Вагина Галина Викторовна
Воспитатель, МБДОУ "Совёнок", р.п. Кольцово
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Вагина Г.В. Социализация детей старшего дошкольного возраста средствами детской художественной литературы // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1979364
В данной статье обоснована роль детской художественной литературы как средства социализации детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, дети, педагоги, детская литература, социализация, коммуникации.
Социализация детей старшего дошкольного возраста делает акцент на их взаимодействие с другими детьми и принятие культурных норм общества. В этом возрасте дети уже начинают понимать, что они являются частью коллектива и учатся уважать права и мнения других людей. Они также осваивают навыки общения и решения конфликтных ситуаций. Важно помочь детям научиться выражать свои мысли и чувства, а также учить их эмпатии и пониманию чужой точки зрения.
Социализация детей дошкольного возраста – процесс, который помогает детям адаптироваться к социальной среде и обществу в целом. Она включает в себя обучение нормам поведения, культурным традициям, правилам и общепринятым нормам, а также участие в различных видах деятельности, которые способствуют развитию личности и социальных навыков.
Недостаточная социализация в дошкольном возрасте может привести к различным проблемам в будущем. Ребенок может испытывать трудности в общении с другими людьми, иметь низкую самооценку, неумение решать конфликты, трудности в адаптации к новой среде и т.д.
Социализация в ДОУ позволяет детям получить опыт общения с другими людьми, что может быть полезно для их будущей жизни и карьеры. Кроме того, социализация в ДОУ может помочь детям справляться со стрессом и конфликтами, учиться решать проблемы и находить компромиссы, что также может быть полезным для их будущей жизни.
Значение и влияние детской художественной литературы на социально–коммуникативное развитие детей, раскрывается в работах Е. А. Флериной, которая отмечает, что старшие дошкольники видят в поведении литературного героя не только ярко выраженные внешние чувства, такие как: страх, слезы, смех, но и более «сложные, скрытые мотивы их поступков».
Художественная литература – одна из форм освоения мира; она отображает благополучие и разнообразие внутренней жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям существования: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность, что воздействует на развитие у ребенка дошкольного возраста нравственно – эстетических чувств и соответственно качеств личности.
Дети старшего дошкольного возраста постепенно, но с большой активностью входят в мир сложных и многообразных, человеческих отношений, а художественная литература облегчает для них этот процесс. Прослушивание художественных произведений, разучивание стихотворений и пересказывание сказок развивают и обогащают образное мышление детей, что непосредственно оказывает влияние на формирование его мировоззрения, на нравственно-эстетическое развитие, на развитие творческого потенциала и гражданской позиции, речевых умений и навыков.
В процессе образовательной деятельности в режимных моментах совместная деятельность воспитателя и детей осуществляется при чтении и обсуждении художественных произведений, при заучивании стихотворений, при знакомстве с новым писателем или поэтом в центре книги «Читаем вместе» и «Читаем сами» (в процессе самостоятельной деятельности).
Следовательно, детская художественная литература имеет большие педагогические возможности, направленные на социализацию детей. Литературные произведения, отражающие мир человека, реальный и вымышленный, поступки героев, их чувства и эмоции, позитивно влияют на формирование и развитие коммуникативных умений у детей. В старшем дошкольном возрасте художественные тексты способствуют пониманию, что характер, привычки и эмоции каждого человека закладываются в детстве. Это связано с тем, что писатели в центре внимания ставят не поступки героев, а личность, имеющую свой характер.