Гарифуллина Алиса Равилевна
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад №2 "Рябинка", г. Бавлы
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Гарифуллина А.Р. Конспект занятия "Знакомство с линейкой" // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1979137
Методика дошкольного образования: познавательно развитие, социально –коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Используемая программа МБДОУ Детский сад N2 «Рябинка».
Программное содержание:
Цель: продолжать знакомить детей с линейкой.
Образовательная задача:
Развивать умение рисовать прямые линии и геометрические фигуры с использованием линейки.
Развивающая задача:
Воспитательная задача:
Вид занятия: интегрированное
Используемая литература: Е.В. Колесникова математика для школьников 6-7 лет; Л.С. Метлина
Оборудование: коробка, линейки по количеству детей, листы в клетку, простые карандаши по количеству детей, цифры от 1 до 10, таблица с зашифрованным словом, математические примеры, наклейки на каждого ребёнка.
Ход занятия
Вводная часть.
Воспитатель: — Добрый день, ребята. Давайте приготовимся:
Уши слушают — и всё слышат,
Глаза смотрят — и всё видят,
Ноги не мешают, руки помогают,
А голова — хорошо думает.
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, что у меня лежит на столе? Вы знаете, что это?
Дети: - Коробка
Воспитатель: - А как вы думаете, что в этой коробке?
- Вы будете мне задавать вопросы, предполагая, что там внутри, а я буду вам отвечать только «да» или «нет».
Дети:
Если дети затрудняются ответить, то загадываю им загадку:
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это линейка. Как вы думаете, для чего нужны линейки?
Дети:
Воспитатель: - С помощью чего ещё можно измерять предметы?
Дети:
Воспитатель: - Что вы видите на линейке?
Дети:
Воспитатель: - Для чего они нужны?
Дети:
Основная часть.
Практическая часть с линейками.
1. Задание «Проведи линии по линейке цветными карандашами»
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а что это на столе?
Дети: лист бумаги и цветные карандаши
Воспитатель: Как вы думаете, что мы с ними будем делать?
Дети:
Воспиит.: Правильно, ребята. А еще мы можем с вами с помощью линейки провести прямые и цветные линии.
Воспит. Для этого задания пройдите за столы, возьмите лист бумаги, линейку и цветные карандаши (синий, красный, желтый,зеленый). Перед вами лежат карандаши и линейка. Возьмите в правую руку красный карандаш, а в левую линейку. С помощью линейки проведите линию.
Дети проводят красную линию.
Воспит: У всех получилось?
Дети: Да
Воспит.: Какие карандаши у вас еще остались?
Дети: Синий, Зеленый, Желтый.
Воспит.: Правильно, молодцы. Проведем линии другими карандашами. Сначала синим, желтым, зелёным. В правую руку возьмите синий карандаш , а в левую линейку и проведем линию.
Воспит: Получилось?
Дети: Да.
Воспит: Хорошо. А теперь берем Желтый карандаш и проведем желтую линию.
Воспит: С какими карандашами мы еще не провели линии?
Дети: Зеленый.
Воспит: Правильно, ребята. Возьмите в правую руку зеленый карандаш, а в левую руку линейку и проведите линию.
Воспитатель: — У всех получилось? А какие у вас получились линии – кривые или прямые? Посмотрите внимательно на ваши линии.
Ответы детей: — Линии получились прямые.
Воспитатель: — Правильно ребята. Молодцы! А теперь давайте посчитаем наши линии. Сколько же линий вы нарисовали?
(Дети считают линии.)
Ответы детей: — Мы нарисовали 4 линий.
Воспитатель: — Правильно. А теперь посмотрите повнимательней и скажите, у всех правильно проведены линии. А какая по счёту синяя линия?
Ответы детей: — Синяя линия вторая.
Воспитатель: — Правильно дети. Синяя линия у нас вторая по счёту. А зелёная у нас линия, какая по счёту?
Ответы детей: — Зелёная линия четвёртая по счёту.
Воспитатель: — Правильно. Молодцы. А теперь посмотрите и скажите, синяя линия стоит по соседству с какими линиями?
Ответы детей: — Синяя линия стоит с красной и жёлтой.
Воспитатель: — Нет, дети. Синяя линия стоит за красной, но перед жёлтой. Давайте все вместе скажем правильно. (Дети вместе повторяют.)
Воспитатель: — Молодцы ,ребята! Мы с вами провели 4 линий.
- Ребята, можно ли с помощью линейки начертить любую геометрическую фигуру?
Дети: - нет, с помощью линейки можно начертить только фигуры, которые состоят из отрезков.
Воспитатель:- Молодцы, дети. Вы все справились с заданием. Давайте с вами немного отдохнём.
Физминутка:
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
Восп: Ребята, а какие геометрические фигуры нельзя начертить с помощью линейки?
Дети: - овал и круг.
Восп: Молодцы, ребята. Предлагаю проверить это.
2. Задание «Соединение точек»
Воспит. Ребята, для вас я приготовила задание, посмотрите и подумайте, что нужно здесь сделать.
Дети: Соединить точки.
Воспит. Правильно, а как вы думаете, для чего нужны точки?
Дети: что бы начертить линии
Воспит. Ребята, вы почти отгадали, в этом задании вам нужно соединить точки между собой. А что нам поможет, что бы наши линии были прямыми?
Дети: линейка.
Воспитатель: Правильно. Ребята, при помощи линейки и простого карандаша соедините точки. (Помогаю детям соединить точки на листе.)
Воспитатель: Какие у вас получились фигуры? Назовите их.
Ответы детей: треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция.
Воспитатель: Сколько их всего? А как можно ещё назвать эти фигуры?
Ответы детей: Это геометрически фигуры.
3. Игра «Неделя, стройся».
Воспитатель: Ребята у меня для вас есть карточки. Что на них изображено?
Дети: круги.
Воспитатель: Посмотрите, чем они отличаются?
Дети: на всех карточках разное количество кругов.
Воспит. Правильно. Количество кругов означает дни недели. Давайте вспомним их.
1 день это?
Дети: понедельник.
Воспит.. Второй?
Дети: вторники т.д.
Воспит. Правильно. Сейчас я каждому раздам карточки и вам нужно будет занять место по дням недели.
По команде воспитателя дети должны занять свое место и назвать день недели.
4. Задание «Измерь длину».
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием.
Ребята, пройдите за столы. На столе у вас лежит задание. Слушайте внимательно, как надо его сделать.
Воспитатель: Однажды Лиса собралась в гости к Зайцу, но столкнулась с препятствием по дороге к зайцу протекала река, и через неё она никак не могла пройти. Как помочь Лисе, что мы можем дорисовать, чтоб лиса перебралась на другой берег?
Ответы детей: - Мост.
Воспитатель: давайте соединим точки с помощью линейки и получится мост. Но у каждого из Вас мост получился разной длины, давайте измерим его с помощью линейки. И скажем, какой длины мост у каждого из Вас.
Ответы детей: 2, 3, 5, 8,4,3.
Заключительная часть:
Воспитатель: - Молодцы ,со всеми заданиями справились. Прежде, чем раздать вам в награду наклейки, давайте подведём итог занятия. Что мы сегодня делали? Что вам особенно понравилось? Какое задание для вас было самым трудным?
Дети: Мы проводили линии с помощью линейки; измеряли длины; соединяли точки, что бы получить геометрическую фигуру; помогли лисе перейти на другой берег.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня многое узнали. Мы теперь можем проводить прямые линии при помощи линейки, чертить геометрически фигуры, измерять длину. Вы мне очень понравились, были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось показать нашим гостям, что математика интересный предмет.