безопасности, расширять и активизировать словарный запас детей; развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова; развивать потребность в двигательной активности, мелкую моторику пальцев рук Консультация для родителей «Новый год , праздник безопасный для детей» «Правила безопасности во время новогодних праздников» |
Январь |
БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ Беседа «Чистота – залог здоровья». Цель : формирование культурно-гигиенических навыков у детей . Объяснить почему так важно мыть руки. Чтение художественной литературы о чистоте. К.И Чуковский «Мойдодыр», А Барто «Девочка чумазая». Цель: способствовать формированию правил личной гигиены детей Прослушивание аудио сказки «Петушок и бобовое зернышко» Цель: Закрепить правила безопасного поведения во время приёма пищи. Беседа «Дорога зимой» Цель: Формировать у детей элементарное представление о зимней скользкой дороге (можно поскользнуться и упасть перед машиной; машина не может сразу остановиться и т.д.) Консультация для родителей: «Безопасность детей зимой», «Безопасность ребенка на улице» |
Февраль |
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОМА Беседа «Когда мамы нет дома» Цель : Формировать у детей знания о правилах поведения дома, когда остаются одни. Игра – ситуация «С чем можно играть, а с чем нельзя» Беседа: «Таблетки на столе» Цель: Расширить знание детей о том, что лекарства и витамины можно принимать только с разрешения взрослого. Чтение русской народной сказки «Кот, Лиса и Петух» Цель : на примере сказки показать детям о том, к чему может привести непослушание. Формировать у детей представления как опасно отрывать дверь в отсутствии дома взрослых Рассматривание дидактических картинок (плакат) «Ребенок дома» Чтение стихов о безопасности дома. Марина Минакова «Привила безопасности для малышей» («Один дома» стр.12-24) Консультация для родителей «На личном примере» |
Март |
ОПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ Беседа «Горячие предметы на кухне» Цель: закреплять представления о том, что можно обжечься при небрежном пользовании горячей водой, паром от кастрюль. Беседа «Опасные предметы» Цель: Расширить знания детей о том, что есть предметы, которыми запрещается пользоваться, что они опасны (иголки, ножи, спички, электроприборы). Чтение Марина Минакова «Привила безопасности для малышей» («Один дома» стр.12-24) Беседа - «Открытое окно, балкон как источник опасности» Цель : дать понятие , что москитные сетки и открытое окно опасны Рассматривание д/к по безопасности дома , опасные предметы |
Апрель |
БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕНИИ Беседа «Незнакомые люди» Цель: Обучать детей правилам личной безопасности при встрече с незнакомыми людьми, формировать чувство опасности. Дать знания о том, что опасно подходить и брать у чужих людей что-либо, садиться в чужую машину. Чтение сказки «Волк и семеро козлят» Цель : Напомнить сказку, развивать активный словарь, формировать простейшие представления о правилах безопасного поведения. Формировать у детей представления как опасно отрывать дверь в отсутствии дома взрослых Беседа «Если ты потерялся» Цель: Учить детей не уходить с того места, где тебя оставили взрослые. Если ты потерялся, не пугайся и не плачь! Беседа «Если ты дома один» Цель: Продолжать учить правильно вести себя дома, когда вдруг остаешься один, формировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. Консультация для родителей (Памятка) «Ребенок один в квартире»; «Общение с посторонними» «Безопасность ребенка дома» |
Май |
ПРИРОДА И БЕЗОПАСНОСТЬ Беседа «Мой домашний любимец» (собака, кошка) Цель: Формировать у детей правила поведения с домашним любимцем (не дразнить, не целовать, не тянуть за хвост). Беседа «Контакты с животными» Цель: Объяснить, что иногда животные могут быть опасны; нельзя подходить к чужим собакам и кошкам.
Беседа «Опасные насекомые» Цель: Формировать представление детей об опасных насекомых, которые могут укусить (пчела, комар, оса) Беседа «Осторожно, ядовито!» Цель: Учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность. Беседа «Жаркое солнышко» Цель : Формировать представление детей о правилах поведения в жаркие летние дни Д/и: «Оденем куклу на прогулку» Цель : Учить детей одевать куклу по сезону и не забывать про головной убор. Консультация для родителей «Безопасность детей в природе» Консультация «Летний отдых детей» Консультация для родителей «Безопасность детей на воде» |
Литература: