Ванина Галина Владимировна
Ермакова Татьяна Николаевна
Учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 1, г. Чебоксары, Чувашская республика
Учитель-логопед, МАОУ СОШ № 1, г. Чебоксары, Чувашская республика
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Ванина Г.В., Ермакова Т.Н. Предупреждение и преодоление ошибок чтения и письма // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1982833
Последние годы в России уделяют большое внимание проблеме дислексии. В начале октября уже 5 лет проводится неделя осведомлённости о дислексии, которая призвана привлечь внимание общества к проблеме специфических трудностей в овладении навыками чтения, письма и счета.
Данный материал адресован родителям и учителям, которые хотят быть уверенными в том, что их дети способны в полном объёме овладеть школьной программой.
К сожалению, далеко не все дошкольники, поступая в школу, имеют правильную речь. У многих детей нарушена устная речь. Это может привести к проблемам при освоении письма.
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются сложности при овладении письменной речью.
Ребята испытывают затруднения при освоении программы по русскому языку, литературному чтению; при этом могут хорошо справляться с программой по математике.
В связи с этими проблемами ухудшается общая успеваемость, ребенок испытывает дискомфорт, не любит учиться, не хочет идти в школу.
Родители и учителя видят в работах детей разнообразные многочисленные ошибки.
Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые "глупые" пропуски букв, слогов и слов, вставки букв, слогов и слов замены одних букв на другие, недописывание элементов, зеркальное написание букв, слитное написание слов с предлогами, строчная буква в начале предложения, отсутствие знаков препинания и другие?
А может – правила учит-учит, а вовремя применить их не может?
Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка, его нежелании учиться, отсутствии старания.
Причин может быть несколько. Одна из них возможно в том, что ваш ребенок имеет специфическое нарушение.
Возможно, у вашего ребенка имеется такое нарушение письменной речи, как дисграфия.
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.
При чтении ребенок также может допускать многочисленные разнообразные ошибки: пропуск и перестановка букв, слогов, слов; ошибки в окончаниях слов; неумение удерживать читаемую строку глазами. Отсутствие понимания прочитанного.
В этом случае речь может идти о дислексии.
Дислексия – это специфическое нарушение процесса чтения, которое проявляется в многочисленных ошибках при чтении.
Дисграфию и дислексию можно диагностировать только тогда, когда сформированы навыки чтения и письма. Это происходит примерно к концу второго класса и позднее.
В первом классе у ребенка могут возникать ошибки в чтении и письме, но это нельзя однозначно диагностировать как стойкое нарушение, потому что идет процесс формирования навыков чтения и письма.
Чтобы их трактовать как дислексию или дисграфию, ошибок должно быть много: они должны быть постоянными, частыми и не корректирующимися самостоятельно.
Причины возникновения дислексии дисграфии можно разделить на две большие группы:
По ряду признаков можно предположить о возможном возникновении трудностей при обучении чтению и письму
Если вы замечаете наличие у вашего ребёнка 3 и более признаков, или ваш ученик допускает многочисленные разнообразные ошибки при чтении и письме, вам необходимо обратиться к специалистам. Ведь только он может определить наличие дисграфии, дислексии. И построить индивидуальный коррекционный маршрут.
Как правило, логопед, учитывая формы, механизмы нарушения, включает в работу коррекцию звукопроизношения, фонематического восприятия, обогащение и активизацию словаря, развитие связной речи.
Если причины нарушений органические, логопед порекомендует обратиться к врачам, которые назначат необходимую и дополняющую педагогическую работу терапию. Такую как массаж, физиопроцедуры, ЛФК…
Если вы решили довериться специалистам, это замечательно. Такое решение потребует от вас временных, финансовых ресурсов.
В то же время определенную работу можно проводить дома самостоятельно, после консультации, учитывая рекомендации логопеда.
Важные условия при организации самостоятельных занятий.
Виды упражнений и заданий для самостоятельной работы
Записывать из диктуемых слов только гласные. Начинать следует с простых слов, постепенно усложняя слова, добавляя слова с йотированными гласными.
Диктовать слова нужно орфографически (т.е так, как слово пишется)
Сова, уха, лиса, аист, зима, рука, ухо, груша….
Матрас, машина, дорога, перина…
Листья, яблоко, заяц…
Солнцемпиловатшколааоеьювдлпрарыбавукиакнигаыарвжштигр
Напишите на карточке слово сложной слоговой структуры (аквариум, аквалангист и др.) или слово, в которых ребенок часто допускает ошибки.
Попросите ребенка прочитать это слово, разделить на слоги (устно), а потом разрезать слово на части по слогам. А теперь пусть попробует собрать слово из частей. Прочитает его орфографически и запишет по памяти.
Если ребенок будет хорошо справляться с выполнением задания, усложните работу. Для этого возьмите сразу три слова, перемешайте части (слоги) слов и предложите собрать слова.
Наступила осень часто идут дожди солнце выглядывает из-за туч все реже природа готовится к зиме птицы улетают в теплые страны деревья сбрасывают листья
Заведите для занятий отдельную тетрадь, чтобы видеть изменения в работах ребенка.
Начинайте с небольших, простых текстов.
Приучайте ребёнка проговаривать все слова, которые он пишет.
Учите ребёнка самостоятельно проверять списанный текст. Если ребёнок не может увидеть ошибок в работе – указывайте ему строку, в которой допущены ошибки.
Методика даёт реальные и быстрые результаты на практике. Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений.
баранов, голов, носков, улов, дров, зов, отцов(пиджак), подков, зверолов, засов…
быстрей, ключей, чей, воробей, лебедей, клей, теплей, вещей, грамотей, шалфей…
колючий, медвежий, отчий, колдуний, гений, рыбий, кремний, подземелий,
летний…
палка, галка, мялка, прялка, свалка.
Дом
Дома
Домик
Домишко
Домовой
Надомный
Домовёнок
Заяц
Зайчик
Заячий
Заинька
Зайчонок
1) Найди слог (по предъявляемому устно)
во |
фо |
иф |
уф |
фи |
ву |
оф |
ви |
фу |
2) Найди слово (по предъявляемому устно)
коза |
сила |
пила |
сено |
лоси |
кора |
коса |
носи |
пора |
|
|
|
3) Найди слово в таблице как можно быстрее (предъявляется устно)
город |
деньки |
план |
огород |
лень |
парк |
ваза |
стул |
сквер |
Чтение слоговых таблиц.
Начинаем с простых открытых слогов, переходим на обратные, затем слоги из 3 букв, слоги со стечением.
Читать слоги можно по горизонтали, по вертикали.
Добивайтесь четкого произношения звуков.
Напоминаем, что переходить к следующему виду заданий следует только после многократного безошибочного выполнения предыдущего.
на |
па |
ра |
но |
по |
ро |
ну |
пу |
ру |
ны |
пы |
ры |
нэ |
пэ |
рэ |
ни |
пи |
ри |
не |
пе |
ре |
нё |
пё |
рё |
сы |
мо |
ну |
лы |
сэ |
жу |
но |
за |
лы |
ша |
щи |
ву |
сэ |
фы |
ры |
шу |
ха |
со |
мы |
лу |
на |
жо |
сы |
ма |
ло |
зу |
шу |
ру |
хо |
ща |
аб |
об |
уб |
ыб |
эб |
иб |
ав |
ов |
ув |
ыв |
эв |
ив |
ад |
од |
уд |
ыд |
эд |
ид |
аг |
ог |
уг |
ыгг |
эг |
иг |
аз |
оз |
уз |
ыз |
|
из |
бла |
бло |
блу |
блы |
бли |
вла |
вло |
влу |
влы |
вли |
гла |
гло |
глу |
глы |
Гли |
для |
дло |
длу |
длы |
дли |
зла |
зло |
злу |
злы |
зли |
упр |
онт |
ялд |
обр |
юрк |
умн |
изн |
утк |
ятк |
исп |
ора |
неб |
ябл |
ост |
сте |
бро |
сан |
лин |
сив |
ино |
кет |
ада |
тка |
гай |
сен |
гру |
вел |
тум |
чки |
нце |
При самостоятельных занятиях:
Кроме предложенных упражнений можно использовать уже готовые пособия по коррекции устной и письменной речи, развитию навыков чтения.
З.И. Лалаева Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников
Садовникова
И.Л. Калинина «Учим детей читать и писать»
Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»
О.Н. Яворская «Занимательные задания логопеда»
Не оставляйте данные трудности без внимания. Работа над рассмотренными в статье типами ошибок должна вестись целенаправленно, комплексно, систематически.
Подобные ошибки самостоятельно не пройдут. Ситуация может только усугубиться.